Основы руководства организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является установление связи между стилем руководства и эффективностью деятельности организации, как в теоретическом плане, так и в практике управления на примере деятельности директора салона красоты.
Реализация поставленной цели потребовала решения в теоретической части работы следующих задач: изучение элементов руководства - власти и влияния; рассмотрение источников и форм власти; изучение понятия лидерства, а также освещение результатов многочисленных исследований стилей управления, их квалификации. В практической части исследования, поставлена задача, определения результатов применения стиля руководства и его влияния на эффективность управления, в реально действующем предприятии – салоне красоты «Краса России».

Содержание

Введение 3
1. Основы руководства организацией 5
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль 5
1.2. Источники власти в организации 14
1.3. Формы и методы влияния 18
2. Характеристика лидера предприятия 26
2.1.Стиль лидерства: характеристика и анализ 26
2.2. Влияние лидера 32
2.3. Оценка эффективности работы лидера 36
Заключение 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Власть, влияние, лидер.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Сидорова - обладает сильными волевыми качествами, испытывает острую потребность  во власти. Умеет манипулировать мнениями и поведением людей. В салоне имеет статус личной хорошей знакомой собственника (вместе учились в школе, подруги). Среди учениц и некоторых других сотрудников имеет сильный авторитет. Данную работу расценивает скорее как хобби, чем источник дохода, т.к. не испытывает недостатка в финансовых ресурсах (супруг удачный предприниматель).  На работу была принята лично собственником салона. Сидорова рассчитывала на должность, которую заняла Иванова, считая, что только она в данном коллективе обладает всеми необходимыми моральными и личными качествами для этого.  При  этом она забывала о своем недостаточном уровне и опыте профессиональной подготовки, а также  низкой служебной дисциплине.  Когда ее надежды не оправдались, она, пользуясь поддержкой части сотрудников, и злоупотребляя личными отношениями с собственником салона, попыталась показать неспособность Ивановой управлять коллективом. При этом раздавала необоснованные обещания о повышении зарплаты сотрудникам, в случае если она станет директором. В результате – служебная дисциплина коллектива резко покатилась вниз.

  1. Необоснованные некоторые издержки. Закуп необходимой для деятельности салона продукции, производился небольшими партиями. Предпочтение отдавалось недорогой продукции. Поэтому, скидки на партию товара, предоставляемые в оптовой торговле были незначительными, следовательно, цена на нее была более высокой. В издержки можно также  отнести и зарплаты двух человек, осуществлявших контроль за сотрудниками, т.к. прибыли салону они не приносили, а  эффективности от их работы не было.
  2. Неэффективная реклама. Как известно, реклама двигатель прогресса и движущая сила бизнеса в условиях конкуренции. Экономить на рекламе в рыночной экономике невыгодно. При этом реклама должна иметь системный продуманный характер, быть представлена в доступной форме,  и воздействовать именно на того клиента, для которого предназначена продукция, услуга и т.п. Бессмысленно размещать рекламу швейцарских часов, стоимостью в 10000$, например, в газете «Работа и вакансии». Собственником салона рекламе не только не уделялось достаточного внимания, более того она была неэффективна, т.к. размещалась в основном в изданиях бесплатных объявлений, либо в виде бегущей строки на одном из телеканалов.
  3. Недостаточное финансирование, и неспособность собственника оперативно реагировать на изменения вкусов и запросов клиентов, отслеживать новые тенденции в парикмахерском бизнесе.  Недостаток финансирования проявлялся в неэффективной рекламе, в непродуманной политике закупки продукции, а также в нежелании собственника вкладывать средства в новые линии и технологии, получающие развитие в парикмахерском искусстве. Например, в последнее время, среди клиентов стала пользоваться спросом услуга по наращиванию ногтей. Данная услуга составляет существенную статью прибыли среди салонов ее предоставляющих. Но для этого необходимо обучить сотрудника (требует значительных средств), а также выделять ежемесячно средства на приобретение необходимых для данной услуги компонентов. Если не отслеживать новые тенденции, и придерживаться консервативных взглядов, то в условиях постоянно меняющейся внешней среды и возрастающей конкуренции можно оказаться на задворках успешного бизнеса.
  4. Конкуренция. В последнее время в городе проявляется тенденция открытия новых салонов красоты, центров коррекции фигуры, увеличивается процент мастеров-индивидуалов, работающих на дому, соответственно в данном бизнесе борьба за клиента ведется с нарастающей прогрессией, и эту борьбу выигрывают только лучшие. Открытие в том же районе, где расположен салон красоты «Краса России», еще одной парикмахерской, и деятельность индивидуалов-надомников (с уровнем цен значительно ниже), чем в салоне, а также низкая трудовая дисциплина мастеров салона, негативно сказалось на потоке клиентов, а следовательно и  на прибыли.

Учитывая сложившуюся обстановку, необходимо было срочно, с учетом  выявленных негативных факторов разработать антикризисную политику, и для этого нужен был профессионал, лидер, способный поставить задачи, сплотить трудовой коллектив, а также убедить по некоторым принципиальным вопросам собственника салона. Данная нелегкая роль выпала на долю нового директора Павловой.

Характерные черты лидера новый директор Павлова,  проявила уже в тот короткий период, когда она знакомилась с  положением  дел салона,  и лично с каждым из сотрудников.  Несмотря на настороженность со стороны персонала и  на те  деформации и изменения, которые всегда связанны с появлением нового члена организации21,  четкость поставленных целей и задач, а также решительные и последовательные действия, способствовали тому, что  лед недоверия со стороны большинства сотрудников в отношении нового директора – растаял. Теперь в арсенале нового директора были помимо законной власти, также и источники экспертной и эталонной власти.

2.2. Влияние лидера

Как быдл показано в первой главе работы, эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей22. Одной из таких способностей является –решительность, и смелость в принятии решений. Людям изначально присуще следовать за решительными лидерами, у которых слова не расходятся с делом. Выявленные недостатки в работе салона потребовали решительных действий со стороны нового директора,  прежде всего настойчивости и последовательности, в решении многих принципиальных вопросов с собственником предприятия. Для этого  пришлось приложить не мало усилий, чтобы сломать сложившуюся систему оплаты работникам, а также повысить уровень финансирования салона.

В первую очередь, на основании положений норм ТК РФ были разработаны должностные обязанности каждого работника, установлен внутренний распорядок организации, оговорены порядок и время отдыха и перерывов, урегулированы условия и порядок оплаты труда, а также были разъяснены и закреплены санкции за нарушение трудовой дисциплины. С каждым работником был заключен индивидуальный трудовой договор, где и были закреплены эти основные положения.  Оплата труда теперь представляла собой прозрачную схему, зависящую от квалификации, способностей и желания работать каждого мастера. Из нее были исключены вычеты за продукцию. Для основы был выведен средний базовый процент на все оказываемые услуги (тем самым, исключалась градация на популярные и непопулярные услуги), к которому от желания, и квалификации каждого работника прибавлялись дополнительные проценты. Например,  25% (базовый на все услуги) + 5 % (за преданность фирме, проработавшим 1,5 года) + 1,5% (за  каждый последующий разряд квалификации) + проценты за перевыполнение плана.23 Тем самым данная схема, мотивировала работника дольше работать в данной организации, повышать свою квалификацию, нарабатывать клиентскую базу, увеличивать валовую выручку.

Так, высокая квалификация пропорционально влияла и на цену услуги. Например, у мастера цена стрижки, была выше на 30%, чем у ученика, и  данное положение было закреплено в прейскуранте услуг.  Более того, стали, проводится месячники на звание  лучшего мастера,  фотография победителя вывешивалась на доступном для клиентов месте, последние же в свою очередь старались записаться к лучшему мастеру. Это в свою очередь, влияло на клиентскую базу каждого мастера, соответственно он все меньше простаивал из-за отсутствия клиентов, так как администраторы теперь осуществляли к нему предварительную запись. Дух соревнования охватил почти всех, заставляя, трудится и мастеров и учениц. Валовая выручка значительно повысилась у всех.

Нарушать дисциплину перестали, почти сразу после ответных  законных и справедливых мер, предпринятых руководителем. Но в основном это объяснялось устранением причин, порождавших нарушение дисциплины. В частности, Павлова выяснила, что некоторым работникам нужно задерживаться по утрам, т.к. необходимо отвести ребенка в садик, а некоторым, наоборот, на час раньше по той же причине уйти с работы вечером. К каждому был применен дифференцированный подход, позволявший решать личные проблемы не в ущерб общему делу24.

Без сомнений, о  качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое. Можно констатировать тот факт, что новому директору удалось сплотить коллектив в единое целое.

Руководителю предоставлено законное право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый руководитель слабых. Теперь новый директор мог оказывать влияние на работников не только методом заинтересованности, поощрения, но и методом принуждения. Так, предварительно исчерпав  все законные средства дисциплинарного воздействия, предоставленные ТК РФ, за систематических опозданий, грубость с клиентами и т.п. нарушениями, была уволена по соответствующей статье ТК РФ,   мастер интимных причесок Сидорова, а так же один из администраторов (после возмещения ущерба нанесенного его действиями салону). Была сокращена должность уборщика, ее обязанности теперь по очереди выполнял в соответствии с графиком каждый мастер.

Были проведены ревизия, и налажен учет всей продукции, который осуществляют теперь администраторы, более того теперь сотрудники имеют право приобретать для себя продукцию со значительной скидкой, либо с отсрочкой. Хищения, либо недостача прекратились.  Так  как надобность в контролирующих должностях отпала, данным работникам была предложена другая работа, на которую они с радостью согласились (после соответствующего обучения, один стал мастером по наращиванию ногтей, другой мастером body-art - художественной росписи по телу).

Иванова, вернувшаяся на должность администратора, объективно признав несостоятельность своего руководства, стала активно помогать новому директору в   сплочении коллектива, а также в осуществлении позитивных преобразований в деятельности салона.

Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие- подчинённые, важный элемент воздействия лидера.  Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении. После того, как коллектив салона был сплочен, достаточно мотивирован, перед ним были поставлены ясные и четкие цели, многие сотрудники стали проявлять разумную инициативу и выдвигать обоснованные предложения. Поощрять данные устремления, важная характеристика настоящего лидера. Этим в должной мере также  умела пользоваться Павлова.  В частности она не только вовремя поддержала предложение одного из мастеров по поводу эффективной рекламы, но и тут же поощрила его, вручив при всех  сотрудниках небольшую премию. Данным поступком она вызвала приступ энтузиазма, среди остальных подчиненных, и в дальнейшем многие из реальных предложений были использованы в деятельности салона. Теперь рекламе в салоне уделяли должное значение.

Так, в частности лично Павловой все-таки  удалось создать WEB-сайт салона, на котором были подробно освещены услуги салона, цены на них и на продукцию, а также публиковались последние известия из мира парикмахерского искусства и многое другое. Посетители сайта, могут рассчитывать на подробный профессиональный ответ, на вопрос, касающийся услуг, продукции, которую реализует салон, а  жители города могут здесь же осуществить предварительную запись на любую услугу (постепенно сайт завоевал популярность в определенных кругах пользователей). Была также создана и клиентская база, и теперь постоянные клиенты на кануне юбилея или другого значительного в их жизни или страны события, получают лично им адресованные поздравления, и приглашение посетить салон с предоставлением значительной скидки на любую оказанную им в этот день услугу. Данных оригинальный ход принес значительные плоды на дерево репутации салона.

В ходе своей предыдущей работы Павлова завоевала положительную репутацию среди крупных поставщиков косметики и парфюмерии.  Павлова предложила им продолжить взаимовыгодное сотрудничество, эти фирмы не только  вновь возобновляли работу с проверенным клиентом, но и в ее лице получали еще один дополнительный выход на наш регион своей высококачественной продукции. Поэтому предложили Павловой  реализацию данной продукции на выгодных условиях, не только со значительной скидкой, но и под реализацию товара. Часть  данной продукции, принося реальную прибыль без вложений финансов, шла на нужды салона, а часть реализовывалась среди прежних клиентов Павловой. Это также привело к существенному повышению оплаты труда мастеров. После проведенных мастер-классов по индивидуальному  продвижению данной продукции, каждый мастер получил навыки продавца и мог в ходе, например, стрижки, не только рассказать о достоинствах данной продукции, но и по желанию клиента, применить ее при окрашивании волос.  Как следствие, клиент не только получал услугу и  консультацию, но и старался приобрести хорошую продукцию. С каждой продажи мастер имел оговоренный %.

В отношении конкурентов, был применен также оригинальный ход. Еженедельно, по пятницам, после полудня, проводится акция «Достойное качество, по доступной цене». Ее  проводят ученицы салона, оказывая только услугу стрижки.  По выражению клиентов: «Там (у конкурентов) стригут машинкой  как на конвейере, у Вас индивидуальный подход к каждому». В конечном счете, данный ход позволил не только увеличить практический опыт учениц, привить вкус и качество  салона неискушенным качеством посетителям, но расширить клиентскую базу.

Как мы выяснили в первой главе, для  того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – необходимо иметь основу власти. Данная власть Павловой была дана. Для того чтобы обладать реальной властью, руководитель должен иметь возможность держать под своим контролем «что-либо», имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от менеджера и заставит его действовать так, как он пожелает. Раньше работники не держались за данную работу, фактически были неуправляемыми.  Теперь  «что-то», что может держать под контролем Павлова -  есть у всех ее сотрудников.  Страх, вознаграждение, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Как показал анализ деятельности нового директора,  она может эффективно использовать данные инструменты  в ходе управления салона красоты «Краса России».

2.3. Оценка эффективности  работы лидера

 

Эффективность управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности фирмы и затрат на управление или полных затрат организации; в узком смысле - соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на  их достижение.

Существует три вида эффективности:

  • Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий  и затрат на их достижение.
  • Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
  • Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение.

Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения.

Информация о работе Основы руководства организацией