Основы управления предприятиями общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка мероприятий по повышении эффективности управления предприятием общественного питания.
Задачи исследования: рассмотреть теоретические основы управления предприятиями общественного питания; провести анализ организации и управления предприятием общественного питания на примере кафе «Центральное» г. Инза; разработать рекомендации по совершенствованию управления на предприятии общественного питания.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления предприятиями общественного питания 5
1.1 Анализ состояния и тенденции развития сферы общественного питания 5
1.2 Принципы и задачи управления развитием предприятий общественного питания 17
2. Анализ организации и управления предприятием общественного питания на примере ООО «-» г. Москвы 31
2.1 Краткая характеристика ООО «-» 31
2.2 Организация и управление ООО «-» 34
2.2.1 Анализ организации производства на ООО «-» 34
2.2.2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «-» 40
2.2.3 Анализ управления персоналом ООО «-» 65
2.2.4 Анализ управления финансами ООО «-» 74
2.2.5 Выводы по результатам анализа 81
3. Совершенствование организации и управления ООО «-» 84
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления ООО «-» 84
3.2 Экономический эффект от предложенных рекомендаций 94
Заключение 101
Список литературы 104
Приложения 110

Вложенные файлы: 1 файл

Практика преддипломная.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Так как в данной отрасли уровень  конкуренции достаточно высок, удерживать свои позиции ресторану приходится с помощью расширения спектра  услуг, улучшения их качества и продвижения товара на рынок.

Вывод: ключевым фактором, на котором  следует сосредоточить анализ стратегии - уровень конкуренции в отрасли, являющийся достаточно высоким.

Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования  деятельности любого предприятия. Поэтому каждый ресторан должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля менеджеров и могут оказать влияние на его стратегию.

Проведем анализ сильных и слабых сторон ресторана. Это удобно сделать в форме SWOT-анализа (табл .2.2).

 

Таблица  2.2- Матрица SWOT-анализа

 

Возможности

1. Использование современных  систем автоматизации (+5);

2. Расширение ассортимента (+5);

3. Хорошие возможности  для диверсификации (+5);

Угрозы

1. Появление новых  конкурентов 

2. Снижение потребителей  в условиях финансового кризиса 

3. Угрозы расторжения  договора аренды на здание 

Сильные стороны

1. Выгодное месторасположение  (+5);

2. Репутация. Предприятие  работает на рынке услуг общественного питания почти 10 лет (+10)

3.

1. Стратегия роста  (использование сильных сторон  предприятия для реализации возможностей,  связанных с внешней средой)

Цель деятельности –  получение максимальной прибыли

Стратегические альтернативы:

1. Концентрированный  (интенсивный рост):

а) усиление позиций на рынке;

б) расширение рынка;

2 Диверсифицированный  рост:

а) центральная диверсификация (более полное использование возможностей освоенного рынка)

1. Стратегия роста,  направленная на смягчение внешних  угроз на рынке

Цель деятельности: завоевание лидирующих позиций на рынке

Стратегические альтернативы:

1. Диверсификация, прежде  всего, освоение новых рынков. Для ресторана «-»: самостоятельность ресурсов ослабляет действие угроз, создает возможности проведения независимой финансовой политики

Слабые стороны

1. Низкая платежеспособность

(-10)

2. Несовершенство складского  хозяйства (-5)

3. Высокий уровень  ручного труда (-5)

Стратегия стабильности (ограниченный рост – минимизация  влияния слабых сторон предприятия)

Цель деятельности: рост объемов продаж

Стратегические альтернативы:

1. Ориентация на инновации  (инновация в данном случае  – создание новой оргструктуры, посредством усовершенствования  старой и выработки  видения  работников)

Стратегия  минимизации  влияния слабых сторон предприятия и угроз внешней среды:

Цель – обеспечение  безубыточности коммерческой деятельности


 

Слабые стороны ООО «-»: низкая платежеспособность, неэффективность складского хозяйства,

На конец периода значение показателя установилось на уровне 0,45, что говорит о том, что предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность, так как показатель меньше единицы.

Уменьшение стоимости компьютерной техники и развитие информационных технологий может быть использовано ресторанным комплексом для внедрения более совершенных систем автоматизации ресторанов, а это, в свою очередь упростит ведение отчетности, повысит скорость обслуживания посетителей, будет способствовать оптимизации процессов оформления заказа. Современные системы автоматизации усилят контроль над действиями персонала, расходами продуктов, перечнем оказанных услуг, повысят точность и объективность расчетов, что ускорит принятие управленческих решений. Внедрение современных информационных технологий позволит также грамотно организовать маркетинговую информационную систему на предприятии.

Хорошие возможности для диверсификации: неиспользуемые производственно –  административные площади, высококвалифицированный  персонал и наличие идей создают  предпосылки использования помещений  максимально эффективно, например, организовать прачечные на больших площадях, требующих значительной арендной платы.

Обслуживание дополнительных групп  потребителей, например, организация  детских праздников с приглашением знаменитых артистов, а также возможность  заказа столиков посредством электронной почты, дают преимущество исследуемому предприятию перед конкурентами. В то же время наличие эксклюзивных блюд, относительно невысокие цены, разнообразное меню и рост числа постоянных корпоративных клиентов позволят избежать конкурентной угрозы.

Регулярные победы на выставках  кулинарных искусств складывают репутацию  производителя высококачественной продукции, и несмотря на возможные  изменения во вкусах и потребностях клиентов, можно со значительной степенью уверенности утверждать, что на первом месте всегда останется качество выпускаемой продукции, а это создает возможности дальнейшего роста числа посетителей ресторанного комплекса. Более того, как выяснилось в ходе проведенного маркетингового исследования, в настоящее время деятельность предприятия в значительной степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, что усиливает его преимущества перед конкурентами.

Несовершенство складского хозяйства, высокий уровень ручного труда  и т. п. могут воспрепятствовать  включению ресторана в ряд ведущих лидеров среди предприятий общественного питания. Поэтому необходимым является внедрение современных складских технологий, усовершенствование системы распределения товара.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности ресторана ООО «-», при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества.

Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования  деятельности любого предприятия. Поэтому каждый ресторан должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля менеджеров и могут оказать влияние на его стратегию.

Далее проведем оценку конкурентоспособности ресторана ООО «-»  по методике «4Р» (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 - Оценка конкурентоспособности ресторана ООО «-» по методике «4Р»

Факторы конкурентоспособности

ООО «-»

Конкуренты

«Золотая рыбка»

«Китежь бар»

«Belezza»

«1Р» — продукт

       

Вкусовые качества продукции

5

5

4

3

Свежесть продукции

5

4

4

2

Время приготовления  пищи

4

5

5

4

Торговля марка

4

5

4

4

Качество  обслуживания

4

4

3

3

Ассортимент продукции  и услуг

4

4

5

4

Внешний вид персонала

5

5

4

3

Сумма

31

32

29

23

«2Р» — цена

       

Розничная

4

4

4

5

Виды скидок

4

3

4

3

Условия расчетов

5

4

3

4

Сумма

18

11

14

16

«ЗР» — каналы сбыта

       

Степень охвата рынка

4

4

5

3

Регионы сбыта

4

5

2

4

Эффективность сбытовой сети

4

5

3

3

Сумма

12

14

10

10

«4Р» — продвижение на рынке

       

Каналы рекламы

4

5

2

3

Бюджет рекламы

4

4

3

3

Связи с общественностью

4

4

5

2

Сумма

12

13

10

8


 

 

Экспертами выступали руководящие  работники ресторана ООО «-»: директор, заведующий производством, менеджер обслуживания. Для получения информации использовался метод экспертного полуструктурированного интервью. Как правило, средняя продолжительность интервью составляла один час.

Каждому из оцениваемых показателей  была выставлена экспертная оценка от 1 до 5 баллов. Присвоение оценки 1 балл означает слабую конкурентную позицию по определенному показателю, 5 баллов — сильную. Из табл. 2.4, следует сделать вывод, что конкурентные позиции ресторана ООО «-» слабы по таким направлениям как каналы сбыта и каналы рекламы. Рекламная политика ресторана ООО «-» достаточно слабая, не используется реклама в Интернете, однако создание собственной страницы в сети Интернет, возможность приема заказов через сайт – могут значительно повысить посещаемость ресторана.

Анализируя ситуацию на рынке сбыта  услуг ресторана можно прийти к выводу, что основными конкурентами являются ресторан «Золотая рыбка», ресторан «Китежь бар». Их продукция почти всегда отличается хорошим качеством, широким ассортиментом. Основной недостаток – достаточно высокие цены.

Результаты исследования конкурентов можно представить в виде сравнительной таблицы 2.4.

Таблица 2.4 - Результаты исследования конкурентов

Параметр

«Китежь бар»

«Золотая рыбка»

ООО «-»

1. Качество продукции

4

4,5

5

2. Качество обслуживания

4

3

5

4. Цена

4

4

5

5. Реклама

2

3

5

6. Месторасположение

4

5

5

7. Привлекательный внешний  вид (вывеска, фасад )

4

4

5

8. Интерьер ресторана

4

4

5


 

Результаты исследования конкурентов  проводились также методом экспертных оценок. Экспертами выступали руководящие  работники ресторана ООО «-». Оценки выставлялись по 5-балльной шкале.

Оценка параметров производится по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру  до доминирующей позиции).

Далее оформляется матрица конкурентной реакции. Для этого необходимо оценить финансово-экономическое, рыночное положение конкурентов (табл. 2.5).

Таблица 2.5 - Матрица конкурентной реакции на рынке

Услуги ресторана ООО  «-»

Услуги ресторана «Китежь бар»

Услуги ресторана «Золотая рыбка»

Цена

Реклама

Качество

Цена

Реклама

Качество

Цена

5%

10%

5%

10%

12%

5%

Реклама

2%

5%

2%

5%

5%

3%

Качество

10%

2%

10%

15%

2%

10%


 

Если ресторан ООО «-» изменит цену, то есть снизит ее на 10%, то конкуренты вынуждены будут снизить цены: ресторан «Китежь бар» - на 5%, а ресторан «Золотая рыбка» - на 10%, при этом им придется увеличить расходы на рекламу соответственно: на 10% и на 12%; им также придется улучшить качество соответственно: на 5% и на 5%.

Если ресторан ООО «-» увеличит расходы на рекламу на 10%, то «Китежь бар» снизит свои цены на 2%, а «Золотая рыбка» - на 5%.Им придется увеличить расходы на рекламу соответственно на 5% «Китежь бар» и на 5% «Золотая рыбка» и улучшить качество услуг «Китежь бар» на 2%, «Золотая рыбка» на 3%.

Если ресторан ООО «-» улучшит качество услуг на 10%, то «Китежь бар» снизит цену на 10%, а «Золотая рыбка» - на 15%.Они увеличат расходы на рекламу «Китежь бар» на 2%, «Золотая рыбка» на 2%. Кроме того, они попытаются улучшить качество услуг соответственно «Китежь бар» на 10%, «Золотая рыбка» на 10%.

Вывод: Если повышается качество услуг, то пропорционально повышается цена услуг. Снижение цены может быть достигнуто либо за счет реализации стратегии фирмы по ресурсосбережению, либо за счет уменьшения прибыли с целью ускорения реализации неконкурентоспособных услуг. Действие фирмы по усилению рекламы сопровождается, как правило, дополнительными затратами. Конкурентная реализация на рынке ресторанных услуг г. Москвы достаточно эластична. Таким образом, ресторан ООО «-» должен адекватно реагировать на действия конкурентов.

Следующая методика оценки конкурентоспособности  ООО «-» - методика, предложенная фирмой «Дан энд Брэдстрит» (табл. 2.6).

Таблица 2.6 – Оценка конкурентоспособности ООО «-» по методике, предложенной фирмой «Дан энд Брэдстрит» (по состоянию на конец 2008 г.)

Факторы конкурентоспособности

ООО «-»

Конкуренты

«Золотая рыбка»

«Китежь бар»

«Belezza»

Показатели, отражающие эффективность производственно-сбытовой деятельности фирм отрасли

       

отношение чистой прибыли  к чистым продажам

0,313

0,230

0,180

0,245

отношение чистой прибыли  к чистой стоимости материальных активов

0,90

0,95

0,98

0,95

отношение чистой прибыли  к чистому оборотному капиталу

0,52

0,55

0,65

0,67

Показатели, отражающие производственную сферу деятельности фирмы – интенсивность использования основного и оборотного капитала

       

отношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов

2,66

3,01

2,8

2,6

отношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу,

2,17

3,03

2,5

2,8

отношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов

5,1

3,2

4,8

4,2

отношение основного  капитала к стоимости материальных активов

1

0,9

0,8

1,1

отношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу

0,42

0,56

0,65

0,37

Показатели, отражающие финансовую деятельность

       

отношение оборотного капитала к текущему долгу (погашаемому в  течение 1 года)

0,80

0,72

1,01

0,95

период оплаты текущих  счетов

4,8

5,0

6,0

10,0

отношение текущего долга  к стоимости материальных активов

1,45

1,01

0,87

0,95

отношение текущего долга  к стоимости материально-производственных запасов

2,91

1,5

1,3

2,0

отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу

0,37

0,56

0,64

0,95

Информация о работе Основы управления предприятиями общественного питания