Особенности принятия решений в процессе муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Структура управленческих решений 6
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 6
1.2 Субъекты управленческих решений 10
1.3 Объекты управленческих решений 11
ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления 13
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 13
2.2 Целевая ориентация управленческих решений в муниципальном управлении 18
2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 20
ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений 26
3.1 Процесс принятия управленческих решений 26
3.2 Проблемы при практическом применении управленческих решений 30
3.3 Пример принятия управленческого решения в городе Н. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно –  распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

Синтезируя  различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного  воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

1.3 Объекты управленческих  решений

Объект  управленческих решений – система  отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Управленческие  решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:

1) осуществление  текущих целей и задач управляющего  субъекта;

2) необходимость  изменений в самой организации  под влиянием как внешних, так и внутренних факторов;

3) решение  возникшей проблемы, требующей оперативного  или долговременного разрешения;

4) необходимость  поиска и выявления новых ресурсов  деятельности организации;

5) прогнозирование  и определение социально –  экономического развития;

6) разработка  программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

Итак, управленческие решения принимаются определенными  полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений  организации. Регулируют различные  вопросы, связанные с процессом  управленческой деятельности, которая  всегда предполагает значительную ответственность  управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать  на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению  возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

Если  управленческое решение принимается  коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.

Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или  разрешения проблемы.

ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления

2.1 Понятие, функции  и задачи муниципального управления

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное  явление, которое порождает различные  подходы к его исследованию.

Под местным  самоуправлением понимается организация  власти на местах, предполагающая самостоятельное  решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о  местном самоуправлении местным  органам власти и их должностным  лицам предоставляется право  и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять  в рамках закона и под свою ответственность  важной частью публичных дел в  интересах своего населения.

Рассмотрим  функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и  операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в  социально-экономических системах (к которым относится и местное  самоуправление) объективны по своей  природе и реализуются путём  принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются:

1) прогнозирование  изменений в развитии каких-либо  событий и процессов на основе  полученной информации о прошлом  и настоящем с учётом всех  условий и факторов влияния;

2) планирование  – определение направлений, формулирование  целей, постановка задач, определение  перечня мероприятий для решения  задач, выбор конкретных количественных  и качественных показателей в  организации деятельности;

3) выработка,  обоснование и принятие решений  и организация их исполнения;

4) распорядительство  и координация действий субъектов,  осуществляющих деятельность по  реализации управленческого решения;

5) правовое  регулирование исполнительно-распорядительной  деятельности;

6) контроль  с целью выявить и устранить  отклонения в реализации решений  и принятие мер к нарушителям;

7) учёт  людских, материальных и финансовых  ресурсов;

8) информационное  обеспечение и информационно-аналитическая  работа;

9) кадровое, материально-техническое обеспечение,  финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для  исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные  с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права.

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым  задачи и обеспечивают их решение.

Задачи  – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится  к сформулированной цели. Термин "решение  задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как  план (способ) решения задачи; б) решение  как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана решения.

В отличие от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации – вторичны.

Рассмотрим  организационные принципы управления.

1) Принцип  плавности выражается в разработке  различных программ развития  хозяйства, прогнозировании результатов  региональных программ, расчётах  по наиболее эффективному использованию  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов, определении приоритетных  целей и задач.

2) Принцип  объективности требует анализа  и учёта фактического состояния  и развития процессов и явлений,  условий, существующих в социальной  среде, влияния демографических  и других факторов, а также  закономерностей взаимодействия  общества с природной средой  в целях реализации оптимального  управления.

3) Принцип  дифференциации (разделения) и фиксирования  функций и полномочий каждого  из должностных лиц, что крайне  важно для правильного подбора  и расстановки муниципальных  служащих в соответствии с  их профессиональной подготовкой  и опытом работы, а также разработки  организационных структур управления  в соответствии с объективными  функциями.

4) Принцип  научности заключается в применении  научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5) Принцип  рациональности заключается в  том, что цели и задачи управления  должны достигаться при наименьших  финансовых, ресурсных (силах и  средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.  Рациональность управления базируется  на разработке научно обоснованных  вариантов решений, их сравнении  и выборе наилучшего.

6) В тесной  связи с принципом рациональности  находится принцип ответственности  субъектов исполнительной власти  за результаты работы в целом.  Это обеспечивается нормативно-правовым  закреплением полномочий, задач,  функций, структуры, форм и  методов работы.

7) Принцип  единоначалия заключается в том,  что вопросы текущего оперативного  управления осуществляются путём  единоначалия, например, принятие распоряжений  главой администрации муниципального  образования.

8) Особую  роль в муниципальном управлении  отводится принципу отраслевого  управления. В соответствии с  ним для решения определённой  группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9) Принцип  двойного подчинения обеспечивает  сочетание начал централизации  в руководстве с учётом местных  условий (например, управление муниципальной  милицией).

Организационные принципы закрепляются в уставах  субъектов Российской Федерации.

Процесс управления включает в себя несколько  этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру  взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько  типов:

1. Если  осуществление этапов происходит  в строгой последовательности  и есть достаточная определенность  по всем этапам процесса управления  и уверенность в их осуществлении,  то такой процесс управления  относится к линейному типу: цели  – ситуация – проблема –  решение.

2. Если  при выполнении какого-либо этапа  предыдущий нуждается в корректировке и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.

3. Когда  нет возможности выделить главную  проблему и принять единственное  решение, тип процесса управления  характеризуется как разветвленный.

4. Если  цель формируется в условиях  неопределенности как предварительная,  на первое место выходит задача  анализа ситуации, процесс в этом  случае носит название ситуационного.

5. Если  приходится непрерывно уточнять  ситуацию и корректировать проблему, процесс может быть назван  поисковым.

Особенности принятия решения в органах муниципального управления:

1. Преобладание  стратегических решений социальной  направленности как директивных  актов, направляющих, организующих  и мотивирующих коллективные  действия людей для достижения  стратегических целей. Стратегические  решения должны быть обоснованными,  своевременными, экономичными и  приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование  общей концепции, выработка нескольких  альтернатив и выбор наилучшего  решения.

2. Наличие  у управленцев умения выявить  зарождение стратегических противоречий  города, региона.

3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

4. Низкая  мотивация исполнителей управленческого  решения.

Итак, мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.

2.2 Целевая ориентация  управленческих решений в муниципальном  управлении

Информация о работе Особенности принятия решений в процессе муниципального управления