Особенности принятия решений в процессе муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Структура управленческих решений 6
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 6
1.2 Субъекты управленческих решений 10
1.3 Объекты управленческих решений 11
ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления 13
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 13
2.2 Целевая ориентация управленческих решений в муниципальном управлении 18
2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 20
ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений 26
3.1 Процесс принятия управленческих решений 26
3.2 Проблемы при практическом применении управленческих решений 30
3.3 Пример принятия управленческого решения в городе Н. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать файл)

Бывают ситуации, когда формально  устанавливаемые, открытые, провозглашенные  цели не являются действительными, реальными, определяющими функционирование системы. Например, целью предприятия ЖКХ  может считаться предоставление качественных услуг населению города. Для специалиста по системному анализу  такая цель становится действительной лишь тогда, когда ни при каких  условиях она не подменяется другими, скрытыми, непровозглашенными. Так, если предприятия ЖКХ ради получения  прибыли снижают качество предоставляемых  услуг, то формально провозглашенная  цель замещается другими противоречащими  ей "скрытыми" целями, которые  фактически управляют предприятием ЖКХ и приводят к незапланированным  результатам. Необходимо предусмотреть  выявление побочных "скрытых" целей путем определения тех  факторов, которые их порождают. Если специалисты и эксперты проведут свои исследования исходя из провозглашенных  целей, а подсистемы МО работают, руководствуясь непровозглашенными целями, то предложения  специалистов могут не привести к  положительному результату.

Вероятность замены установленных  целей "скрытыми", носящими личный характер, увеличивается при нечетком определении целей или недостаточном  внимании к вопросам целеполагания. Некоторые цели системы могут  быть несовместимыми, противоречивыми. Например, подразделение муниципалитета может одновременно стремиться увеличить  объем обрабатываемых документов, улучшить процедуру приема граждан, уменьшить  расходы на содержание персонала  и т. д.

Рассмотрим, например, декомпозицию целей  управления городом по уровням. Основной, или глобальной, целью первого  уровня является повышение качества жизни населения, привлекательности  города для проживания и развития бизнеса.

Основная цель включает следующие стратегические цели второго уровня:

  • управленческая цель - предполагает развитие самоуправления, соблюдение законодательства, организацию эффективного взаимодействия органов власти и управления;
  • социальная цель направлена на обеспечение профессионального и общекультурного развития личности, здорового образа жизни, улучшения условий труда, внедрение принципов социальной справедливости;
  • экономическая цель — планомерное развитие региона или города в результате максимизации доходов бюджета, роста прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов и малого предпринимательства;
  • градостроительная цель предполагает комплексное формирование инфраструктуры региона или города на основе рационального использования природных ресурсов, коммуникаций, коммунального хозяйства, соблюдения экологических стандартов.

Цели муниципального управления определяют функции, формы, методы и средства управления. Правильная постановка целей имеет  решающее значение в процессе разработки управленческих решений и организации муниципального управления. Если цели сформулированы расплывчато, бессмысленно ждать четкой организации работы и эффективного управления.

Критерий достижения цели выражается как показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими альтернативами. Он имеет количественную оценку и  направлен на минимизацию или  максимизацию определенного состояния.

Например, эффективность функционирования системы управления МО оценивают  по следующим критериям:

  • экономический эффект (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики);
  • социальный эффект (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения);
  • экологический эффект и др.

С точки зрения информационного  подхода местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных  образований, решениях, принимаемых  местными органами власти.

2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Руководитель  любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции  путем подготовки, принятия и организации  выполнения решений.

Действенность управленческого решения зависит  от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать  ряду требований.

Решения (планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции мероприятия, постановления) принимаются на всех уровнях и во всех звеньях руководства. Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления.

Одним из обязательных требований, предъявляемых  к управленческим решениям, является их научная обоснованность. При поиске решения нужно просматривать  все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как  позитивные, так и негативные. Для  того чтобы понять суть проблемы, необходимо привлечь всех причастных к ней людей, задавая им как можно больше вопросов. В сложных случаях целесообразно  построить модель проблемы и на ней  рассматривать все варианты. Решение  должно приниматься на основе достаточно полной и достоверной информации о состоянии объекта, внешней  среды с учетом действия экономических  законов и конкретной производственной обстановки.

В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления.

Реальность  управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность, качество обслуживания потребителей, оснащенность необходимым  торгово-технологическим оборудованием). Реальность управленческих решений  гарантируется глубоким и всесторонним изучением состояния возможностей не только объектов управления, но и  внешней среды.

Управленческие  решения должны иметь целевую  направленность, то есть соответствовать  целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом. В процессе деятельности перед руководителями предприятий возникают задачи разной важности: главные задачи, связанные с более полным удовлетворением потребностей населения, повышением качества продукции и обслуживания; второстепенные, относящиеся к организации различных сторон деятельности предприятий, каким-либо частным процессам и явлениям. Целевая направленность управленческого воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных, второстепенных задач, исходя из решения главных.

Управленческое  решение должно иметь количественную и качественную определенность в  зависимости от поставленной задачи.

Эффективность управленческого решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей –  наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. Кроме того, используются качественные показатели: качество труда, продукции, обслуживания, условия труда, влияние принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов  решений подчиненными, а также  вышестоящими руководителями и т.д. Критерии оценки эффективности решений  должны наиболее полно отражать результаты, быть достаточно простыми и конкретными.

Управленческое  решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого  руководителя в пределах его служебных  обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться  трудовыми, материальными, денежными  и другими ресурсами в целях  достижения заданных результатов. Нарушение  этой правомочности, т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах, должностных инструкций.

Требование  законности управленческого решения  состоит в том, чтобы решение  не противоречило действующим государственным  и ведомственным законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям  и другим документам. Работники аппарата управления предприятий и организаций  общественного питания, деятельность которых связана с выработкой управленческих решений, обязаны хорошо знать постановления и законы, хозяйственные нормативные акты, постановления и приказы руководителей  вышестоящих организаций, применительно  к специфике решаемых вопросов.

Решение должно быть экономичным, т.е. иметь  высокие конечные результаты при  наименьших затратах.

Каждое  управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение  к которым может привести к  значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.

Управленческие  решения должны носить комплексный  характер. Важное значение в процессе принятия решений имеют условия их принятия: право принятия решений, полномочия, обязанность принимать решения, ответственность за принятые решения, компетентность в решаемых вопросах.

Право принятия решений обуславливает обязательность их выполнения. С правом принятия решений  взаимосвязаны вопросы полномочий, под которым понимаются границы, в пределах которых тот или  иной руководитель имеет право принимать  решения. Руководитель, наделенный правом и полномочием принятия решений, в ситуации, требующей решений, обязан его принимать.

Ответственность за выполнение решений должна быть строго регламентирована. Нести ее должен тот, кому принадлежит право  полномочия, и кто обязан принимать  решения. За все решения коллегиальных органов ответственность несет их руководитель организации, предприятия или соответствующего подразделения. В связи с этим все решения коллегиальных органов (производственных совещаний) вступают в силу лишь после утверждения руководителем.

Одним из необходимых условий принятия решений  является компетентность руководителя в рассматриваемых вопросах. Привлечение  руководителем специалистов для  подготовки решений по вопросам, требующим  глубоких знаний по отдельным частным  проблемам, называется заимствованием компетенции, а разделение и передача подчиненным части своих полномочий по принятию решений.

Управленческое  решение должно быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений  и разъяснений. Управленческое решение  должно быть всесторонне обоснованным, При поиске решения нужно просматривать  все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как  позитивные, так и негативные.

Основные  требования к управленческим решениям и условия их достижения рассмотрены в таблице 2.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что  управленческие решения должны соответствовать  ряду требований, таких как:

- научная  обоснованность;

- реальность  управленческого решения;

- политическая  направленность;

- целевая  направленность;

- количественная  и качественная определенность;

- правомочность;

- законность;

- своевременность;

- обязательность  выполнения;

- компетентность  руководителя;

- всесторонняя  обоснованность;

- экономичность;

- гибкость;

- понятность;

- конкретность  содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений

3.1 Процесс принятия управленческих решений

Основанием  для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений  являются:

1) Необходимость  исполнения предписаний вышестоящих  органов (органов государственной  власти и местного самоуправления);

2) Необходимость  осуществления собственной исполнительно  – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций  исполнительных органов местного  самоуправления на основе: квартальных  планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его  заместителей; инициативы руководителей  структурных подразделений исполнительного  органа или подведомственных  предприятий (учреждений); исполнения  ранее принятых решений полномочных  субъектов.

Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения  заключаются в управлении общим  процессом выработки решений; определении  сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации  его исполнения. При необходимости  выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той  или иной ситуации.

Сущность  управленческих решений:

1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.

Информация о работе Особенности принятия решений в процессе муниципального управления