Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Структура управленческих решений 6
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 6
1.2 Субъекты управленческих решений 10
1.3 Объекты управленческих решений 11
ГЛАВА 2. Управленческое решение в системе муниципального управления 13
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления 13
2.2 Целевая ориентация управленческих решений в муниципальном управлении 18
2.3 Требования, предъявляемые к управленческим решениям 20
ГЛАВА 3. Практическое применение принятия управленческих решений 26
3.1 Процесс принятия управленческих решений 26
3.2 Проблемы при практическом применении управленческих решений 30
3.3 Пример принятия управленческого решения в городе Н. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Бывают ситуации, когда формально устанавливаемые, открытые, провозглашенные цели не являются действительными, реальными, определяющими функционирование системы. Например, целью предприятия ЖКХ может считаться предоставление качественных услуг населению города. Для специалиста по системному анализу такая цель становится действительной лишь тогда, когда ни при каких условиях она не подменяется другими, скрытыми, непровозглашенными. Так, если предприятия ЖКХ ради получения прибыли снижают качество предоставляемых услуг, то формально провозглашенная цель замещается другими противоречащими ей "скрытыми" целями, которые фактически управляют предприятием ЖКХ и приводят к незапланированным результатам. Необходимо предусмотреть выявление побочных "скрытых" целей путем определения тех факторов, которые их порождают. Если специалисты и эксперты проведут свои исследования исходя из провозглашенных целей, а подсистемы МО работают, руководствуясь непровозглашенными целями, то предложения специалистов могут не привести к положительному результату.
Вероятность замены установленных
целей "скрытыми", носящими личный
характер, увеличивается при нечетком
определении целей или
Рассмотрим, например, декомпозицию целей управления городом по уровням. Основной, или глобальной, целью первого уровня является повышение качества жизни населения, привлекательности города для проживания и развития бизнеса.
Основная цель включает следующие стратегические цели второго уровня:
Цели муниципального управления определяют функции, формы, методы и средства управления. Правильная постановка целей имеет решающее значение в процессе разработки управленческих решений и организации муниципального управления. Если цели сформулированы расплывчато, бессмысленно ждать четкой организации работы и эффективного управления.
Критерий достижения цели выражается
как показатель эффективности, определяющий
меру или степень оценки достижения
цели по сравнению с другими
Например, эффективность функционирования системы управления МО оценивают по следующим критериям:
С точки зрения информационного подхода местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.
Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений.
Действенность
управленческого решения
Решения (планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции мероприятия, постановления) принимаются на всех уровнях и во всех звеньях руководства. Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления.
Одним из
обязательных требований, предъявляемых
к управленческим решениям, является
их научная обоснованность. При поиске
решения нужно просматривать
все возможные варианты, анализируя
ситуацию с разных сторон, учитывая
последствия каждого варианта, как
позитивные, так и негативные. Для
того чтобы понять суть проблемы, необходимо
привлечь всех причастных к ней людей,
задавая им как можно больше вопросов.
В сложных случаях
В соответствии
с требованием научной
Реальность
управленческих решений обеспечивается
наличием возможностей для их управления
(подготовленность, качество обслуживания
потребителей, оснащенность необходимым
торгово-технологическим
Управленческие решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом. В процессе деятельности перед руководителями предприятий возникают задачи разной важности: главные задачи, связанные с более полным удовлетворением потребностей населения, повышением качества продукции и обслуживания; второстепенные, относящиеся к организации различных сторон деятельности предприятий, каким-либо частным процессам и явлениям. Целевая направленность управленческого воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных, второстепенных задач, исходя из решения главных.
Управленческое решение должно иметь количественную и качественную определенность в зависимости от поставленной задачи.
Эффективность
управленческого решения
Управленческое решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами в целях достижения заданных результатов. Нарушение этой правомочности, т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах, должностных инструкций.
Требование
законности управленческого решения
состоит в том, чтобы решение
не противоречило действующим
Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах.
Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.
Управленческие решения должны носить комплексный характер. Важное значение в процессе принятия решений имеют условия их принятия: право принятия решений, полномочия, обязанность принимать решения, ответственность за принятые решения, компетентность в решаемых вопросах.
Право принятия
решений обуславливает
Ответственность за выполнение решений должна быть строго регламентирована. Нести ее должен тот, кому принадлежит право полномочия, и кто обязан принимать решения. За все решения коллегиальных органов ответственность несет их руководитель организации, предприятия или соответствующего подразделения. В связи с этим все решения коллегиальных органов (производственных совещаний) вступают в силу лишь после утверждения руководителем.
Одним из
необходимых условий принятия решений
является компетентность руководителя
в рассматриваемых вопросах. Привлечение
руководителем специалистов для
подготовки решений по вопросам, требующим
глубоких знаний по отдельным частным
проблемам, называется заимствованием
компетенции, а разделение и передача
подчиненным части своих
Управленческое решение должно быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений. Управленческое решение должно быть всесторонне обоснованным, При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.
Основные требования к управленческим решениям и условия их достижения рассмотрены в таблице 2.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что управленческие решения должны соответствовать ряду требований, таких как:
- научная обоснованность;
- реальность управленческого решения;
- политическая направленность;
- целевая направленность;
- количественная и качественная определенность;
- правомочность;
- законность;
- своевременность;
- обязательность выполнения;
- компетентность руководителя;
- всесторонняя обоснованность;
- экономичность;
- гибкость;
- понятность;
- конкретность содержания.
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:
1) Необходимость
исполнения предписаний
2) Необходимость
осуществления собственной
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.
Сущность управленческих решений:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
Информация о работе Особенности принятия решений в процессе муниципального управления