Особенности принятия управленческих решений на примере ресторана быстрого питания «McDonalds»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т. п. Принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.
Возможные последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом.
Поэтому, чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ..............................................................................................................6
I.1 Принципы принятия управленческих решений………………………6
I.2 Основные понятия процесса принятия управленческих решений…..9
I.3 Классификация управленческих решений…………………………...11
I.4 Методы оценки эффективности управленческих решений ………..15
ГЛАВА II АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «MCDONALD’S» .................................................................................................22
II.1 История создания компании «McDonald’s»…...................................22
II.2 Стратегия развития и основные принципы работы компании…….25
III.3 Особенности принятия управленческих решений на примере ресторана быстрого питания «McDonalds».........................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

РУР проверенная (1).docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

Эффект – это достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном и других выражениях.

Эффективность – относительный эффект, результативность процесса или операции, определяемый как отношение эффекта к затратам, обусловившим его появление.

Разработка эффективных  управленческих решений – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней  и носит достаточно формализованный  характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения  или организации в целом. Как  правило, решения должны приниматься  там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность  за состояние дел на управляемом  объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации  является его согласованность с  ранее принятыми решениями, как  по горизонтали, так и по вертикали  управления.

В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации, о ее состоянии.5

Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:

  • цели - субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
  • последствия - частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов;
  • разделение труда - если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений;
  • профессионализм - частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.6

I.3 Классификация управленческих решений

В процессе управления предприятиями  принимается очень много разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.      Выделим некоторые общие признаки, позволяющие это множество классифицировать. При построении любой классификации необходимо соблюдать требования к классификационным признакам, главными из которых являются: постоянство, существенность и наблюдаемость. 7

Управленческие решения различаются:
  1. По сложности: простые и сложные.
  1.  По частоте принятия: на одноразовые и повторяющиеся.
  1. По степени участия специалистов: коллективные, коллегиальные и на индивидуальные.
  1. По времени управления: на стратегические, тактические, оперативные.
  1. По содержанию управленческого процесса: на социальные, организационные, экономические, технические.
  1. По широте охвата: общие (касающиеся всех специалистов сотрудников) и узкоспециализированные.
  1. По функциям управления: плановые, организационные, контрольные.
  1. По важности: стратегические и оперативные.
  1. По степени определенности ситуации: решения в условиях определенности, решения в условиях риска, решения в условиях неопределенности.
  1.  По степени структурирования: хорошо структурированные и слабоструктурированные.
  1.  По числу критериев: однокритериальные и многокритераильные.
  1.  По способу обоснования: интуитивные, основанные на суждении и рациональные.
  1.  По обязательности выполнения: директивные, рекомендательные, ориентирующие.
  1.  По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация.
  1. По направленности воздействия: внешние, внутренние.

Авторы Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационные решения делятся на 2 группы: запрограммированные и незапрограммированные. Видно, что в процессе управления принимается огромное количество самых разных решений, обладающих разнообразными характеристиками.  Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий, целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений. Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений.

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Признак классификации

Вид управленческих решений

Проблемы

Рутинные

Новаторские

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Срок реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые 
последствия

Корректируемые

Некорректируемые

Характер информации

Детерминированные

Вероятностные

Метод разработки

Формализованные

Неформализованные

Количество критериев  выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации

Документированные

Недокументированные


 

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.8

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании  своих гипотез и, если уверены  в себе, могут не испугаться любых  опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

 

I.4 Методы оценки эффективности управленческих решений

Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность  разработки решения и эффективность  реализации управленческих решений, что  соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений.

При всех сложностях оценки эффективности управленческого  труда в большей мере разработаны  теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных  мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности  внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др.9

До недавнего времени  для характеристики экономической  эффективности управления на государственном  уровне среди других использовался  обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий  «эффективность в широком смысле»  и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком  смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего  коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность  отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном  и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных  показателей экономической и  социальной эффективности.10

Последовательность проведения расчетов в рамках данного подхода  показана на схеме (рис. 1).

       
       
 


Эффективность управления




 

 Рисунок 1 -  Схема расчетов по оценке эффективности управления         

Для оценки экономической  эффективности управления в широком     смысле используются следующие обобщающие показатели:

Эффективность ресурсная       

                                                  

    

 

 

Эффективность затратная

 

 

Частных показателей экономической  эффективности деятельности трудового  коллектива очень много (более 60-ти).

Среди них: рентабельность,

оборачиваемость, окупаемость  капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение  роста заработной платы и производительности труда и т.д.11

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

  • степень выполнения заказов потребителей;
  •   доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

  • своевременность выполнения заказа;
  • полнота выполнения заказа;
  • оказание дополнительных услуг;
  • послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность  управления ( ) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

          

 

Частные показатели:

  • доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат
  • предприятия,
  •   доля численности управленческих работников в общей численности
  • работающих на предприятии,
  •   нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на
  • одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

Информация о работе Особенности принятия управленческих решений на примере ресторана быстрого питания «McDonalds»