Особенности разных стилей руководства и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть влияние стиля руководства на результаты деятельности предприятия.
Охарактеризовать виды стилей руководства.
Рассмотреть конкретную организацию, и на ее примере провести анализ стиля руководителя как лидера организации.
Выявить предположения по оптимизации стиля руководства и организации труда менеджеров в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты разработки системы и организация труда менеджеров на основе оценки стиля руководства 5
1.1 Влияние стиля руководства на результаты деятельности предприятия 5
1.2 Виды стилей руководства 10
2 Характеристика разработки системы и организация труда менеджеров на основе оценки стиля руководства 19
2.1 Характеристика конкретной организации 19
2.2 Анализ труда руководителя как лидера организации 25
2.3 Предложения по оптимизации стиля руководства и организации труда менеджеров в организации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

gotovyy.docx

— 86.91 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ труда  руководителя как лидера организации

На ООО "Спортмастер" используется иерархическая организационная структура, когда работники подчиняются лицам, расположенным выше их по иерархической цепочке (линии подчинённости) и распоряжаются теми, кто находиться ниже.

 Круг работы каждого работника  строго определён. Директор предприятия  является ключевой фигурой. От  его способности правильно организовать  работу зависит успех и прибыль  торгового предприятия. В его  обязанности входит организация  всей деятельности предприятия.

 К компетенции директора  относятся все вопросы руководства  текущей деятельностью компании.[11]

 Цели, стоящие перед Директором  магазина:

  1. Увеличение торгового оборота.
  2. Получение максимальной прибыли от продаж.
  3. Формирование имиджа магазина.
  4. Обеспечение функционирования магазина.
  5. Обеспечение бесперебойной работы магазина[8]

Директор ООО «Спорт-Мастер»  часто сам напрямую общается с  поставщиками материалов и продукции, участвует в заключение договоров  и проверке добросовестности поставщиков. В тоже время он не упускает возможности  обговорить самостоятельно вопросы  сотрудничества с наиболее крупными покупателями, готов идти им на встречу  по созданию нестандартных продуктов  и новых проектов, не поставленных на поток в производстве. Руководитель четко планирует свое рабочее  время, распределяя работу с текущими документами в промежутки между  встречами, совещаниями, приемами посетителей.

Также он интересуется новшествами  в производстве подобной продукции  другими Российскими и зарубежными  производителями, старается перенять наиболее удачные разработки и заинтересовать ими сотрудников. Он часто бывает на производстве, знает его технологии и некоторые нюансы.[12]

Осуществляет четкий контроль за исполнением поручений. Использует в своем руководстве не только материальные, но и моральные методы стимулирования, т.е. работает по принципу: «стимулирование к действиям посредством оплаты труда эффективно только в первые пол года работы человека на новом месте, деле же без морального стимулирования не обойтись»[9]

 

 

 

Таблица 4-Данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников)»Спортмастер»[13]

Наименование показателя

2009 г.

Среднесписочная численность  работников, чел.

162

Доля сотрудников эмитента, имеющих высшее профессиональное образование, %

100

Объем денежных средств, направленных на оплату труда

118 903.91

Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение

-

Общий объем израсходованных  денежных средств

118 903.91


 

Среднесписочная численность работников в 2009 году составляла 162человека.из них с высшем образованием-100 человек.

Управление персоналом в ООО  «Спорт-Мастер» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием  и увольнение сотрудников, повышение  их квалификации, материальное и моральное  стимулирование, контроль.

На первый взгляд может показаться, что фирмой управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие  методы руководства. Но на деле все  не совсем так. Директор ООО «Спорт-Мастер» - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором  роде демократичный. Он в фирме является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет  у подчиненных. Он не боится расширять  полномочия своих подчиненных, справедливо  оценивает их успехи, умеет правильно  реагировать на критику, крайне редко  использует в работе метод принуждения - ему достаточно просьбы.

При определении стиля руководства  предприятием несложно определить, что  это демократический стиль или (если исходить из концепции Врума-Йотона) стиль «консультативно-групповой». В своей работе руководитель использует в основном экономические и социально-психологические методы и крайне редко организационно-распорядительные. Метод деллигирования полномочий и метод мозговой атаки также имеют место в управлении.[13]

Очень часто говорят: «если хочешь узнать, какой стиль и метод  руководства выбрал руководитель, просто посмотри на его стол для совещаний». Стол для совещаний в кабинете директора ООО «Спорт-Мастер» занимает особое почетное место - это стол в форме эллипса с расставленными вокруг него одинаковыми офисными стульями. То есть, за столом нет ярко выраженного места руководителя, все сидящие за ним имеют равные условия, что особенно хорошее подходит для демократического «консультативно-группового» стиля руководства[10].

Коллектив ООО «Спорт-Мастер» дружный  и работоспособный, вместе работают, вместе борются с конфликтами и неудачами, вместе радуются победам. За три года полноценной работы предприятия они добились значительных успехов, создано множество новых товаров, осуществлен не один большой проект, рентабельность производства значительно превышает нормативные значения. И если в дальнейшие годы у руля ООО «Спорт-Мастер» будет продолжать стоять разумный, знающий, опытный лидер-руководитель фирме будет куда расти и развиваться.[14]

Здесь маркетинговая служба разрабатывает  предложения по направлениям повышения  эффективности деятельности компании, политику ценообразования, пути снижения себестоимости услуг, предоставляемым  фирмой. Таким образом, принятие всех решений деятельности предприятия, в том числе и по торговой деятельности формируется на базе большого маркетингового исследования и стратегии развития предприятия. Руководитель старается  использовать современную информационную технологию управления для наиболее успешного функционирования организации.[13]

Для решения исследовательских  задач используем методику «Определение стиля управления персоналом», разработанную  В.П. Захаровым. Адаптированный вариант  данной методики представлен по описанию авторов «Рабочей книги практического  психолога». Методика представляет собой  опросник из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Результаты исследования приведены в таблице 5[4].

 

Таблица 5-Определение стиля управления персоналом руководителя ООО «Спорт-Мастер»

п./п.

Ф.И.О. респондента

 

 

 

 

Показатели

1 сотрудник

          2 сотрудник

          3 сотрудник

         4 сотрудник

         5 сотрудник

Итого (вариант ответа)

Итого (вариант стиля)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Способ решения дел

Б

В

Б

В

Б

Б

Д

2

Метод приказа

Б

В

В

Б

В

B

Д

3

Отношение к заместителям

Б

А

А

А

А

А

Д

4

Подход к решению служебных  задач

В

В

В

Б

Б

В

Д

5

Отношение к инициативе

подчинённых

А

В

В

В

В

В

Д

6

Отношение к критике

А

Б

Б

А

А

А

Д

7

Отношение к ответственности

Б

Б

Б

Б

-

Б

Д

8

Отношение к советам подчиненных

А

Б

А

Б

Б

Б

П

9

Потребность в совете

Б

Б

В

Б

Б

Б

Д

10

Отношение к подчиненным

А

А

А

А

А

А

П

11

Влияние критических ситуаций на

поведение руководителя

Б

А

А

Б

В

А/Б

П/А

12

Решение вопросов, в которых

руководитель некомпетентен

Б

А

Б

Б

А

Б

Д

13

Требовательность

Б

А

А

А

Б

А

Д

14

Контроль за результатом

А

В

А

А

А

А

Д

15

Поддержание дисциплины

А

В

В

А

В

В

П

16

Работа подчиненных с руководителем

Б

В

В

Б

Б

Б

Д

 

Итого

Д

П

П

Д

Д

Д

Д


 

Посчитаем количество баллов. Максимальный балл определяет стиль руководства:

5 человек из 7 склонны  к демократическому стилю(преобладает Д-директивный компонент)- ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

2 человека из 7 склонный  к либеральному стилю управления(преобладает П-попустительский компонент)- снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Что касается мероприятий психологической  направленности, помимо встреч с представителями  руководства, на которых подробно разъяснялись цели и задачи, стоящие перед фирмой, и рассказывалось о состоянии  общих дел, целесообразно введение в программу профессиональной учебы  специального персонала для дальнейшей работы с клиентами в магазине, в котором каждому члену разъяснялось важность его деятельности в рамках общих интересов. Более того, эти меры должны сопровождаться эффективными системами обязательного контроля под воздействием руководителя фирмы.[12]

Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать выводы, что большинство руководителей  данной организации склонны к  демократическому стилю управления (5 человек из 7 или 71%), остальные –  к либеральному (2 человека или 29%). Сравнительное  исследование стилей руководства двух руководителей отделов показало, что первый из них имеет ярко выраженный демократический стиль управления, второй - либерально-демократический.

Исследование проводилось  с помощью трёх различных методик; полученные результаты имеют незначительные расхождения. Это говорит о соответствии самооценки менеджеров оценке их деятельности другими сотрудниками.

Итак.проанализировав стиль управления в организации «Спортмастер» можно сделать вывод, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам.

Поскольку существует множество  взглядов на стили управления, то с  точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший  результат может быть достигнут не только благодаря эффективному управлению людьми, но и просто под влиянием случайностей. Современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки в совокупности с сознательным использованием сильных сторон личности управленца. Такой подход обозначен как индивидуально-ситуативный стиль управления.

2.3 Предложения по  оптимизации стиля руководства  и организации труда менеджеров  в организации

Руководители признают, что для  решения серьезных проблем необходимо определенное время и что лучше  удовлетвориться синицей вруках, чем журавлем в небе, их потребности  и ожидания сводятся к трем пyнктaм - дисциплина, поддержка и стойкость на пути к намеченной цели.

Лидер побеждает, только опираясь на помощь членов команды. Команда - это  коллектив людей, объединенных общим  делом, задачами, целью, духом, подходами  к решению проблем и не вызывающих аллергии друг у друга. Организация  команды строится на продуманном  позиционировании участников, имеющих  общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными  процедурами взаимодействия. [13]

Лидер - это генератор объединяющих идей. Первичным и основным для  него является его дело, и он должен безоговорочно верить в него и  вселять эту уверенность коллективу. Лидер не обязательно должен быть самым умным в команде. Задачей  лидера данной организации является умело использовать ум, знания, таланты  и динамичность других людей, таким  образом, он не только экономит свои силы и время, но и получает неограниченную власть, силу и славу.

Задача команды может быть выполнена  и без обязательного личного  участия в процессе лидера. При  всей привлекательности личного  примера лидер вовсе не обязательно  должен быть хорошим исполнителем. Лидер данной организации одержим  манией делегирования полномочий, он полагается на свои силы настолько, что  способен возвысить и приблизить тех, кто дозревает до соперничества с ними[6].

Рассмотрев стиль управления на данном предприятии, учитывая профессионализм  сотрудников, сложности при решении  поставленных задач, жизненный и  производственный опыт, ценностные ориентации,  можно прийти к выводу, что наиболее приемлемый стиль управления это  индивидуально-ситуативный стиль. Директор должен больше внимания обращать на работу сотрудников и временами мотивировать их на лучшее выполнение своих обязанностей[11]

Чтобы деятельность подчиненных была более продуктивной руководителю необходимо стать хорошим психологом. Не нужно  обладать специальными знаниями, а  нужно четко изучить свой коллектив, потребности и возможности каждого  сотрудника. Чтобы заставить человека эффективно работать нужно четко представлять себе его качества, такие как:

  • степень общительности;
  • способность поддерживать деловые отношения с партнерами, не зависимо от их характера;
  • манеру поведения, чтобы в известной степени прогнозировать его поступки;
  • деловые и профессиональные качества;
  • потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.[4]

Информация о работе Особенности разных стилей руководства и пути его совершенствования