Особенности российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Выведем основные задачи:
показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
рассмотреть существующие виды рынка труда;
рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
изучить регулирование рынка в экономике России;
рассмотреть изменения в базовых параметрах функционирования рынка труда в современной переходной экономике России;
рассмотреть влияние финансово-экономического кризиса на российскую модель рынка труда, исследовать сокращение работников в некоторых крупных российских компаниях и число вакансий во всех сферах;
изучить меры, предпринятые государством, по решению проблем регулирования и функционирования рынка труда;
рассмотреть прогнозы развития рынка труда в 2009 году, в 2010 и к 2020 году.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие рынка труда и его структура
1.1 Понятие рынка труда 4
1.2 Структура и виды рынка труда 16
Глава 2 Современное состояние рынка труда России
2.1 Особенности российского рынка труда 21
2.2 Регулирование рынка труда в России 28
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Приложение 38

Вложенные файлы: 1 файл

пп.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Среди этого законодательства следует выделить прежде всего Закон  РСФСР «О занятости населения  в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. c последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. В дальнейшем отдельные уточнения в этот Закон были сделаны Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» от 30 апреля 1999 г., Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда».

Закон o занятости в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Таким образом, незанятость  граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу  занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих  иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) занимающихся предпринимательской  деятельностью;

в) самостоятельно обеспечивающих себя работой;

г) занятых в подсобных промыслах  и реализующих продукцию по договорам;

д) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

е) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

ж) проходящих военную службу, а  также службу в органах внутренних дел;

з) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

и) временно отсутствующих на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными  причинами.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

- не имели работы (доходного  занятия);

- занимались поисками работы, т.е.  обращались в государственную  или коммерческую службу занятости,  использовали или помещали объявления  в печати, непосредственно обращались  к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к  работе.

При отнесении к безработным  должны быть соблюдены все три  перечисленных критерия.

К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных  к численности экономически активного  населения.

Следует подчеркнуть  неоднозначность показателей "численность  трудовых ресурсов" и "численность экономически активного населения". Численность трудовых ресурсов, как известно, - это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59, женщины 16-54 лет) за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, a также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, a среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

Наряду с полной занятостью есть понятие неполной видимой занятости, определяемой как количество лиц  наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы (ст. 9 Закона о занятости). Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закона о занятости).

В обеих формах реализации права граждан на выбор места  работы проявляется важнейший принцип  правового регулирования рынка труда — принцип свободы трудового договора.

Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством  сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в  изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

В соответствии co ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

С позиций эффективной  занятости мы полагаем целесообразным ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве (ст. 10 Закона о занятости) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Правовое положение  граждан на рынке труда и в  сфере занятости гарантируется установленным ст. 11 Закона о занятости правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы занятости. Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то её рассмотрение зависит от того, находится ли ее рассмотрение в компетенции (подведомственности, подсудности) суда (мирового судьи).

К мировому судье как  органу первой инстанции гражданин  вправе обратиться в случаях отказа работодателя заключить с ним трудовой договор по направлению органов службы занятости (на квотированные рабочие места).

Рынок труда, как и  любой товарный рынок, развивается  по законам спроса и предложения.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.

Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.

Спрос на труд находится  в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, a при снижении зарплаты спрос на труд возрастает.

Функциональная зависимость  между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд, показанной на рис. 1.

Каждая точка на кривой LD показывает, каким будет спрос на труд при определенной заработной плате. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой зарплате соответствует больший спрос на труд и наоборот.

Иначе обстоит дело с  функцией предложения труда (рис. 2). Она также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования.

Как правило, продавцы на рынке труда в условиях совершенной  конкуренции стремятся увеличить  предложения в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая предложения  показывает, что при повышении  реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда уменьшается.

В количественном выражении  предложение рабочей силы равно  числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости  или непосредственно на предприятия  и в организации. На перспективный  период оно должно включать в себя лиц, не  занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:

-высвобождаемые работники;

-увольняемые работники  (по причинам текучести и в  связи с окончанием срока договора);

-выпускники общеобразовательных  учреждений;

-лица, прибывшие из  других территорий;

-лица, выходящие на  рынок труда из домашнего и  личного подсобного хозяйства.

 Предложение рабочей  силы следует определять с  учетом статистической информации о численности и половозрастной структуре трудовых ресурсов, экономической активности различных категорий населения, уровня занятости лиц старших возрастов и подростков.

 

1.2 СТРУКТУРА  И ВИДЫ РЫНКА ТРУДА

Структура (строение) рынка  труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данном пункте мы рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы,  решения и юридические нормы,  принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос  и предложение рабочей силы, цена  рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для  того, чтобы возник и начал функционировать  рынок труда в современных  условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда  – наемные работники (и их объединения  – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его  органы.

Информация о работе Особенности российского рынка труда