Особенности российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Выведем основные задачи:
показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
рассмотреть существующие виды рынка труда;
рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
изучить регулирование рынка в экономике России;
рассмотреть изменения в базовых параметрах функционирования рынка труда в современной переходной экономике России;
рассмотреть влияние финансово-экономического кризиса на российскую модель рынка труда, исследовать сокращение работников в некоторых крупных российских компаниях и число вакансий во всех сферах;
изучить меры, предпринятые государством, по решению проблем регулирования и функционирования рынка труда;
рассмотреть прогнозы развития рынка труда в 2009 году, в 2010 и к 2020 году.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие рынка труда и его структура
1.1 Понятие рынка труда 4
1.2 Структура и виды рынка труда 16
Глава 2 Современное состояние рынка труда России
2.1 Особенности российского рынка труда 21
2.2 Регулирование рынка труда в России 28
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Приложение 38

Вложенные файлы: 1 файл

пп.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Наемные работники –  это участники общественного  производства, продающие свою рабочую  силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Наемные работники различаются  по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. С 1995 г. в статистике Российской Федерации стали проводить самостоятельный анализ наемных работников по некоторым из этих параметров. Учитывая, что абсолютное большинство занятых (около 90%) – это наемные работники, такой анализ дает представление о качестве рабочей силы, о способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно  нанимающий на работу одного и более  человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми  органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

– социально-экономическая, связанная  с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

– регулирование рынка труда  косвенными методами;

– защита прав всех субъектов рынка  труда;

– многогранная ролевая функция  работодателя на государственных предприятиях.

Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – экономические  программы, решения и юридические  нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка  необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.)*, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное функционирование рынка  также невозможно без создания соответствующих  экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления  Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические  программы создают основу для  более полного и цивилизованного  действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Безработица и социальные выплаты, связанные c ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «O занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., a социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная  служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.).

Фонд занятости, так  же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов  работодателей и страховых взносов c заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.

Центры подготовки и  переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться  в состав занятого населения.

Все компоненты рынка  труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения  рабочей силы, реализацию права людей  на труд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России еще не сформировался, но все его  основные компоненты имеются. И поэтому  можно сказать, что рынок труда, хотя и несовершенный, в России есть. O нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

Западные экономисты на основании применяемой фирмами  стратегии гибкой занятости выделяют во внутризаводском (внутрифирменном) рынке труда две составные части: первичный и вторичный рынок.

К первичному рынку труда  относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение  и т.д. и предназначенные для  так называемого "ядра" рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.

Вторичный же рынок формирует  рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более  высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда - это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда.

Перемещение рабочей  силы между первичным и вторичным  рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации.

 

Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА РОССИИ

2.1 ОСОБЕННОСТИ  РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

1. Современный рынок  руда в России неоднороден.  Он представляет собой многослойную  структуру, образуемую двумя взаимосвязанными  сферами, несущими разную функциональную  нагрузку, различающимися способом  и формами аккумуляции резервов  рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

Открытый рынок труда  в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями. Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми

профессиями. Скрытый  рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но

имеющие в ближайшей  перспективе достаточно высокую  долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.

2. Россия по многим  исходным параметрам рыночной  экономики существенно отличается  от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную  по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее  развитой, чем в индустриально  развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и  качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

3. Российский рынок  труда формируется в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах. В результате "давление" трудового потенциала^1 на рынок труда в последние годы имело тенденцию к росту.

4. Рынок труда в  России еще до сих пор функционирует  в условиях независимости института  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

5. Российский рынок  плохо организован. Отсутствует  адекватная его природе инфраструктура, призванная:

  • подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;
  • осуществлять привентивную работу по содействию занятости для предотвращения "перегрева" свободного рынка труда;
  • координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей.

Отсутствует достаточная  по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.

6. В формировании трудовых  ресурсов наметился ряд негативных  тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.

Информация о работе Особенности российского рынка труда