Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение современного развития рынка труда.
Выведем основные задачи:
показать сущность рынка труда и изучить его структуру;
рассмотреть существующие виды рынка труда;
рассмотреть особенности современного рынка труда в России и проблемы его формирования;
изучить регулирование рынка в экономике России;
рассмотреть изменения в базовых параметрах функционирования рынка труда в современной переходной экономике России;
рассмотреть влияние финансово-экономического кризиса на российскую модель рынка труда, исследовать сокращение работников в некоторых крупных российских компаниях и число вакансий во всех сферах;
изучить меры, предпринятые государством, по решению проблем регулирования и функционирования рынка труда;
рассмотреть прогнозы развития рынка труда в 2009 году, в 2010 и к 2020 году.
Введение 3
Глава 1 Понятие рынка труда и его структура
1.1 Понятие рынка труда 4
1.2 Структура и виды рынка труда 16
Глава 2 Современное состояние рынка труда России
2.1 Особенности российского рынка труда 21
2.2 Регулирование рынка труда в России 28
Заключение 33
Список использованной литературы 37
Приложение 38
Тем не менее за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.
Состоявшаяся трансформация и наблюдаемая интенсификация современных процессов в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.
Развитие рыночных отношений в сфере занятости заметно тормозится атрофированной к восприятию рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики. Тем не менее реформирование в системе занятости России находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая истрико-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики (которая также находится в стадии становления). Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по поводу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками.
Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, воспринимающего на себя функции регулирования. Соответственно и система управления (регулирования) рынком труда формируется и нуждается в укреплении прежде всего на региональном уровне. Реализация синтезированной модели рынка труда предполагает также включение в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры, адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия занятости (включая государственные и негосударственные структуры, постоянного и временного характера, общественные организации и кадровые службы предприятий) в единстве с нормативно-правовой средой их деятельности, которые призваны в совокупности обеспечить наиболее
эффективным путем эффективность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права на труд и социальную защиту. Создание инфраструктуры рынка труда - необходимое условие формирования новой культуры трудовых отношений, отвечающих специфике рыночной системы хозяйства.
Характеризуя в целом
состояние рынка труда в
Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния "стабильности", характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию "неопределенности", а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных и юридических служб, но следует заметить, что в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не представляется возможным.
Одновременно сокращается
число занятых, а значит, и вакансий,
в науке и научном
Что касается второй стороны рынка труда- предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.
1. Основные блоки инфраструктуры рынка труда с их внутренними и внешними связями
2. Формирование структуры спроса на рабочую силу
3. Формирование предложения рабочей силы
Отмеченное состояние
российского рынка труда вполне
объяснимо, ибо этот рынок находится
пока еще в начальной стадии своего
становления и не может быть отнесен
в настоящее время к разряду
гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть
для нашего рынка характерны стихийное
его формирование, становление и развитие,
пока еще не сложилась единая инфраструктура
рынка труда (равно и других рынков), что
же касается бирж труды (равно и служб
занятости), то они занимаются в большей
своей части лишь сбором информации о
наличии рабочих мест (хотя в ряде городов,
в частности в Санкт-Петербурге, проводятся
так называемые "ярмарки" рабочих
мест для молодежи, что, в общем-то, заслуживает
внимания для обобщения этого опыта), регистрацией
незанятого населения, выдачей пособий
по безработице и т.п. При этом важно отметить,
что информация, получаемая данными службами,
не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает
она в эти организации главным образом
со стороны государственных предприятий,
коммерческие структуры пытаются, как
правило, решать вопросы набора рабочей
силы, особенно исполнителей интеллектуального
труда, посредством своих внутренних каналов
Развитие ситуации на рынке труда показывает,
что центры занятости и биржи труда должны
заниматься не только перечисленными
выше проблемами, но также и выработкой
стратегии и тактики в области занятости,
прогнозирования занятости в ее профессионально-
во-первых, наличие условий для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора профессии, вида деятельности (кроме тех, что могут нанести ущерб здоровью и безопасности других граждан) с учетом как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;
во-вторых, свобода найма и увольнения всеми работодателями (в лице государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и т.д.) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов граждан и плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты. Иными словами - свобода спроса на рабочую силу;
в-третьих, свободное движение заработной платы и других законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума. Регулирование доходов должно происходить только через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале;
в-четвертых, свободное перемещение рабочей силы в пределах государства и за его пределами, для чего необходимо создать цивилизованный рынок жилья, отменить так называемую "прописку".
2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Органы государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти»* на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.
Положением о Минтруде, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г., № 480*, предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда – Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов)).
Минтруд России создает свои территориальные органы по вопросам занятости населения, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров и другие территориальные органы.
Свою деятельность Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы.
Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.
В соответствии с возложенными на него задачами Минтруд России осуществляет свои основные функции, в частности, применительно к проблемам политики на рынке труда:
В области народонаселения и занятости населения:
• разрабатывает и
осуществляет меры по реализации основных
направлений государственной
• представляет ежегодные
доклады в Правительство
• осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном (региональном) уровнях по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда, организует и координирует разработку федеральной программы занятости населения;
• определяет совместно
с заинтересованными
• организует разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных сил Российской Федерации;
• производит экспертизу
разрабатываемых федеральных
• подготавливает предложения о критериях отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их финансово-экономической поддержке;
• осуществляет меры по совершенствованию организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних;
• разрабатывает предложения по повышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по предложению территориальных органов по вопросам занятости населения;
• разрабатывает порядок
предоставления компенсаций материальных
затрат в связи с направлением
на работу (обучение) в другую местность
безработных граждан по предложению
территориальных органов
• разрабатывает порядок регистрации безработных граждан;
• подготавливает предложения по развитию общественных работ;
• разрабатывает предложения
по совершенствованию порядка
• содействует развитию
предпринимательской
• разрабатывает проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по источникам образования и целевым направлениям расходования средств;
• организует работу по формированию, ведению и использованию на федеральном уровне банка вакансий;
• публикует статистические данные и информационные материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, состоянии рынков труда.
Организация выполнения
этих функций возложена на Департамент
комплексных проблем занятости,
Департамент по социальным вопросам
граждан, уволенных с военной
службы и членов их семей, Управление
финансового обеспечения