Особенности японского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

По мнению специалистов, в сегодняшней России могли бы укорениться и другие, не менее эффективные, трудовые и социальные технологии из Японии, тем более что методы решения проблем занятости, социального обеспечения, подготовки кадров, заимствуемые у западных стран, не всегда отвечают нашим традициям и экономическим реалиям.
Цели исследования:
Рассмотреть новые и устоявшиеся тенденции системы управления в Японии.
Проанализировать, с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг.
Разобраться в особенностях оплаты труда, стимулировании трудовых усилий, профессиональной переподготовке кадров внутри предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………..2

Часть I. Специфика японской системы управления на предприятии
1.1. Философия японского менеджмента…………………………………………………………………………………………3
1.2. Психология японского менеджмента…………………………………………………………………………………………4
1.3. Управленческое поведение…………………………………………………………………………………………………………7
1.4. Основные признаки японского управления…………………………………………………………………………….11

Часть II. Использование опыта японского управления в мире
2.1. Методы управления характерные для Японии и применимые в России………………………………13
2.2. Использование японских методов управления в других странах…………………………………………14
2.3. Использование японских методов управления в России
на примере АО «Первомайская заря»………………………………………………………………………………………16

Часть III. Инновационные технологии в японском управлении………………………………23

Заключение………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Секция «Государственное и муниципальное управление» Особенности .doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Если говорить образно, в Японии существует своеобразный народный, а не частный капитализм, что проявляется в минимальном  расслоении общества по благосостоянию, в том, что наемные работники более или менее солидных предприятий относят себя к среднему классу. А ведь их несколько десятков миллионов человек! Все это отражается в японском стиле менеджмента. При народном капитализме как естественное воспринимается, например, коллективизм в обществе в целом и на каждом предприятии в частности. Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство — человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

Менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально- психологические рычаги воздействия на личность. В Японии существует понятие «гири», т.е. «долг чести», который предписывает индивиду выполнять соответствующие правила поведения, определяемые его ролью в группе. Эти правила меняются по мере перехода индивида из одной группы в другую (семья, школа, вуз, микрогруппы организации, в которой он работает). Выполнить «долг чести» индивид может, лишь занимая свое, строго определенное место (что соответствует конфуцианскому принципу «каждому — свое место») и проявляя лояльность по отношению к группе, т.е. подчиняя свое поведение общественным целям. Соответственно и поведение индивида оценивается не абстрактными критериями добра и зла, а его вкладом в групповую деятельность, его полезностью для группы. Понятие долга в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Человеку стыдно, психологически неуютно, если он не делает или не может делать то, что полагается делать каждому - не опаздывать на работу, помогать без возмещения (по крайней мере немедленного и прямого) коллегам, бесплатно работать сверхурочно, а с другой стороны, не причинять неудобства коллективу своим отсутствием на работе даже по причине болезни и т.п.

Японская фирма  складывается из множества малых групп. Всюду есть старший  
и младшие, на каждом, даже самом маленьком участке труда действуют ведущие и  
ведомые. Первые, как правило, старше по возрасту и стажу, а следовательно опьггнее.  
Поэтому они пользуются непререкаемым авторитетом, им подчиняются, их уважают.  
И так на всех ступенях организационной структуры. Японская модель менеджмента основывается на философии «Мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры — одна семья. Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировозэрение, разводиться, менять фамилию и имя — невозможно лишь изменить фирме. Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования.

Управление при  этом носит в основном рекомендательный характер в этих условиях не следует  слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо. В любом коллективе существует четкая и всем понятная цель, которая сплачмвает персонал фирмы в коллектив единомышленников, настроенных на решение центральной задачи, достижение цели, которой подчинено все. Каждый японский служащий весьма тесно отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убежден в собственной значимости и незаменимости для своей компании. Не случайно для японцев слово «профессия» отождествляется с работой, а практически означает организацию (фирму), где они работают: японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает. Групповые традиции наложили отпечаток на поведение японцев в группе и вне ее. Поведение их вне группы характеризуется замкнутостью и нежеланием контактировать, но в своей группе, в среде установившихся отношений и связей японец готов помочь любому. Главным принципом группы является «не высовывайся», т.е. будь как остальные. Группа сама может признать чей-то приоритет, но работник не должен прилагать к этому усилий. Рост трудовых показателей необходим, но если кто-то из группы добился более высоких результатов — это считается достижением группы.

Японцы убеждены, что конфликты, разногласия и  явная конкуренция являются вредными. Люди должны объединяться в группы, а группам следует кооперироваться между собой. Однако, хотя межличностного соперничества в японских фирмах практически не встречается, иногда имеет место соперничество групповое. Групповая гармонвя, обозначаемая словом «ва», предполагает равновесие и ограничение индивидуальных потребностей в пользу группы, обеспечение взаимного сотрудничества. Конфликты члены группы преодолевают, реализуя возможность спорить, убеждать друг друга, идя на компромисс до тех пор, пока в конечном счете все участвующие стороны не придут к взаимному согласию.

Японская система  управления стремится усилить отождествление работника с фирмой, доводя его  до степени жертвенности во имя интересов  фирмы: служащие японских компаний редко  пользуются днем отдыха или выходным днем, безоговорочно выполняют сверхурочную работу, не используют полностью оплачиваемый отпуск, полагая, что в противном случае они будут демонстрировать недостаточную преданность компании.

Важным методом  укрепления связей служащих с руководством и фирмой в целом является поощрение интенсивного общения друг с другом, которое выражается в различных формах. Например, ежедневно, кроме субботы и воскресенья, весь персонал начинает день с физзарядкв и пения гимна своей фирмы. После этого все работники фирмы независимо от их положения декламируют заповеди, вывешенные на стенах и посвященные в основном упорному и добросовестному труду, повиновению, исполнительности, скромности, проявлению благодарности. В японских фирмах ежегодно отмечается «День основания компании», что дает возможность руководству фирм проводить в жизнь идею «общности интересов» предпринимателей и работников. Нормой деятельности для японского менеджера являются каждодневное присугствие на производстве, постоянное общение с людьми, решение всех возникающих проблем на месте, систематические беседы с рабочими и специалистами о путях дальнейшего совершенствования производства, повьшiения эффективности хозяйствования. На все жалобы со стороны служащих, как правило, следует немедленная реакция руководства.

Управляющим в Японии, даже директору завода, не предоставляется отдельного кабинета — вместе со своими сослуживцами они размещаются в одном большом открытом зале без перегородок, оснащенном простой и самой необходимой мебелью. Это должно напоминать служащим о том, что они прилагают совместные усилия к достижению компанией успеха. Привилегии в зависимости от ранга или класса отсутствуют. Во время спада производства менеджерам в первую очередь снижают заработную плату, которая и так редко более чем в 7—8 раз превышает зарплату только что поступившего на предприятие ученика.

Японский менеджмент использует и определенный порядок  найма, продвижения и обучения служащих. При приеме на работу выпускников  средних школ и университетов  поощряется создание рабочих династий, т.е. прием на работу детей и близких родственников кадровых работников. Широко практикуется найм по рекомендации кого-либо из сотрудников фирмы, который несет ответственность за свою рекомендацию.

Своеобразен и  порядок ротации на японских фирмах. В отличие от США, где человек может всю жизнь проработать мастером, если это удовлетворяет его и компанию, в Японии считают, что длительное пребывание работника в одной должности приводит к потере его интереса к работе, снижению уровня ответственности. Поэтому трудовая ротация является нормой и часто совмещается с продвижением по службе. Отбор кандидатов в управляющий состав обычно производится из числа работников компании; при этом преследуется несколько целей: во-первых, найти человека, детально знающего специфику производства; во-вторых, усилить преданность работника фирме и сохранить стаж его работы. Что касается обучения работников, то обычно под этим подразумевается повышение их квалификации без отрыва от производства, на рабочих местах. Для повышения теоретического образования своих служащих японские корпорации направляют их в учебные центры, на семинары, например в учебные заведения США и страны Европы.

Заработная плата  определяется прежде всего показателями трудового стажа и результатами труда. На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижение по службе; вьщача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний, на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника, и т.д. Связанный различными обязательствами по отношению к фирме и учитывая разнообразные материальные стимулы, сотрудник не может оставить компанию, не потерян основной части привилегий, или снизить интенсивность труда из опасения быть обойденным другими, переведенным на менее престижную работу и т.д. Важной составной частью японского менеджмента является система пожизненного (или долгосрочного) найма и трудового стажа. Продвижение по службе в Японии прежде всего зависит от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все сначала. Рабочие, меняющие место работы, дискриминируются в отношении оплаты труда, льгот, пенсии; их рассматривают как людей второго сорта. Постоянно внушая каждому работнику, что его личное благополучие зависит от результатов деятельности фирмы, используя материальные и духовные стимулы, в том числе немалые вьшлаты работникам на социальные цели, японский менеджмент добивается высокой интенсивности и производительности труда.

Управленческие  решения являются существенными  элементами планирования, организации, мотивации и контроля. Администрация  японской фирмы тонко чувствует  нюансы человеческой мотивации. Поэтому  она всемерно вовлекает рядовых работников в подготовку решений. С учетом ожидаемой от низов инициативы организуется стандартная процедура подготовки, обсуждения и санкционирсвания управленческих решений. Отличительной особенностью японской организации является то, что в ней, как правило, не существует достаточно четкого разграничения уровней власти и ответственности. Управляющий, от которого исходит инициатива о принятии решения, составляет специальный документ, известный под названием В этом документе всесторонне описывается проблема, и предлагаются рекомендации по ее решению. После этого передается на рассмотрение в те подразделения, деятельность которых хотя бы в какой-то степени затрагивает вьщнинутую проблему, в том числе и подразделения, от которых можно получить необходимую информацию по данному вопросу или помощь в осуществлении необходимых мер. Из краткого рассмотрения формальной процедуры можно видеть, что инициатива принятия решения чаще всего исходит снизу (т.е. оттуда, где рождается а высшие менеджеры, как правило, мало компетентны в тех конкретных проблемах, которые видны и рождаются внизу).

Фактически высший управляющий всегда соглашается  с выдвинутым предложением, и его  утверждение носит скорее ритуальный характер, тем более что на документе  уже стоят подписи расположенных ниже руководителей. В последнее время народный капитализм Японии, а вместе с ним и японский менеджмент, подвергается критике, прежде всего со стороны американцев, за так называемый нелиберализм. Японская экономика, достигнув вершин материального производства в том, что касается его масштабов, уровня производительности на отдельно взятом предприятии и качества выпускаемой им продукции, тем не менее (а может быть, именно по этой же причине) постепенно начала страдать от недостатка инициативности как менеджерского состава, так и рядовых сотрудников. Под инициативностью тут надо понимать воображение, оригинальность и дальновидность, а не просто агрессивность и решительность при принятии того или другого решения в ведении бизнеса. Инициативность прямым образом связана с раскрепощенностью мышления и поведения каждого субъекта экономики и общества.

Одним словом, требуется  развитие индивидуализма, нехватку которого традиционно ощущает японское общество. Перед японским менеджментом, японской моделью капитализма и общественным укладом в целом стоит задача раскрепостить личность и через ее инициативность обеспечить дальнейшее развитие экономики страны, но при этом сохранить ее социальную ориентацию в максимально возможной мере. В течение 3 0-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовывать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного расслоения общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.

1.3. Управленческое поведение

 

Как отмечалось, японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то их очень существенная (в контексте данной работы) черта состоит в том, что японцы предпочитают  не придерживаться писаных правил; а их языку  в силу иероглифического характера письменности  несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков, в частности, немецкого. Сами японцы пишут: «...в традиционном японском обществе отсутствовали как всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не существовало даже четкой системы представлений о грехе...» (М. Йосино).

Чийе Накане провел блестящее исследование, имевшее  своим предметом типы отношений  в группах в связи с традициями национальных культур. Он выдвинул основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп, разделив типы устанавливающихся между людьми взаимоотношений на два: горизонтальный, как совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, люди одной профессии) и вертикальный, при котором индивиды, обладающие различными чертами,  связанны определенной социальной связью (например, семья, клан, клуб). Именно второй, «вертикальный» тип отношений является характерным и определяющим «лицо» японского общества.

Группа, к которой  принадлежит японец, значима для него так же, как семья. В японской фирме ее глава похож на отца. Члены семьи сотрудничают спонтанно. Царит неформальная атмосфера. Внутренние конфликты сведены к минимуму, в группах дружелюбные отношения. В Японии фирма считается органически целым, живым организмом, наделенным душой. Может смениться руководитель, но фирма останется. Считается, что фирма - долговременная организация, поэтому что она гарантирует пожизненный найм. (Такие отношения закреплены «Законом о корпоративной реорганизации», согласно которому в фирмах, которые столкнулись с финансовыми трудностями и находятся на грани банкротства, проводятся реорганизации). Считается, что предприятие бизнеса является замкнутой социальной группой, а работа должна занимать центральное место в жизни работников.

«Работодатели не используют один труд человека, они  используют его всего».

Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей.  Японские управляющие  прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

 

Как порождением  концепцией «человеческого потенциала»  можно рассматривать систему  группового принятия решений Ринги. Согласно ей ответственность за принятие решения на персонифицирована. За принятое решение несет ответственность все группа. Предполагается, что  ни  один человек не имеет права единолично принять решение.

Информация о работе Особенности японского менеджмента