Отчет о преддипломной практике на предприятии ПРУП «Борисовский хрустальный завод им.Ф.Э.Дзержинского»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 15:06, отчет по практике

Краткое описание

Целью данной практики является не только изучение практических ситуаций, но и сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта
Задачами преддипломной практики является:
- ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;
- непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;
- подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

otchet.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

 

Сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2011 и 2012 годы можно отметить, что объем производства в сопоставимых оптовых ценах уменьшился на 2,89 %, а в фактических оптовых ценах увеличился на 35,2%.Остатки готовой продукции растут (с 213% до 269%) это связано с тем, что объемы реализации меньше объемов производства. Заработная плата в 2012 году увеличилась на 46,8% по сравнению с 2011 годом, что объясняется увеличением объёмов выпуска и реализации продукции, техническим совершенствованием производства и ростом производительности труда, ростом объёма реализации продукции на экспорт, совершенствованием организации труда и заработной платы. Рентабельность производства растет, рентабельность реализованной продукции также увеличивается, но и кредиторская задолженность растет, это связано с тем, что предприятие ежемесячно берет кредиты на выплату заработной платы.

 

2.1 Анализ объема реализации  продукции

 

От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на объемы продаж

 

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции, который представлен в таблице 6.

 

Таблица 6 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

Сумма в фактических ценах, млн.р.

 

2010

2011

2012

+, -

1 Остаток готовой продукции

2013,0

3252,0

4587,0

+

Продолжение таблицы 2

       

2 Выпуск продукции

17668,0

23985,0

32429,0

+

3 Остаток готовой продукции на конец года

3252,0

4587,0

7274,0

+

4 Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3)

16429,0

2265,0

28105,0

+

5 Остаток товаров, отгруженных покупателям:

       

5.1 на начало года

1842,0

4223,0

3194,0

+, -

5.2 на конец года

       

6 Реализация продукции (п.4+п.5.1-п5.2)

14587,0

18727,0

24911,0

+


 

Из таблицы видно, что план производства и реализации продукции выполнен за счет роста выпуска готовой продукции. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складе предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на начало года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия.

Как было установлено в процессе анализа, причина образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями тривиальна – низкая платёжеспособность потребителей. Вместе с тем, как следует из представленных данных предприятием, проводится определённая работа по улучшению платёжной дисциплины. В частности, отгрузка стала производиться только в день оплаты. Рост остатков готовой продукции на складах предприятия связаны с тем, что предприятие не может реализовать запасы выпущенных ранее изделий.

 

2.2 Анализ себестоимости продукции  предприятия

 

С целью изучения финансовых результатов деятельности предприятия «Борисовский хрустальный завод» рассмотрим состав и структуру себестоимости по статьям затрат за 2010-2012 годы, изучив приведенные в таблице 7 сведения:

 

Таблица 7 - Состав и структура себестоимости товарной продукции ПРУП «Борисовский хрустальный завод» по статьям затрат

Статьи затрат

2010 год

2011 год

2012 год

Сумма, млн. р.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

Сумма, млн. р.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

Сумма, млн. р.

Затраты на 1 руб., коп.

Уд. вес, %

1 Сырьё

11923

67,4

20,5

13436

56

16,9

23371

72

24,6

2 Вспомогательные материалы

1767

9,9

3,0

1866

7,6

2,3

2659

8,3

2,8

3 Топливо, энергия

1100

6

1,9

407

1,5

0,5

704

2,2

0,7

4 Работы и услуги сторонних организаций

2582

14,4

4,4

3020

12,5

3,8

4140

12,9

4,4

5 Прочие материальные затраты

2019

11,4

3,5

5234

21,7

6,6

883

2,6

0,9

6 Расходы на оплату труда

16563

93

28,5

25542

106,6

32,1

30441,9

93,7

32,1

7 Отчисления на социальные нужды

6216

35

10,7

8967

37,3

11,3

9946

30,8

10,5

8 Общепроизводственные расходы

6531,8

36,9

11,2

8265

34,2

10,4

10968

33,9

11,6

9 Общехозяйственные расходы

7238,8

41,1

12,4

10331,8

43

13,0

8851

27,4

9,3

10 Потери от брака

11,4

0,07

0,02

15,2

0,07

0,02

15,2

0,03

0,02

11 Производ-

ственная себестоимость

55956,1

316,5

96,1

77088

321,5

97,0

91983,6

283,8

97,0

12 Коммер-

ческие расходы

2244,1

12,5

3,9

2384

9,9

3,0

2844,9

8,7

3,0

13 Полная себестоимость

58200,3

329,5

100,0

79472,7

331,4

100,0

94828,5

292,5

100,0


 

Исходя из приведенных данных в таблице 6, 7 можно сделать ряд выводов:

- Затраты на производство продукции (производственная себестоимость произведенной продукции) в 2010 году увеличились почти на 37,8 % в 2011 году .В 2012 году производственная себестоимость продукции выросла на 19,3 % по сравнению с величиной в 2011 году.

- Основными статьями себестоимости  произведенной продукции в 2010-2012 году являлись расходы на оплату труда и расходы на сырье. В 2010 году удельный вес данных статей затрат составил 28,% и 20,5 % соответственно. В 2011 году произошло увеличение удельного веса расходов на оплату труда до 32,1 % и сокращение доли расходов на сырье – до 16,9 %. В 2012 году уровень затрат на оплату труда в себестоимости готовой продукции остался на прежнем уровне, но при этом произошло существенное увеличение доли расходов на сырье до 24,6 %.

- Полная себестоимость товарной  продукции в 2010 году, увеличившись в 2011 году до 36,6 %. В 2012 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 19,3 %.

- Удельный вес производственной  себестоимости в структуре общей  себестоимости продукции предприятия  вырос с 96,1 % в 2010 году до 97 % в 2011 году и в 2012 году остался на том же уровне.

Таким образом, уже на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение себестоимости готовой продукции, эффективность деятельности предприятия выросла в 2012 году по сравнению с ситуацией в 2010 году.

Однако на этом же этапе анализа необходимо и определить факторы, которые обеспечили увеличение себестоимости готовой продукции, так как именно сокращение затрат позволяет в большинстве случаев достичь максимального увеличения прибыли от реализации предприятия.

Увеличение затрат на производство продукции было связано как с ростом общего количества реализуемой продукции, так и удельных переменных затрат на единицу продукции, а также с ростом постоянных расходов (накладных расходов). Информация о затратах, сгруппированная по основным видам расходов (переменным и постоянным) в разрезе основных статей затрат приведена в таблице 8:

 

 

Таблица 8 - Группировка статей затрат на постоянные и переменные расходы, необходимая для проведения факторного анализ себестоимости продукции

Показатель

2010

2011

2012

1 Количество выпущенной продукции, единиц

7 335,0

7 809,0

7 464,6

2 Переменные затраты, всего, млн. рублей, в том числе:

42156,7

58494,6

72168,5

2.1 Сырьё

11923

13436

23371

2.2 Вспомогательные материалы

1767

1866

2659

2.3 Топливо, энергия

1100

407

704

2.4 Работы и услуги сторонних  организаций

2582

3020

4140

2.5 Прочие материальные затраты

2019

5234

883

2.6 Расходы на оплату труда

16563

25542

30441

2.7 Налоги, отчисления и на социальные  нужды

6213

8967

9946

2.8 Потери от брака

11

15

15

2 а) удельные переменные расходы, млн. рублей на 1 ед. продукции (стр.2 / стр.1)

5,7

7,6

9,5

3. Постоянные затраты (накладные  расходы)

13770

18596

19819

3.1 Общепроизводственные расходы

6531

8265

10968

3.2 Общехозяйственные расходы

7238

10331

8851

4 Всего затраты на производство (производственная себестоимость)

55956

77088

91983

5 Коммерческие расходы

2244

2384

2844

6 Полная себестоимость

58200

79472

94826


 

Для проведения анализа показателя производственной себестоимости используем следующую факторную модель:

 

,                                                                                   (1)

 

где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;

 – количество выпущенной продукции (в единицах);

 – удельные переменные расходы  на единицу выпущенной продукции (в млн. р.);

А – постоянные расходы на весь выпуск продукции (в млн. р.).

 

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

 

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является её платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния организации, его устойчивости.

Анализ платежеспособности необходим не только для организации с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Оценка платежеспособности внешними инвесторами осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.

Сущность ликвидности состоит в том, чтобы для покрытия краткосрочных обязательств имелись или могли быть добыты средства, достаточные для предотвращения задержки в платежах. Платежеспособность (в узком смысле слова) – это такое состояние организации, когда оно располагает в данный момент средствами, достаточными для уплаты по обязательствам, требующим немедленного погашения. Если ликвидность – состояние средств субъектов хозяйствования, при котором могут быть добыты средства для погашения, то есть, допускается погашение обязательств в течение некоторого промежутка времени, то платежеспособность – это способность погасить свои обязательства немедленно, и в этом случае не допускается наличие промежутка времени.

Одно из условий ликвидности организации – ликвидность активов, предполагающая их мобильность и способность при необходимости быть преобразованными в денежную наличность. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Для оценки финансового положения предприятия в отечественной практике анализа финансовой положения организации рекомендуется составлять баланс ликвидности.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков .

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается ликвидным, если имеют место следующие соотношения (формула 2):

 

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.                                               (2)

 

В зависимости от степени ликвидности активы и пассивы организации разделяются на группы в соответствии со специальной методикой. К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства и финансовые вложения. Быстрореализуемые активы – это краткосрочная дебиторская задолженность. Медленно реализуемые активы – запасы, налоги по приобретенным активам, долгосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К труднореализуемым активам относятся внеоборотные активы предприятия. В составе пассивов выделяют наиболее срочные обязательства (краткосрочную кредиторскую задолженность), краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства и кредиты банков, подлежащие погашению в течение года после отчетной даты и прочие краткосрочные обязательства), долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) и постоянные пассивы (собственный капитал предприятия).

Таблица 9 - Оценка степени текущей платежеспособности ПРУП «Борисовский хрустальный завод» на основе сопоставления активов по степени ликвидности и пассивов по степени срочности погашения

Активы

На начало года, млн. р.

На конец года, млн. р.

Пассивы

На начало года, млн. р.

На конец года, млн. р.

Вывод о выполнении неравенств

А1

68358

278

П1 + П2

58255

72967

Неравенство А1 > (П1 + П2) не выполняется на конец периода, платежеспособность – не абсолютная (реальная)

А1 + А2

77219

3325

П1 + П2

58255

72967

Неравенство (А1 + А2) > (П1 + П2) не выполняется, платежеспособность – не гарантированная

А1 + А2 + А3

112106

45668

П1 + П2

58255

72967

Неравенство (А1 + А2 + А3) > (П1 + П2) выполняется на конец периода, платежеспособность – потенциальная, на конец года неравенство не выполняется – у предприятия отсутствует собственный оборотный капитал

Информация о работе Отчет о преддипломной практике на предприятии ПРУП «Борисовский хрустальный завод им.Ф.Э.Дзержинского»