Отчет по практике в летнем лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 06:42, отчет по практике

Краткое описание

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которой активно занимаются воспитатели, психологи и вожатые, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
1.1 Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
1.2 Социально-педагогический потенциал детского досуга
II СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
2.1 Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
2.2 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Лиза отчет.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

    1. Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
    2. Социально-педагогический потенциал детского досуга

II СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

2.1 Социально-педагогические  условия эффективности работы  социального педагога в летних  оздоровительных лагерях

2.2 Направления  работы социального педагога  в летних оздоровительных лагерях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях динамики современных экономических  и социальных процессов постоянно  увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный  отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которой активно занимаются воспитатели, психологи и вожатые, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

     Основные цели учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

  • оздоровление детей,
  • формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
  • развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей,
  • активное приобщение к различным видам деятельности.

     Также в этом положении изложены организационные основы деятельности учреждения, устройство и организация жизнедеятельности в детских оздоровительных лагерях.

     Вопросами организации досуга детей занимались А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, которые находились у  истоков становления и развития деятельности детских лагерей. В настоящее время теоретическими и методологическими основами деятельности внешкольных учреждений занимаются В.А. Никитин, Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Р.В. Овчарова, А.В. Мудрик, Л. И. Новикова. Исследования Е.А. Винникова, Н.К. Катовича, Л.В. Васюты раскрывают жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря. Современные основы педагогики детских каникул можно проследить у таких авторов, как Т.А. Юзефавичус, Г.А. Шереш.

     Вожатый, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

     Вожатый работает с детьми и подростками в учреждениях летнего отдыха, в детских лагерях и оздоровительных центрах. Целью деятельности вожатого является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, лагере, ближайшем окружении и других социумах. Задача деятельности вожатого – помощь во взаимодействии ребенка с обществом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, а также не маловажным является формирование социальной среды в летнем оздоровительном лагере.

     Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных  образовательных учреждений в современных  условиях обусловлено рядом обстоятельств.

     Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов, а, следовательно, и самой методики работы педагогов и вожатых, в системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.

     Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее  время практически всю систему  летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения  деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

     В-третьих, анализ запросов детей, подростков и  их родителей о формах отдыха и  деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении  престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

     В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка большое значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

     В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении  воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков.

     Летняя  практика проходила в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» в период 1-й смены.

     Дата  практики: 05.06.2011г. – 26.06.2011г.

  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ 

     1.1 Особенности функционирования детских  оздоровительных лагерей 

     В современном социуме большое  значение имеет организации системы  летнего отдыха детей и подростков. Это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребёнком самым непосредственным, естественным образом.

     Существуют  различные формы детского отдыха: организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и без них, оздоровительный, санаторный и профильный, и отдых в условиях города и загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.

     Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.

     Летний  оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть организован в палатках, на речных и морских судах.

     Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и профиля  оздоровительного лагеря, конкретных природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних – не менее 18 дней, весеннее-осенне-зимних – не менее 6 дней. Органы здравоохранения рекомендуют открывать загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот срок наступает максимальный оздоровительный эффект.

     С учетом возраста и интересов детей  в оздоровительном лагере создаются  отряды, группы и другие объединения. Численность детей в группах  в возрасте 6-9 лет – 20-25 человек, 10-14 – 25-30, 15-18 – 25 человек.

     Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами  и средствами работы. Прежде всего  они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти». Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

     Ориентация  на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные  условия для самосовершенствования  и самореализации личности. Все больший  вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации.

     При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.

     Школьникам  необходима среда, в которой они  могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив. Как писал Катович Н.К. – «для каждого ребенка такой коллектив – это новая ситуация в жизни, так как он характерен новизной состава, интенсивностью и насыщенностью совместной деятельности, в более выраженных коллективных формах работы». В новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: я – другие; я – старшие товарищи, где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт ребенка.

     Реализация  воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в результате чего создается  своеобразная педагогически управляемая микросреда, позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течении определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

     Создание  условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в  сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие  в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

     Характер  развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят  от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня.

Информация о работе Отчет по практике в летнем лагере