Отчет по практике в летнем лагере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 06:42, отчет по практике

Краткое описание

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которой активно занимаются воспитатели, психологи и вожатые, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
1.1 Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
1.2 Социально-педагогический потенциал детского досуга
II СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
2.1 Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
2.2 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Лиза отчет.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

     Содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л. , веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений.

     Можно сформулировать основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере:

  1. Оздоровление и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

     Данная  задача является главнейшей в детском  оздоровительном лагере, потому что  летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический  фактор как способ организации и  обеспечения процесса оздоровления детей и подростков. Также необходимо воспользоваться непринужденной обстановкой лагеря и дружескими отношениями между педагогами и детьми, для того чтобы приучать детей к ответственному поведению по отношению к своему здоровью.

     Формирование  адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.

     Данная  задача может выполняться как  в контексте других задач, так  и как основное направление деятельности.

     Важно помнить, что ни одна из задач, не может  полностью обособлено выполняться  от других задач. Они непременно пересекаются, а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также  помнить, что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е. переключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг.

     Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей  и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К. [17], смену в лагере подразделяют на три периода:

  1. организационно-диагностический период, в ходе которого происходит адаптация к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также включения их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период оправдывает себя в течении смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависят от достижения этой цели. На этом этапе, в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной организационной структуры коллектива;
  2. основной период, который является наиболее продолжительным и сложным. Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей, стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству; традиционной организацией воспитательного процесса: чрезмерной регламентацией, перенасыщением массовыми формами, стремлением охватить все стороны жизнедеятельности ребенка;
  3. заключительный период – период продуктивной рефлексии, т. е. период размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, сто происходило с каждым ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий определить степень достижения ими личных целей.

     Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки  одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены  лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности.

     Летний  лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени  детей разного возраста, пола и  уровня развития, с другой – пространством  для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.  
 

  2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОЖАТОГО В ЛЕТНем ОЗДОРОВИТЕЛЬНом ЛАГЕРе 

     2.1 Условия эффективности работы вожатого в летнем оздоровительном лагере 

     Вожатый, работая в летнем оздоровительном лагере, опирается на принципы педагогики – исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.

     Система принципов воспитания включает в  себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий и принципы дифференцированного подхода. Вожатый, находясь среди детей в летнем лагере, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом вожатый оценивает влияние микросреды детского лагеря, окружения детей, групп сверстников, объединений подростков. Ведь знания связанные с практикой, внедренной в жизнь, вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность. Таким образом, у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

     Воспитание  – долговременный процесс, в котором  участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявить уровни воспитанности детей, зону ближайшего развития. Для того чтобы знания усваивались хорошо и были понятны воспитанникам, педагогам и вожатым необходимо объяснять их в упорядоченной и систематичной системе. Заранее составлять план работы, программы проведения мероприятий и выполнять их в определенной последовательности. Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления детей и подростков.

       Вожатый в своей работе опирается на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Вожатый детского летнего оздоровительного лагеря учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Поэтому вожатому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Вожатый летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. Вожатому очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. Но даже эту в верную позицию можно дополнить: с другой стороны, вожатый должен научить ребенка удивляться окружающему миру, себе и другим людям. В этом – широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря – это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития.

     Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. Чтобы справиться с массой поставленных задач, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Прибыв в лагерь, первым делом необходимо выяснить места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Можно взять с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятия кружков, медпункт и т. д. К тому же это отличный способ и самому вожатому познакомиться с детьми, и им начать узнавать друг друга. Знакомство будет главной целью в первый вечер. Чтобы завоевать симпатию детей, можно рассказать им о себе. Надо постараться разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда вожатый  познакомиться с детьми, можно вместе подумать о плане занятий – и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравиться дело придуманное ими самими.

     Очень важно как можно быстрее запомнить  их имена. Любить детей мало – надо им нравиться. Здесь надо соблюдать правило «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. справедливо заметил А.С. Макаренко: дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою любовь к ним, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других.

     Не  заводить любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным.

     Еще одно из важнейших слагаемых успеха в работе вожатого – это планирование. Создание плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы с детьми. План работы –   это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности лагеря. Кроме того, при составлении плана необходимо руководствоваться определенными правилами:

  1. План должен быть конкретным (определение точных дат, времени, места и конкретных форм отрядных дел и исполнителей), реальным (учет особенностей природного и социального окружения и внутренних условий лагеря), педагогически целесообразным и сочетать различные формы организации деятельности детей, отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.
  2. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

     Вся практическая работа по составлению  плана предполагает ряд операций:

  1. Анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики.

     К источникам для составления плана относятся:

    • Государственные, ведомственные документы, где поставлены текущие и перспективные цели и задачи воспитания школьников, с тщательным анализом их содержания и последующей трансформацией общегосударственных задач в профессиональные воспитательные задачи.
    • Характеристика отряда на основе диагностических данных.
    • Знаменательные даты, совпадающие с периодом действия плана работы. Они расширяют общий кругозор детей о событиях, происходящих в стране и мире, и помогают формировать у школьников патриотические чувства.
    • Текущие события в стране и за рубежом. Их разностороннее знание позволяет сделать воспитательную работу актуальной и своевременной.
    • Интересы и желания детей. План приобретает жизненную реальность, если в проектирование процесса воспитания вовлекаются школьники.
  1. Формирование педагогических задач и запись их в рабочий план.

     При этом надо помнить, что: задачи формируются  на основе анализа уровня развития ребят и воспитанности коллектива; необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.

  1. Определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех источников и данных для составления плана.

     Для планирования существенное значение имеет  учет направлений всестороннего  развития личности ребенка: умственное воспитание, нравственное воспитание, развитие политической культуры, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экономическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание.

  1. Оформление структуры плана и ее заполнение.

     Наиболее  распространенной формой текстового оформления результатов планирования работы в  отряде является так называемый план-сетка. Преимущества его очевидны: наглядность, календарность, вариативность.

     К плану-сетке прилагается обоснование  плана, включающее:

  1. психолого-педагогическую характеристику отряда;
  2. основные задачи деятельности вожатого на смену.

Информация о работе Отчет по практике в летнем лагере