Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 06:42, отчет по практике
В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря, которой активно занимаются воспитатели, психологи и вожатые, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.
ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
1.1 Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
1.2 Социально-педагогический потенциал детского досуга
II СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
2.1 Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
2.2 Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.
Содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л. , веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений.
Можно сформулировать основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере:
Данная
задача является главнейшей в детском
оздоровительном лагере, потому что
летом необходимо максимально использовать
богатый природно-
Формирование адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.
Данная задача может выполняться как в контексте других задач, так и как основное направление деятельности.
Важно помнить, что ни одна из задач, не может полностью обособлено выполняться от других задач. Они непременно пересекаются, а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также помнить, что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е. переключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К. [17], смену в лагере подразделяют на три периода:
Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности.
Летний
лагерь является, с одной стороны,
формой организации свободного времени
детей разного возраста, пола и
уровня развития, с другой – пространством
для оздоровления, развития художественного,
технического, социального творчества
ребенка.
2.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОЖАТОГО В ЛЕТНем ОЗДОРОВИТЕЛЬНом
ЛАГЕРе
2.1
Условия эффективности работы вожатого
в летнем оздоровительном лагере
Вожатый, работая в летнем оздоровительном лагере, опирается на принципы педагогики – исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.
Система
принципов воспитания включает в
себя: принципы связи теории с практикой,
связи воспитания с жизнью; последовательность
и систематичность
Воспитание
– долговременный процесс, в котором
участвуют многие люди. Поэтому крайне
важно соблюдать
Вожатый в своей работе опирается на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей детей, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Вожатый детского летнего оздоровительного лагеря учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка. Поэтому вожатому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Вожатый летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь в конце концов неформальным лидером. Вожатому очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. Но даже эту в верную позицию можно дополнить: с другой стороны, вожатый должен научить ребенка удивляться окружающему миру, себе и другим людям. В этом – широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря – это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития.
Принято считать, что лагерь начинается с вожатого. Чтобы справиться с массой поставленных задач, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Прибыв в лагерь, первым делом необходимо выяснить места расположения всех служб, начиная от электриков, сантехников и заканчивая начальником. Можно взять с собой на экскурсию и детей: им тоже нужно привыкнуть к территории, узнать, где находятся столовая, помещения для занятия кружков, медпункт и т. д. К тому же это отличный способ и самому вожатому познакомиться с детьми, и им начать узнавать друг друга. Знакомство будет главной целью в первый вечер. Чтобы завоевать симпатию детей, можно рассказать им о себе. Надо постараться разобраться в иерархии этого маленького коллектива, «вычислить» лидеров и «ведомых», понять, на кого можно будет опереться. Когда вожатый познакомиться с детьми, можно вместе подумать о плане занятий – и на ближайшие дни, и на всю смену: больше всего детям нравиться дело придуманное ими самими.
Очень
важно как можно быстрее
Не заводить любимчиков: дети чувствуют это очень остро и иногда даже замечают это раньше, чем вы сами поймете, что кому-то уделяете больше внимания, чем остальным.
Еще одно из важнейших слагаемых успеха в работе вожатого – это планирование. Создание плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы с детьми. План работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности лагеря. Кроме того, при составлении плана необходимо руководствоваться определенными правилами:
Вся практическая работа по составлению плана предполагает ряд операций:
К источникам для составления плана относятся:
При этом надо помнить, что: задачи формируются на основе анализа уровня развития ребят и воспитанности коллектива; необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.
Для планирования существенное значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка: умственное воспитание, нравственное воспитание, развитие политической культуры, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экономическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание.
Наиболее распространенной формой текстового оформления результатов планирования работы в отряде является так называемый план-сетка. Преимущества его очевидны: наглядность, календарность, вариативность.
К
плану-сетке прилагается