Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.
Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Маркетинг и менеджмент»
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: «Оценка конкурентных возможностей предприятия и управленческое решение по повышению конкурентоспособности»
Руководитель
Могилев 2010
Содержание
Введение
1Сущность и содержание конкурентоспособности
предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных
преимуществ предприятия
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод
«Строммашина»
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского
машиностроения
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский
завод «Строммашина»
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина»
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение
Список используемых источников
Приложение А Численность, состав
и образовательный уровень
Приложение Б Реализация продукции
на РПУП «Строммашина»
В рыночной
экономике основным фактором
коммерческого успеха
Понятие
«конкурентоспособность»
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Одна из важнейших предпосылок экономической стабилизации Беларуси – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Сегодня в Беларуси проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.
Заинтересованность
Поскольку тема данной работы «Оценка конкурентных возможностей предприятия» и управленческое решение по повышению кокурентоспособности», то основной целью данной работы будет принятие управленческого решения для нахождения путей по повышению конкурентоспособности.
Основными задачами, требующими решения являются:
- изучение сущности и содержания конкурентоспособности предприятия, рассмотрение разнообразных моделей по изучению конкурентоспособности;
- анализ и определение показателей оценки конкурентоспособности предприятия РПУП завод «Строммашина»;
- выявление факторов,
способствующих улучшению
1 Сущность
и содержание
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия
Рыночная деятельность предприятия немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция (от лат. сoncurrere — сталкивать) является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получения соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, т.е. делать ее конкурентоспособной.
Конкурентоспособность — это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами.
Конкурентоспособность предприятия - способность предложить товар, удовлетворяющий требованиям покупателей, в нужном рынку количестве. Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
- экономический потенциал (активы, основной капитал, объем продаж и т.д.);
- производственный и сбытовой потенциал (производственные мощности, наличие сырьевой базы, центров технического обслуживания, уровень автоматизации и технологии производства и т.д.);
- научно-исследовательский потенциал (организация научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР в абсолютном выражении и к общему объему продаж, число занятых в НИОКР всего и в процентах к числу занятых на фирме);
- направление научных исследований фирмы, область патентования, оценка возможности занятия организацией монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.;
- финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность, структура капитала и т.д.);
- репутация организации и соблюдение договорных обязательств;
- организационная структура;
- менеджмент организации, состав и профессиональный уровень ее руководящих работников, рыночная стратегия, инновационность и т.д.
Все предприятия, участвующие в конкурентной борьбе, занимают на рынке свои определенные места, которые могут быть распределены следующим образом: 40% и выше — лидер; от 30 до 40% — претендент на лидерство; от 10 до 20% — последователь (ведомый); менее 10% — занявший рыночную нишу и избегающий конкуренции.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха.
Конкурентоспособность отдельной фирмы, то есть способность соответствовать требованиям конкурентной среды, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность. Таким образом, конкурентоспособность экономики страны складывается из конкурентоспособностей входящих в нее экономических субъектов, и анализ конкурентоспособности фирмы выходит за рамки рабочей функции предприятия.
По отношению к предприятию можно выделить следующие факторы, влияющие на конкурентоспособность:
1) внешние: экономические и административно-хозяйственные факторы со стороны государства; характеристики рынка - сегментация, емкость, конкуренты; политическая ситуация;
2) внутренние: маркетинг; научный, технологический, кадровый потенциал; эффективность рекламы, качество товара и его движение, сервис, материально – техническое снабжение.
При этом внешние и внутренние факторы являются своего рода резервом конкурентоспособности, который позволяет, улучшая один из факторов, повышать свой уровень конкурентоспособности.
Большую роль играет прогнозирование
уровня конкурентоспособности
Необходимость оценки конкурентоспособности предприя
Поэтому принципиально необходимым является постоянная оценка конкурентоспособности предприятия. Основными этапами оценки конкурентоспособности являются следующие:
Конкурентоспособность предприятия является важным показателем, от которого зависит эффективность деятельности предприятия и имеет достаточно большую систему показателей. Знание показателей конкурентоспособности предприятия и методик их расчета позволяет грамотно оценить ситуацию, сложившуюся на предприятии, а также сравнить показатели с показателями конкурентов. Помогает принять правильное решение по улучшению данных показателей, а следовательно и работы всего предприятия в целом.
Для всесторонне успешной деятельности на рынке предприятие должно обладать тем или иным абсолютным преимуществом перед конкурентами. В настоящее время конкуренция имеет тенденцию к ужесточению практически на всех уровнях рыночных отношений. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать. Эти преимущества получили название конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую. К формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.