Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.
Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35
Для сбора всей необходимой для анализа информации (изучение внешней среды, оценка факторов) используются только экспертные методы. Это не дает возможности получить максимально объективные показатели конкурентоспособности, а соответственно, и объективно определить уровень конкурентоспособности предприятия.
2 Анализ конкурентоспособности РПУП «Могилевский завод «Строммашина»
2.1 Характеристика
предприятия и его
В 1913 году товариществом братьев Мазья и Аранзон было открыто в Могилеве меднолитейное и механическое предприятие. Товарищество бралось за устройство мельниц, маслобойных и винокуренных заводов, продажу населению плугов, топоров и др.
В 1941 году завод, демонтировав оборудование, был эвакуирован вглубь страны. В 1946 году началось восстановление завода, и он был передан в ведение Министерства строительного и дорожного машиностроения. С тех пор он получил новое название «Строммашина». Завод стал выпускать машины для индустрии строительных материалов. В 1950 году завод получил новые задания, которые потребовали его расширения. Впервые в мировой практике машиностроения были изготовлены автоматизированные линии для беспрокладочного производства асбестоцементных листов.
В 1962 году завод впервые освоил и начал серийный выпуск грузовых лифтов и новых моделей пассажирских лифтов. Осуществляя их изготовление в течение более десяти лет, до образования Могилевского лифтостроительного завода. После снятие лифтов с производства завод увеличил выпуск оборудования для производства асбестоцементного шифера, асбестоцементных труб, керамических изделий, рулонно-кровельных и гидроизоляционных материалов, армированного стеклохолста и других машин.
Подытоживая этот длительный, доперестроечный период, нужно отметить – завод специализировался и был полностью загружен изготовлением разнообразнейших как отдельных машин, так и целых технологических линий для промышленности строительных материалов.
Однако в последние годы количество заказов на традиционно ранее изготавливаемое оборудование по объему выпуска резко снизилось. Изготовление его продолжается в значительно меньших количествах и объемах, в основном на замену по разовым заказам, а также отдельные машины и механизмы как запчасти.
Уникальность завода
«Строммашина» и в самом
Завод является единственным, кто имеет международный и российский Сертификаты на производство шпального оборудования.
Организационная структура предприятия чутко отзывается на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него. И чем дольше организационная структура предприятия остается неизменной, тем болезней происходит процесс корректировки на том этапе, когда другого пути выживания предприятия уже не будет.
Поэтому на протяжении последних лет, на данном предприятии организационная структура управления претерпела многочисленные изменения, что благополучно отразилось на финансовом состоянии предприятия, на повышении уровня заработной платы и социальной защищенности работников предприятия.
Важнейшим фактором, влияющим
на организационную структуру
Важным показателем адаптированности работника на предприятии является стаж работы. Длительный стаж работы на предприятии предполагает высокую квалификацию работника, профессиональный опыт, относительно высокую зарплату и тем самым приверженность предприятию, несмотря на переживаемые экономические трудности. Численность, состав и образовательный уровень работников представлен в приложении А.
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения
Оценка конкурентоспособности машиностроения Республики Беларусь обусловлена его ролью в национальной экономике как отрасли, во многом определяющей рост промышленного производства, существенно влияющей на занятость в национальной экономике, обеспечивающей значительную часть налоговых поступлений и валютной выручки.
Целями оценки уровня и анализа динамики конкурентоспособности являются:
- выявление существующих
тенденций и наиболее общих
факторов изменения
- разделение роста объема продаж и производства, связанного с колебаниями конъюнктуры, от роста, связанного с улучшением конкурентоспособности отрасли.
В последние 10 лет около половины производимой отечественной машиностроительной продукции реализуется на внутреннем рынке. Столь значительный удельный вес реализации делает устойчивую работу отрасли зависимой от конкурентоспособности на нем.
Таблица 1 - Конкурентоспособность отечественного машиностроения на внутреннем рынке
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Рыночная доля отечественного машиностроения на внутреннем рынке, % |
58,16 |
62,91 |
67,21 |
66,94 |
72,54 |
63,87 |
53,51 |
Относительная рыночная доля белорусского машиностроения к импорту из стран вне СНГ |
1,84 |
2,15 |
2,36 |
2,47 |
2,20 |
1,56 |
1,28 |
На внутреннем рынке белорусское машиностроение доминировало. Доля белорусской машиностроительной продукции в течение периода 2001 – 2007 гг. составляла более 50% внутреннего рынка. Значение данного показателя возрастало до 2005 г. в результате опережающего роста предложения белорусской машиностроительной продукции над ростом импорта из дальнего зарубежья. Причиной этому послужил рост спроса на внутреннем рынке, совпавший с оживлением белорусского машиностроительного производства. Большая часть прироста спроса приходилась на белорусскую машиностроительную продукцию.
Рост объема производства, а свою очередь, ведет к увеличению импорта машиностроительной продукции, потребляемой отечественным машиностроением в процессе производства экспортной продукции. В результате этих процессов рыночная доля отечественного машиностроения на внутреннем рынке снижается.
Машиностроение Республики Беларусь около половины своей продукции реализует на экспорт. Большая часть из него (от 70% до 86% в разные годы) приходится на российский рынок. Вполне закономерно, что объем и динамика экспорта в данную страну определяют объем и динамику общего экспорта Республикой Беларусь машиностроительной продукции.
Таблица 2 - Конкурентоспособность белорусского машиностроения на российском рынке машиностроительной продукции
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
1 Доля отечественного машиностроения на российском рынке, % |
1,88 |
3,21 |
3,4 |
5,16 |
5,3 |
5,66 |
2 Доля российского машиностроения на российском рынке, % |
66,17 |
55,46 |
70,67 |
50,00 |
57,95 |
57,41 |
3 Относительная рыночная доля белорусского машиностроения на российском рынке, (стр. 1 / стр. 2) |
0,03 |
0,058 |
0,048 |
0,103 |
0,091 |
0,098 |
Удельный вес белорусской машиностроительной продукции на российском рынке является низким как в абсолютном выражении, так и по отношению к рыночной доле российского машиностроения. Величина данного показателя в отчетном периоде возрастала и в итоге увеличилась в 3 раза. При этом экспорт в Россию за рассматриваемый период возрос в 1,8 раза.
Увеличение рыночной доли белорусского машиностроения при общем снижении спроса на машиностроительную продукцию объясняется рядом причин.
Во-первых, снижением уровня платежеспособности российских предприятий в целом и по промышленности в частности, что вело к увеличению значимости ценовых конкурентных преимуществ для потенциальных потребителей машиностроительной продукции. Источником ценовых конкурентных преимуществ служила девальвация национальной валюты. Рост абсолютной рыночной доли по данному фактору происходил за счет уменьшения импорта из других стран.
Во-вторых, изменением отраслевой структуры инвестиций. На рост рыночной доли благоприятное влияние оказывал рост инвестиций в легкую и пищевую промышленность в России, а также в транспорт и строительство, что привело к росту экспорта у соответствующих отраслей белорусского машиностроения.
В-третьих, создание новой продукции, более полно по качеству удовлетворяющей существующий спрос. В пользу данного фактора говорит синхронность изменения доли новой продукции и величины экспорта в Россию.
Оставшаяся часть экспорта приходится на страны СНГ (кроме России) и дальнее зарубежье. В последнем следует отметить рынки Центральной и Западной Европы. Они являются емкими, быстрорастущими, географически приближенными, и потому присутствие на них можно определить как долгосрочную цель развития белорусского машиностроения. Экспорт в страны СНГ (кроме России) имеет устойчивую тенденцию к уменьшению. Спрос на машиностроительную продукцию в этих странах по своим характеристикам схож с белорусским и российским. Укрепление конкурентной позиции на этих рынках требует улучшения потенциальной конкурентоспособности по отношению к российскому и европейскому машиностроению.
Низкая страновая
Во-первых, отраслевая структура машиностроения, сложившаяся в условиях общесоюзной кооперации и сохранившаяся до сих пор, по объемам производства продукции и ее качеству ориентирована на бывший союзный рынок, существовавшую в то время систему разделения труда.
Во-вторых, общее таможенное пространство и процессы по унификации законодательства делают сходными условия работы на белорусском и российском рынках, что относительно уменьшает затраты на экспорт в Россию в сравнении с другими странами.
В-третьих, сходность запросов покупателей на белорусском и российском рынках, которая обусловлена одинаковым технологическим уровнем экономики, пока еще относительно близким уровнем доходов населения.
2.3 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина»
Показатели работы завода «Строммашина» за 2007-2008 гг представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели работы завода за 2007-2008 гг.
Наименование показателей |
Ед.изм. |
2008 год |
2007 год |
Темп роста(%) |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
млн.р |
44336 |
38260 |
115,9 |
Товарная продукция в фактических ценах |
млн.р |
45648 |
33082 |
138,0 |
ТНП в фактических отпускных ценах 2005 г. (без НДС и налогов) |
млн.р |
7400 |
6896 |
107,3 |
Среднесписочная численность-всего |
чел. |
2339 |
2408 |
97,1 |
-вт.ч. ППП |
чел. |
2196 |
2260 |
97,2 |
Производительность труда - в сопост. ценах |
тыс.р |
20189 |
16929 |
119,3 |
Производительность труда - в фактич. ценах |
тыс.р |
20787 |
14638 |
142,0 |
Среднемесячная з/п работающего |
р |
458554 |
336394 |
136,3 |
-вт.ч. ППП |
р |
466046 |
341923 |
136,3 |
Отгружено продукции (без НДС) |
млн.р. |
51724 |
34007 |
152,1 |
- в том числе экспорт (без НДС) |
млн.р. |
29007 |
14962 |
193,9 |
Уд. вес экспортных поставок в общем объеме отгруж. продукции |
% |
56,1 |
44,0 |
X |
Экспорт - всего |
тыс.долл. |
13510,7 |
7933,7 |
170,3 |
Импорт-всего(с НДС) |
млн.р. |
9552,0 |
11369,0 |
84,0 |
Импорт-всего |
тыс.долл. |
4442,4 |
5258,5 |
84,5 |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), без НДС и налогов |
млн.р. |
49681 |
33834 |
146,8 |
Чистая прибыль |
млн.р. |
1812 |
112 |
1617,9 |
Себестоимость ТП |
млн.р. |
43138 |
32692 |
132,0 |
Себестоимость РП |
млн.р. |
46273 |
32760 |
141,2 |
Затраты на 1 руб. ТП |
коп. |
94,50 |
98,82 |
95,6 |
Затраты на 1 руб.РП |
коп. |
93,14 |
97,23 |
95,8 |
Рентабельность ТП |
% |
5,8 |
1,2 |
X |
Рентабельность РП |
% |
7,4 |
3,5 |
X |
Прибыль от реализации продукции |
млн.р. |
3408 |
1155 |
295,1 |
Запасы готовой продукции
на конец отчетного периода в
% к среднемесячному выпуску прод |
% |
107,9 |
248,6 |
X |
-//-- (в сопост. ценах) |
% |
112,0 |
312,5 |
X |
Использование производственных мощностей |
% |
87,8 |
87,7 |
100,1 |