Оценка конкурентных возможностей предприятия и управленческое решение по повышению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.

Содержание

Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35

Вложенные файлы: 1 файл

+++конкурентоспособность предприятия.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблице  следует, что затраты на 1 рубль товарной продукции в 2008 г составили 94,5 коп. и снизились по сравнению с аналогичным периодом 2007 г на 4,6 %, а на 1 руб. РП составили 93,14 коп. и снизились на 4,2 %. Тем самым рентабельность РП и ТП увеличилась приблизительно на 4 %. Цены на продукцию предприятия за этот период выросли всего на 7,3 %.

Прибыль от реализации продукции возросла на 295,1 млн.руб и составила 3408 млн.руб, а величина чистой прибыли увеличилась на 1617,9 млн.руб. и составила 1812 млн.руб.

Для выполнения ежегодно доводимых показателей социально-экономического развития предприятия были определены основные целевые показатели развития РПУП «Могилевский завод «Строммашина», которые приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Основные целевые показатели развития на 2009 год

Наименование показателей

Факт 

за 2008

Прогноз на 2009

Объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах, %

110,0

108,0

Объем производства потребительских  товаров в сопоставимых ценах, %

105,0

100,0

Рост производительности труда (в сопоставимых ценах), %

106,1

107,0

Рентабельность реализованной  продукции, %

4,9

5,0

Объем экспорта товаров  к соответствующему периоду предыдущего  года, %

101,6

50,0

Объем импорта товаров  к соответствующему периоду предыдущего года, %

70

109,0

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

1889

1800

Удельный вес новой  продукции в объеме промышленного  производства, %

31,7

50,0

Показатель по энергосбережению, %

-7,0

-5,0


 

Планом на 2009 год предусматривается рост объема производства промышленной продукции в сопоставимых ценах  на 108 % к уровню 2006 года, товаров народного потребления на 100%.

Внедрение мероприятий  по программе энергосбережения позволит снизить потребление энергоресурсов на (-)5  % по отношению к 2008 году.

Освоение новых видов  продукции планируется на уровне  50 % от объема производства.

Задолженности по выплате  заработной платы, платежам в бюджет, в централизованные фонды Министерства, за энергоносители, газ не имеется.

Коэффициент текущей ликвидности равен 1,7, обеспеченности  собственными оборотными средствами 0,5.

В 2009 году ожидается экспорт  продукции на сумму 6762 тыс. долл. США, что составит 49,2 % от уровня предыдущего  года или 26 % от объема реализованной  продукции. При выполнении показателей по экспорту и импорту торговое сальдо положительное.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия в 2009 году обещает быть эффективной. В проведении своей  маркетинговой политики завод ориентируется  главным образом на Россию, где  сконцентрированы основные потребители продукции завода.

 

2.4 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и их основные конкуренты

 

По назначению и области  применения продукцию РПУП «Строммашина» условно можно разделить на следующие группы:

а) оборудование для производства железобетонных шпал;

б) оборудование для производства кирпича;

в) оборудование для производства асбестоцементных изделий;

г) оборудование для производства тротуарной плитки;

д) товары народного потребления.

Объем выпуска товаров  народного потребления в общем объеме товарной продукции за истекший период 2008 г. составил 16,0 %, из них объем замочно-скобяных изделий составил 82,4%, объем печного литья составил 11,3%, остальное составляет садово-огородный инвентарь, инструмент и хозяйственные изделия.

Учитывая специфику специализации завода, основные рынки сбыта продукции в 2009 году будут расположены в Республике Беларусь, Российской Федерации, на Украине, в Казахстане, в Кыргызстане, в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, в странах Прибалтики, в странах Восточной Европы.

Реализация продукции, выпускаемой заводом «Строммашина», в основном производится по прямым связям при тесном взаимодействии отдела сбыта и отдела маркетинга и внешнеэкономических  связей. Данными отделами проводится систематическая работа по поиску новых рынков сбыта. По всем видам оборудования и ТНП, изготавливаемого заводом, ведется целенаправленная рекламная работа.

Новыми направлениями деятельности завода в 2009 году стали:

- изготовление и поставка, освоенных в 2008г., чугунных тюбингов для строительства Московского метрополитена;

- изготовление и поставка на российский рынок оборудования для производства железобетонных шпал по технологии  итальянской фирмы OLMI;

- освоение нового для Республики Беларусь производства башенных кранов совместно с ОАО «Ржевский краностроительный завод», г. Ржев (Россия);

- разработка Научно-техническим центром  «Строммашина» проекта реконструкции Лоевского кирпичного завода с последующим изготовлением и поставкой оборудования.

Рынок сбыта оборудования для промышленности строительных материалов и товаров необъятен, и здесь есть над чем постоянно работать,  увеличивая объемы производства и реализации.

В Республике Беларусь завод  «Строммашина» – единственное специализированное предприятие по выпуску оборудования для стройиндустрии, не имеющее конкурентов. В странах СНГ конкурентами завода по выпуску основного технологического оборудования являются:

1. Оборудование для производства кирпича:

Украина:

-  завод «Красный Октябрь», г. Харьков;

-   завод «Строммашина», г. Хмельницкий;

-   завод «Строммашина», г. Симферополь;

Россия:

-  АООТ «НИИСтроммаш», г. Гатчина, Ленинградская обл.

-  АО «Самарский завод Строммашина», г. Самара.

2. Оборудование для производства асбестоцементных изделий: в СНГ конкуренты не известны.

3. Оборудование для производства кровельных и гидроизоляционных материалов:

- ЗАО «Оргкровля», г.Рязань;

- ОАО « Алексинский механический завод», г. Алексин, Тульской обл.

4. Оборудование для  производства железобетонных шпал:

- филиал  ОАО «РЖД» - Вяземский завод железобетонных шпал,

-  ТОО «ЭКОСМА», г.  Ковров, Владимирская обл.;

- «Муромтепловоз», г. Муром;

- ОАО «Строммашина», г. Кохма, Ивановской обл.

Завод ”Строммашина”  работает в условиях жесткой конкуренции, и, прежде всего, со стороны российских производителей. Вопрос конкурентоспособности является одним из важных, и завод здесь получает преимущество за счет:

- повышения качества и модернизации выпускаемого оборудования;

- изготовления оборудования по требованию заказчиков с характеристиками, отличающимися  от серийно выпускаемого;

- налаживания деловых партнерских отношений по выпуску продукции с отраслевыми институтами   Российской Федерации;

- разработки оборудования с характеристиками и требованиями,  соответствующими  передовым достижениям науки и техники;

- предложения наиболее выгодных условий по цене, условиям оплаты и доставки продукции потребителю;

- обеспечения послепродажного сервиса;

- поддержания постоянных контактов со своими клиентами;

- оказания практической помощи в монтаже и наладке поставляемого оборудования, обучения специалистов покупателя;

- вложения значительных средств в рекламу выпускаемой продукции;

- расширения номенклатуры, ассортимента, улучшение  дизайна, качества лакокрасочного покрытия  выпускаемых товаров.

При производстве товаров  народного потребления картина  несколько иная – здесь очень  высока конкуренция.

Наибольшим спросом  пользуются замочные изделия. Спрос  на эти изделия остается неудовлетворенным. Основным конкурентом здесь является ОАО «Волмет» (Волковысский завод металлоизделий). В настоящее время в торговле много замков импортного производства из Италии, Турции, Испании и США, которые отличаются дизайном и высокими ценами. В данной конкурентной борьбе за потребителя можно преуспеть только при производстве изделий, обладающих лучшими потребительскими свойствами в части повышения их секретности, прочности, надежности и дизайна, а также улучшения качества и дизайна упаковки.

 

2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина»

 

Оценку конкурентоспособности завода проведем на основании рейтинговой оценки. Итоговый балл завода по результатам оценки сравним с предприятием эталоном.

Исходные данные приведены  в таблице 5.

 

Таблица 5 – Показатели оценки удовлетворенности покупателей  продукцией

Показатели оценки удовлетворенности продукцией

Средний балл

завода «Строммашина», М

Эталон

Вес показателя, В

1 Соответствие качества  поставляемой продукции согласованным  требованиям (условиям договора)

4,8

5

1,0

2 Своевременность поставки продукции

4,3

5

0,8

3 Доступность информации  о продукции

3,8

5

0,7

4 Оперативность работы  по запросам

4,1

5

0,9

5 Оперативность рассмотрения  замечаний и претензий по качеству

4,7

5

0,8

6 Оперативность рассмотрения  замечаний и претензий по срокам поставки продукции

4,4

5

0,8

7 Удовлетворенность качеством  упаковки продукции

4,3

5

0,7

8 Удовлетворенность условиями  отгрузки и транспортировки продукции

4,7

5

0,8

9 Насколько рекомендовали  бы потребителям приобрести нашу  продукцию

4,5

5

1,0

Средний балл:

4,4

5

 

 

По формуле 2 рассчитаем итоговый балл завода «Строммашина»  и эталона по результатам рейтинговой  оценки:

 

ТМ =   4,8*1,0+4,3*0,8+3,8*0,7+4,1*0,9+4,7*0,8+4,4*0,8+

                 +4,3*0,7+4,7*0,8+4,5*1,0=33,14

 

ТМ = 5*(1,0+0,8+0,7+0,9+0,8+0,8+0,7+0,8+1,0)=37,5

 

На основании полученных результатов можно сделать вывод  о том, что итоговый балл завода «Строммашина»  более низкий по сравнению с эталоном. Из этого следует, что предприятию необходимо повышать показатели оценки удовлетворенности покупателей продукцией до уровня эталона. 

Проведем оценку конкурентоспособности  завода «Строммашина»  по некоторым  видам продукции. Исходные данные представлены в таблице 6 и в приложении Б.

 

Таблица 6 – Исходные данные для оценки конкурентоспособности завода «Строммашина»

Показатели

Товары предприятия

Оборудование

Запасные части

ТНП

ТНП

Рынок, на котором представлен  товар

Внешний рынок

Внешний рынок

Внешний рынок

Внутренний рынок

Показатели значимости рынка

1,0

1,0

1,0

0,9

Уровень конкурентоспособности  товара на данном рынке

0,8

0,85

0,7

0,85

Объем продаж товара на данном рынке, млн.бел.руб.

21 776,3

5060,7

3258,5

6428,6

Удельный вес товара в объеме продаж, %

67

11

8

14


 

Из полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) в структуре товарной  массы предприятия 86% объема продаж  конкурентоспособны на внешнем  рынке и 14% - на внутреннем;

2) для повышения уровня  конкурентоспособности предприятию  необходимо повышать качество  и другие показатели конкурентоспособности производимых товаров.

Еще одним методом  оценки конкурентоспособности  является метод основанный на расчете рыночной доли. Для этого необходимо иметь данные о розничном объеме товарооборота предприятия (RS) и общий объем розничного товарооборота на рынке (ТС), а затем по формуле 3 рассчитать долю рынка предприятия.

Информация о работе Оценка конкурентных возможностей предприятия и управленческое решение по повышению конкурентоспособности