Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности машинотехнической продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР.
Введение 3
1Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия 5
1.2 Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия 10
2 Анализ конкурентоспособности РПУП завод «Строммашина» 15
2.1 Характеристика предприятия и его организационная структура 15
2.2 Конкурентоспособность белорусского машиностроения 16
2.3 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и
их основные конкуренты 19
2.4 Основные показатели работы РПУП «Могилевский завод «Строммашина» 22
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина» 25
3 Основные направления повышение конкурентоспособности 29
Заключение 32
Список используемых источников 33
Приложение А Численность, состав и образовательный уровень работников 34
Приложение Б Реализация продукции на РПУП «Строммашина» 35
Из данных таблице следует, что затраты на 1 рубль товарной продукции в 2008 г составили 94,5 коп. и снизились по сравнению с аналогичным периодом 2007 г на 4,6 %, а на 1 руб. РП составили 93,14 коп. и снизились на 4,2 %. Тем самым рентабельность РП и ТП увеличилась приблизительно на 4 %. Цены на продукцию предприятия за этот период выросли всего на 7,3 %.
Прибыль от реализации продукции возросла на 295,1 млн.руб и составила 3408 млн.руб, а величина чистой прибыли увеличилась на 1617,9 млн.руб. и составила 1812 млн.руб.
Для выполнения ежегодно доводимых показателей социально-экономического развития предприятия были определены основные целевые показатели развития РПУП «Могилевский завод «Строммашина», которые приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Основные целевые показатели развития на 2009 год
Наименование показателей |
Факт за 2008 |
Прогноз на 2009 |
Объем производства промышленной продукции в сопоставимых ценах, % |
110,0 |
108,0 |
Объем производства потребительских товаров в сопоставимых ценах, % |
105,0 |
100,0 |
Рост производительности труда (в сопоставимых ценах), % |
106,1 |
107,0 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
4,9 |
5,0 |
Объем экспорта товаров к соответствующему периоду предыдущего года, % |
101,6 |
50,0 |
Объем импорта товаров к соответствующему периоду предыдущего года, % |
70 |
109,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
1889 |
1800 |
Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства, % |
31,7 |
50,0 |
Показатель по энергосбережению, % |
-7,0 |
-5,0 |
Планом на 2009 год предусматривается рост объема производства промышленной продукции в сопоставимых ценах на 108 % к уровню 2006 года, товаров народного потребления на 100%.
Внедрение мероприятий
по программе энергосбережения позволит
снизить потребление
Освоение новых видов продукции планируется на уровне 50 % от объема производства.
Задолженности по выплате заработной платы, платежам в бюджет, в централизованные фонды Министерства, за энергоносители, газ не имеется.
Коэффициент текущей ликвидности равен 1,7, обеспеченности собственными оборотными средствами 0,5.
В 2009 году ожидается экспорт продукции на сумму 6762 тыс. долл. США, что составит 49,2 % от уровня предыдущего года или 26 % от объема реализованной продукции. При выполнении показателей по экспорту и импорту торговое сальдо положительное.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия в 2009 году обещает быть эффективной. В проведении своей маркетинговой политики завод ориентируется главным образом на Россию, где сконцентрированы основные потребители продукции завода.
2.4 Продукция, производимая на РПУП «Строммашина» и их основные конкуренты
По назначению и области применения продукцию РПУП «Строммашина» условно можно разделить на следующие группы:
а) оборудование для производства железобетонных шпал;
б) оборудование для производства кирпича;
в) оборудование для производства асбестоцементных изделий;
г) оборудование для производства тротуарной плитки;
д) товары народного потребления.
Объем выпуска товаров народного потребления в общем объеме товарной продукции за истекший период 2008 г. составил 16,0 %, из них объем замочно-скобяных изделий составил 82,4%, объем печного литья составил 11,3%, остальное составляет садово-огородный инвентарь, инструмент и хозяйственные изделия.
Учитывая специфику специализации завода, основные рынки сбыта продукции в 2009 году будут расположены в Республике Беларусь, Российской Федерации, на Украине, в Казахстане, в Кыргызстане, в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, в странах Прибалтики, в странах Восточной Европы.
Реализация продукции,
выпускаемой заводом «
Новыми направлениями деятельности завода в 2009 году стали:
- изготовление и поставка, освоенных в 2008г., чугунных тюбингов для строительства Московского метрополитена;
- изготовление и поставка на российский рынок оборудования для производства железобетонных шпал по технологии итальянской фирмы OLMI;
- освоение нового для Республики Беларусь производства башенных кранов совместно с ОАО «Ржевский краностроительный завод», г. Ржев (Россия);
- разработка Научно-техническим центром «Строммашина» проекта реконструкции Лоевского кирпичного завода с последующим изготовлением и поставкой оборудования.
Рынок сбыта оборудования для промышленности строительных материалов и товаров необъятен, и здесь есть над чем постоянно работать, увеличивая объемы производства и реализации.
В Республике Беларусь завод «Строммашина» – единственное специализированное предприятие по выпуску оборудования для стройиндустрии, не имеющее конкурентов. В странах СНГ конкурентами завода по выпуску основного технологического оборудования являются:
1. Оборудование для производства кирпича:
Украина:
- завод «Красный Октябрь», г. Харьков;
- завод «Строммашина», г. Хмельницкий;
- завод «Строммашина», г. Симферополь;
Россия:
- АООТ «НИИСтроммаш», г. Гатчина, Ленинградская обл.
- АО «Самарский завод Строммашина», г. Самара.
2. Оборудование для производства асбестоцементных изделий: в СНГ конкуренты не известны.
3. Оборудование для производства кровельных и гидроизоляционных материалов:
- ЗАО «Оргкровля», г.Рязань;
- ОАО « Алексинский механический завод», г. Алексин, Тульской обл.
4. Оборудование для производства железобетонных шпал:
- филиал ОАО «РЖД» - Вяземский завод железобетонных шпал,
- ТОО «ЭКОСМА», г. Ковров, Владимирская обл.;
- «Муромтепловоз», г. Муром;
- ОАО «Строммашина», г. Кохма, Ивановской обл.
Завод ”Строммашина” работает в условиях жесткой конкуренции, и, прежде всего, со стороны российских производителей. Вопрос конкурентоспособности является одним из важных, и завод здесь получает преимущество за счет:
- повышения качества и модернизации выпускаемого оборудования;
- изготовления оборудования по требованию заказчиков с характеристиками, отличающимися от серийно выпускаемого;
- налаживания деловых партнерских отношений по выпуску продукции с отраслевыми институтами Российской Федерации;
- разработки оборудования с характеристиками и требованиями, соответствующими передовым достижениям науки и техники;
- предложения наиболее выгодных условий по цене, условиям оплаты и доставки продукции потребителю;
- обеспечения послепродажного сервиса;
- поддержания постоянных контактов со своими клиентами;
- оказания практической помощи в монтаже и наладке поставляемого оборудования, обучения специалистов покупателя;
- вложения значительных средств в рекламу выпускаемой продукции;
- расширения номенклатуры, ассортимента, улучшение дизайна, качества лакокрасочного покрытия выпускаемых товаров.
При производстве товаров народного потребления картина несколько иная – здесь очень высока конкуренция.
Наибольшим спросом пользуются замочные изделия. Спрос на эти изделия остается неудовлетворенным. Основным конкурентом здесь является ОАО «Волмет» (Волковысский завод металлоизделий). В настоящее время в торговле много замков импортного производства из Италии, Турции, Испании и США, которые отличаются дизайном и высокими ценами. В данной конкурентной борьбе за потребителя можно преуспеть только при производстве изделий, обладающих лучшими потребительскими свойствами в части повышения их секретности, прочности, надежности и дизайна, а также улучшения качества и дизайна упаковки.
2.5 Оценка конкурентоспособности РПУП «Строммашина»
Оценку конкурентоспособности завода проведем на основании рейтинговой оценки. Итоговый балл завода по результатам оценки сравним с предприятием эталоном.
Исходные данные приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели оценки удовлетворенности покупателей продукцией
Показатели оценки удовлетворенности продукцией |
Средний балл завода «Строммашина», М |
Эталон |
Вес показателя, В |
1 Соответствие качества
поставляемой продукции |
4,8 |
5 |
1,0 |
2 Своевременность поставки продукции |
4,3 |
5 |
0,8 |
3 Доступность информации о продукции |
3,8 |
5 |
0,7 |
4 Оперативность работы по запросам |
4,1 |
5 |
0,9 |
5 Оперативность рассмотрения
замечаний и претензий по |
4,7 |
5 |
0,8 |
6 Оперативность рассмотрения замечаний и претензий по срокам поставки продукции |
4,4 |
5 |
0,8 |
7 Удовлетворенность качеством упаковки продукции |
4,3 |
5 |
0,7 |
8 Удовлетворенность условиями
отгрузки и транспортировки |
4,7 |
5 |
0,8 |
9 Насколько рекомендовали
бы потребителям приобрести |
4,5 |
5 |
1,0 |
Средний балл: |
4,4 |
5 |
По формуле 2 рассчитаем итоговый балл завода «Строммашина» и эталона по результатам рейтинговой оценки:
ТМ
= 4,8*1,0+4,3*0,8+3,8*0,7+4,1*0,
+4,3*0,7+4,7*0,8+4,5*1,0=33,14
ТМ
= 5*(1,0+0,8+0,7+0,9+0,8+0,8+0,
На основании полученных
результатов можно сделать
Проведем оценку конкурентоспособности завода «Строммашина» по некоторым видам продукции. Исходные данные представлены в таблице 6 и в приложении Б.
Таблица 6 – Исходные данные для оценки конкурентоспособности завода «Строммашина»
Показатели |
Товары предприятия | |||
Оборудование |
Запасные части |
ТНП |
ТНП | |
Рынок, на котором представлен товар |
Внешний рынок |
Внешний рынок |
Внешний рынок |
Внутренний рынок |
Показатели значимости рынка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке |
0,8 |
0,85 |
0,7 |
0,85 |
Объем продаж товара на данном рынке, млн.бел.руб. |
21 776,3 |
5060,7 |
3258,5 |
6428,6 |
Удельный вес товара в объеме продаж, % |
67 |
11 |
8 |
14 |
Из полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) в структуре товарной массы предприятия 86% объема продаж конкурентоспособны на внешнем рынке и 14% - на внутреннем;
2) для повышения уровня
конкурентоспособности
Еще одним методом оценки конкурентоспособности является метод основанный на расчете рыночной доли. Для этого необходимо иметь данные о розничном объеме товарооборота предприятия (RS) и общий объем розничного товарооборота на рынке (ТС), а затем по формуле 3 рассчитать долю рынка предприятия.