Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа
Актуальность темы исследования. На нынешнем этапе развития Российской Федерации происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием и его роли в подъеме экономики государства. При разработке стратегически важных приоритетов развития страны в целом и ее отдельных регионов происходит осознание необходимости ориентирования на потребности, интересы и умения людей, проживающих в различных субъектах Федерации. По этой причине значительно возрастает роль активного участия органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития всей страны в качестве партнеров, имеющих равные с государственной властью права.
2.2 Оценка эффективности деятельности органов
местного самоуправления в
Проведем анализ технической эффективности Камчатского края. В рамках мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Камчатском крае ежегодно проводится социологический опрос населения, показатели которого предоставляются Министерству экономического развития Камчатского края для составления сводного доклада.
Данное исследование направлено на изучение степени удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления муниципальных услуг. Полученные сведения позволят выявить направления и пути преодоления негативных тенденций в предоставлении населению муниципальных услуг, совершенствовать работу исполнительных органов регионального и муниципального уровней в работе с населением по предоставлению муниципальных услуг, на более высоком и качественном уровне строить осветительную и разъяснительную работу в средствах массовой информации.
Агентством по внутренней политике Камчатского края с 11 по 31 января 2012 года методом телефонного опроса с привлечением технических возможностей компании ОАО «Ростелеком» проведен опрос населения. Опросом охвачены жители всех городских округов и муниципальных районов Камчатского края. С целью изучения информированности, доступности и степени удовлетворенности населения предоставлением органами власти, муниципальными учреждениями государственных и муниципальных услуг методом социологического опроса проведено социологическое исследование.
Необходимость изучения проблемы обусловлена получением дополнительной информации о предоставлении населению муниципальных услуг, информированности населения в данном вопросе. Для проведения опроса была использована анкета с которой можно ознакомиться на сайте Министерства. В анкете респондентам было предложено 8 вопросов и варианты ответов таких как разъяснительная информация с пояснением термина «муниципальная услуга», вопросы с вариантами ответов: да, удовлетворен, скорее удовлетворен, скорее не удовлетворен, нет, не удовлетворен, затрудняюсь ответить, нет ответа и.т.д. В них отражается мнение граждан об информированности предоставления услуг, доступности их получения и удовлетворенности их качеством. Впервые операторам ОАО «Ростелеком» было предложено при опросе жителей края фиксировать все комментарии респондентов, что в последующем помогло составить общую картину удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в конкретно взятом муниципальном образовании.
Обобщая полученную информацию, результаты опроса представлены в целом по Камчатскому краю и основаны на показателях, полученных из муниципальных районов.
По основным параметрам структура
выборки соответствует
Таблица 1 Количество опрошенных респондентов
№ п\п |
Муниципальное образование |
количество респондентов, (чел.) |
% от общего количества опрошенных респондентов |
1. |
Алеутский район |
14 |
0,9 |
2. |
Быстринский район |
30 |
1,9 |
3. |
Вилючинский ГО |
125 |
8,1 |
4. |
Елизовский район |
260 |
16,8 |
5. |
Карагинский район |
40 |
2,6 |
6. |
Мильковский район |
60 |
3,9 |
7. |
Олюторский район |
40 |
2,6 |
8. |
пгт. Палана |
30 |
1,9 |
9. |
Пенжинский район |
26 |
1,7 |
10. |
Петропавловск-Камчатский ГО |
750 |
48,4 |
11. |
Соболевский район |
30 |
1,9 |
12. |
Тигильский район |
35 |
2,3 |
13. |
Усть-Большерецкий район |
50 |
3,2 |
14. |
Усть-Камчатский район |
60 |
3,9 |
Всего по Камчатскому краю |
1550 |
100 |
При опросе населения в муниципальных районах, основной акцент сделан на районных центрах (50-60 % от заданного количества респондентов), сельские поселения – по 5-7 %. В сумме по району – 100 % заданного количества респондентов.
В ходе обзвона операторами связи проведено 2644 звонка (100 %), из которых успешными оказались 59 % (1550 человек опрошено), отказались от общения 41 % (1094 человека). Наибольшую активность проявили жители Усть-Большерецкого и Олюторского районов (по 74,0 %), наименьшую – Елизовского (50,0 %) и Пенжинского (49,0 %) районов. Данная схема демонстрирует, что личностные особенности индивида являются независимой составляющей, которая влияет как на общую удовлетворенность жизнью, так и на ее отдельные сферы.
Что приводит к современной трактовке понятия социального самочувствия позволяющего выделить его социологическую сущность, которая состоит в следующем:
а)данное явление выступает в роли субъективного показателя оценки индивидом своей жизни, степени удовлетворения своих потребностей;
б)главное значение социального самочувствия заключается в его регуляторной функции, поскольку преобразуясь в мотив поведения, самочувствие определят характер поведения и функционирования индивида в социуме, степени социальной активности личности;
в)данная социологическая категория является важнейшим критерием, отражающим процесс и результаты происходящих в системных изменениях края.
В целом социальное самочувствие опрошенных респондентов можно отметить как позитивный: 61 % выразили положительные эмоции; 31 % - удовлетворительные; около 6 % - отрицательные и 1,8 % - агрессивные. При этом наиболее позитивно настроены жители Паланы (86,7 %), Быстринского (83,3 %) и Тигильского (82,9 %) районов.
Рассмотрим удовлетворенность населения Камчатского края в предоставляемых услугах:
-Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи. В целом по Камчатскому краю – 39,4 %, что выше на 4,7 % показателя предыдущего года (34,7 %). Показатели по районам края - от 21,4 % до 63,3 %.
-Удовлетворенность населения качеством общего образования. В целом по Камчатскому краю – 35,1 %, что выше на 3,5 % показателя предыдущего года (31,6 %). Показатели по районам края - от 23,3 % до 76,9 %.
-Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей. В целом по Камчатскому краю – 33,6 %, что выше на 6,6 % показателя предыдущего года (27,0 %). Показатели по районам края - от 26,4 % до 64,3 %.
-Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей. В целом по Камчатскому краю – 39,2 %, что выше на 8,9 % показателя предыдущего года (30,3 %). Показатели по районам края - от 23,3 % до 60,0 %.
-Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры. В целом по Камчатскому краю – 49,4 %, что выше на 8,4 % показателя предыдущего года (41,0 %). Показатели по районам края - от 34,0 % до 63,3 %.
-Удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В целом по Камчатскому краю – 30,6 %, что выше на 12,6 % показателя предыдущего года (18,0 %). Показатели по районам края - от 16,7 % до 69,2 %.
-Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в целом. В целом по Камчатскому краю – 36,7 %, что выше на 17,1 % показателя предыдущего года (19,6 %). Показатели по районам края - от 16,7 % до 65,4 %.
-Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления. В целом по Камчатскому краю – 40,5 %, что выше на 14,1 % показателя предыдущего года (26,4 %). Показатели по районам края - от 31,2 % до 61,5 %.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления. Таблица 2 представляет показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления путем разницы двух производных – суммы положительных оценок и суммы отрицательных оценок, получая при этом условный индекс удовлетворенности с перевесом положительных оценок (+) или отрицательных (-). Показатели расположены в порядке убывания индекса удовлетворенности.
Таблица 2 Эффективность деятельности органов местного самоуправления
№ п\п |
Муниципальное образование |
Сумма положительных оценок, % |
Сумма отрицательных оценок, % |
Индекс удовлетворенности |
1. |
ГО «поселок Палана» |
423,2 |
209,9 |
+ 213,3 |
2. |
Мильковский МР |
390,1 |
186,6 |
+ 203,5 |
3. |
Пенжинский МР |
438,3 |
292,3 |
+ 146,0 |
4. |
Вилючинский ГО |
342,4 |
204,8 |
+ 137,6 |
5. |
Быстринский МР |
343,2 |
226,7 |
+ 116,5 |
6. |
Тигильский МР |
354,3 |
245,8 |
+ 108,5 |
7. |
У-Большерецкий МР |
330,0 |
262,0 |
+ 68,0 |
8. |
У-Камчатский МР |
318,4 |
258,3 |
+ 60,1 |
9. |
Алеутский МР |
335,8 |
278,5 |
+ 57,3 |
10. |
Карагинский МР |
287,5 |
260,0 |
+ 27,5 |
11. |
Елизовский МР |
310,1 |
292,4 |
+ 17,7 |
12. |
Петропавловск-Камчатский ГО |
277,9 |
275,0 |
+ 2,9 |
13. |
Олюторский МР |
267,5 |
322,5 |
- 55,0 |
14. |
Соболевский МР |
246,6 |
336,7 |
- 90,1 |
Камчатский край |
304,5 |
267,3 |
+ 37,2 |
Если полученные показатели
в сравнении условно
а) к наиболее благополучной ситуации можно отнести обстановку в городском округе «поселок Палана» и Мильковском муниципальном районе;
б) относительно благополучная ситуации в 4 муниципальных образованиях, где индекс удовлетворенности более 100 единиц - Вилючинский городской округ, Пенжинский, Быстринский и Тигильский муниципальные районы;
в) хуже обстоят дела в 5 муниципальных образованиях, где показатели индекса удовлетворенности от 60 единиц и ниже - Усть-Большерецкий, Усть-Камчатский, Алеутский, Карагинский и Елизовский муниципальные районы;
г) продолжает оставаться сложной ситуация в Петропавловск-Камчатском городском округе с минимальным перевесом в 3 единицы;
д) совсем плохо обстоят дела в 2 муниципальных образованиях, где индекс удовлетворенности со знаком (-): Олюторский и Соболевский муниципальные районы.
Проведем анализ сравнительной динамики по годам. Динамика удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по годам представлена в сравнении за последние три года, как в целом по Камчатскому краю, так и в разрезе каждого муниципального образования.
Таблица 3 Сравнительная динамика в целом по Камчатскому краю
Удовлетворенность |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Медицинской помощью |
42,1 |
34,7 |
39,4 |
Качеством общего образования |
34,0 |
31,6 |
35,1 |
Качеством дошкольного образования детей |
32,1 |
27,0 |
33,6 |
Качеством дополнительного образования детей |
29,7 |
30,3 |
39,2 |
Качеством предоставления услуг в сфере культуры |
39,3 |
41,0 |
49,4 |
Качеством предоставления услуг в сфере ЖКХ |
- * |
18,0 |
30,6 |
Деятельностью органов местного самоуправления в целом |
22,5 |
19,6 |
36,7 |
Информационной открытостью |
29,4 |
26,4 |
40,5 |
Информация о работе Оценка эфективности деятельности органов муниципальных образований