Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:34, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. Цель работы состоит в проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере предприятия OOO «Coca – cola Hellenic».
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1 Теоретическая основа планирования деятельности организации……4
1.1Сущность и принципы планирования…………………………………..……4
1.2Классификация планирования и виды планирования……………………….6
1.3Методы планирования…………………………………………………..…….9
Глава 2 Оценка планирования на предприятии OOO «Coca – cola Hellenic»…………………………………………………………………………..12
2.1 Характеристика деятельности предприятия OOO «Coca – cola Hellenic»…………………………………………………………………………..12
2.2 Анализ системы планирования OOO «Coca – cola Hellenic»……….…….14
2.3 Характеристика внешней среды OOO «Coca – cola Hellenic»………...….16
2.4 Характеристика внутренней среды OOO «Coca – cola Hellenic»………..23
Глава 3 Совершенствование системы планирования. OOO «Coca – cola Hellenic»…………………………………………………………………………..32
3.1Формулирование мисси и целей предприятия…………………….……….32
3.2Разработка стратегии OOO «Coca – cola Hellenic»…………………..……33
Заключение……………………………………………………………….………38
Список используемой литературы……………………………………..………41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая основа планирования деятельности организации……4
1.1Сущность и принципы планирования…………………………………..……4
1.2Классификация планирования и виды планирования……………………….6
1.3Методы планирования……………………
Глава 2 Оценка планирования
на предприятии OOO «Coca – cola Hellenic»………………………………………………………
2.1 Характеристика деятельности
предприятия OOO «Coca – cola Hellenic»………………………………………………………
2.2 Анализ системы планирования OOO «Coca – cola Hellenic»……….…….14
Глава 3 Совершенствование
системы планирования. OOO «Coca – cola Hellenic»………………………………………………………
3.1Формулирование мисси
и целей предприятия…………………….……
3.2Разработка стратегии OOO «Coca – cola Hellenic»…………………..……33
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………..………
Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.
Цель работы состоит в проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере предприятия OOO «Coca – cola Hellenic».
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, , классификацию, основные принципы, этапы, методы планирования;
проанализировать систему планирования на предприятии OOO «Coca – cola Hellenic» , в том числе, осуществить анализ факторов внутренней и внешней среды;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы планирования на предприятии OOO «Coca – cola Hellenic».
Предмет исследования: процесс планирования на предприятии OOO «Coca – cola Hellenic».
Объект исследования: система планирования в организации.
Теоретической и методологической основой написания данной работы послужили: инструктивные и методологические материалы, общеэкономическая, периодическая и специальная литература, внутренняя и внешняя отчетности и др. При работе над курсовой работой использовался пакет прикладных программ: Microsoft Word и Microsoft Excel, результаты расчетов проиллюстрированы статистическими таблицами.
1 Теоретическая основа планирования деятельности организации
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта. [13, c. 436]
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [5, c.43].
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса [6, c.54]:
1. В каком
состоянии организация
2. В каком направлении хочет двигаться организация?
3. Каким образом
организация собирается
Сущность планирования
состоит в обосновании целей
и способов их достижения на основе
выявления комплекса задач и
работ, а также определения
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов. [1, c.76].
Принципы планирования предприятие может выбирать самостоятельно. К основным принципам планирования относятся следующие [2, c.43]:
Гибкость (адаптивность) - реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта - это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади). [10, с.64]
Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.
Холизм - объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
Оптимальность - выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.
Комплексность - взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.
Целенаправленность - разработка планов для достижения намеченных целей.
Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности. [8, c.87]
Планирование можно классифицировать по различным направлениям (Рисунок 1)1 [3,c.43]
1. По степени охвата сфер деятельности:
общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.
2.По содержанию (видам) планирования:
стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
3.По объектам функционирования:
планирование производства;
планирование сбыта;
планирование финансов;
планирование кадров.
4. По периодам (охвату отрезка времени):
краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет
долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.
5. По возможности внесения изменений:
жесткое - не предполагает внесения изменений;
гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
полнота планирования, т.е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
непрерывность планирования;
гибкость планирования,
т.е. возможность оперативной
возможность контроля за выполнением плана;
экономичность планирования;
точность планирования.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.(рис.2)2
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития [12, c.65].
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. [2, c.43]:
На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки – «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им, реализации принятой стратегии. [13, с. 25]
1.3Методы планирования
Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности организации [4, c.65].
Основные методы планирования - балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.