Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:49, дипломная работа
Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности "Консул".
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
2) рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
3) рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
1.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
2.2 Оценка рыночного положения предприятия
2.3 Исследование поведения потребителей
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ "КОНСУЛ"
3.1 Введение новых услуг на предприятии
3.2 Оценка эффективности мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ» УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
Кафедра
Ульяновск 2011
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Дипломная работа
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
1.2 Основные
стратегии и конкурентные
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
2.2 Оценка рыночного положения предприятия
2.3 Исследование поведения потребителей
3. РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
3.1 Введение новых услуг на предприятии
3.2 Оценка эффективности мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.
Таким образом, тема данной дипломной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, то есть предприятий. Успех решения задач по выявлению и усилению конкурентных позиций, предприятия в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.
Объектом исследования
проекта является "Консул", специализирующееся
на производстве и торговле мягкой
мебелью, а также гарантийным
обслуживанием продаваемой
Предмет данного дипломного исследования - влияние поведения потребителей на занимаемые конкурентные позиции предприятия.
Целью данного
проекта является разработка мероприятий,
направленных на повышение
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
2) рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
3) рассмотреть
методы анализа
4) провести анализ основных показателей работы предприятия;
5) оценить рыночное положение предприятия и его конкурентные позиции;
6) исследовать влияние потребителей на конкурентные позиции предприятия;
7) выявить резервы
и предложить возможные
8) произвести
оценку эффективности
Источниками информации послужили данные внутренней отчетности и результаты рыночных исследований.
При написании дипломной работы была использована учебная литература и статьи периодических изданий зарубежных и отечественных авторов. В целях применения современных подходов к исследованию темы в работе используются наиболее широко применяемые в мировой практике методы исследования, такие как аналитический, метод статистической обработки информации, графический, экономико-математический, а также системного анализа.
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.
В условиях формирующегося
рынка преобладает стихийное
начало конкуренции, сопровождающееся
разрушительными процессами - банкротствами,
кризисами и тому подобное. В условиях
сформированного рынка
Конкуренция имеет большое значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
Переход от командно - административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное положение. Хотя с одной стороны предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в условия жесткой конкуренции, которая привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция -- очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
В промышленно
развитых странах эффективность
механизма конкуренции
Конкуренция -- процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально - экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема -- экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглотает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Формы конкуренции:
предметная -- конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
функциональная -- конкуренция между товарами (объектами)- заменителями;
личностная.
Методы конкуренции:
на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
на основе критерия повышения качества сервиса товара;
на основе снижения цены (ценовая);
на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
на основе повышения качества управления;
на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
региональном (районе, городе, области и т. п.);
национальном (в стране);
межнациональном (в нескольких странах);
глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Рынок:
1)место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
2)экономические
отношения, связанные с
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране -- внутренние и внешние рынки, различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и другие делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.
Рынок -- условное
место купли-продажи
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1)размер рынка -- чем больше, тем сильнее конкуренты;
2)темпы роста рынка -- быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
3)мощности -- излишние мощности приводят к падению цен;
4)препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5)цена:
6)уровень стандартизации товаров -- покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
7)мобильные технологические модули;
8)требования
к размерам необходимых
10)экономия на масштабе -- увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
11)быстрое обновление ассортимента продукции.
Конкурентоспособность -- это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.
Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность -- это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов". Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает только ценовые и неценовые факторы.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий