Повышение конкурентоспособности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности "Консул".
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
2) рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
3) рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
1.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
2.2 Оценка рыночного положения предприятия
2.3 Исследование поведения потребителей
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ "КОНСУЛ"
3.1 Введение новых услуг на предприятии
3.2 Оценка эффективности мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ GAP можно назвать организационной атакой на разрыв (ликвидацию разрыва) между желаемой и прогнозируемой деятельностью.

Попыткой объединить все элементы целостного взгляда  на бизнес явилась разработка примерно в 1980 г. метода, получившего название LOTS, что на шведском языке означает "лоцман". LOTS вначале применяли для оценки рыночного потенциала гиалюровой кислоты (экстракта петушиных гребешков). В результате анализа маркетинг этого товара был сосредоточен в области глазной хирургии -- одной из десятков областей возможного применения кислоты. Это было самой выгодной операцией фирмы "Фармация": продукт под фирменным названием "Хеалон" произвел революцию в современной глазной хирургии.

С тех пор  язык LOTS был систематизирован. Его преподавали руководителям шведского бизнеса и иностранных дочерних фирм. В сокращенном варианте его не без пользы изучают и люди, непосредственно не связанные с покупателями и маркетингом.

Философия LOTS исходит из того, что компания, государственное учреждение или какая-нибудь другая организация должны стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей.

Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных  уровнях и различной степени  сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального  проекта внутри предприятия.

Анализ по методу LOTS включает девять этапов и касается:

существующего положения;

стратегии;

долгосрочных  целей;

краткосрочных целей;

методов и объектов анализа;

кадрового потенциала;

планов развития;

организации менеджмента;

отчетности.

При обсуждении этих проблем могут быть использованы различные модели деловой стратегии и способы решения задач. Конечной целью является выработка позиции, которая позволит компании, подразделению или индивидууму правильно строить свои взаимоотношения с внешним миром. Название модели анализа McKinsey 7S идет от названия компании и семи факторов ее деятельности, семи слов, начинающихся в английском языке на букву "5" (strategy -- стратегия, skills -- навыки, shared values -- общепризнанные ценности, structure -- структура, systems -- системы, staff-- кадры, style -- стиль) (рис. 7).

Рис. 7 Факторы, влияющие на развитие фирмы по модели McKinsey 7S

Стратегическое  положение фирмы рекомендуется оценивать по следующим показателям:

относительный размер;

рост;

доля рынка;

позиция;

сравнительная рентабельность;

чистый доход;

технологическое состояние;

образ (реальность, воспринимаемая извне);

руководство и  люди.

Привлекательность рынка рекомендуется оценивать по следующим показателям:

абсолютный  размер;

рост рынка;

широта рынка;

ценообразование;

структура конкуренции;

отраслевая  норма прибыли;

социальная  роль;

влияние на окружающую среду;

юридические ограничения.

После анализа  перечисленных показателей строится матрица "стратегическое положение/привлекательность  рынка" (рис. 8).

Рис. 8 Матрица "стратегическое положение/привлекательность рынка" компании McKinsey

Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) -- метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середине 60-х годов в компании General Electric. PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67% факторов успеха компании. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий, главным образом североамериканских и европейских компаний. Можно сравнить данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирического материала модели. Использование эмпирического материала является ее огромным достоинством, так как это позволяет сократить разрыв между абстрактным (теоретическим) и конкретным (практическим). Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с моделью PIMSподразделяются на три группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация. На схеме знак "+" означает благоприятный эффект на прибыльность, а знак "--" означает неблагоприятный эффект. Факторы ранжированы (рис. 9).

Самое сильное  влияние на норму прибыли, в порядке убывания, оказывают:

капиталоемкость;

относительное качество продукта;

относительная доля компании на рынке;

производительность  труда.

Рис. 9 Решающие факторы прибыльности

 

Большое преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы пытаются измерить относительное качество продукта, так как решающим условием успеха в бизнесе является удовлетворение потребителей. В этой модели делается попытка оценить соответствие структуры производства структуре потребностей.

База данных этой модели формируется в Институте стратегического планирования, который находится в Бостоне и имеет филиалы в других странах.

Рассмотрим  метод изучения профиля объекта. Профилем называется сумма характеристик  объекта анализа, благодаря которым  он известен целевой группе потребителей. Корпоративный профиль -- это образ компании или ее продукция в глазах целевой группы (рис. 10)

Рис. 10 Профиль  характеристик фирмы

Потребитель или  любая другая организация может  по утвержденной методике проанализировать и оценить любую фирму, в любой области деятельности.

"Профиль"  является средством или инструментом  визуального анализа объекта.  Для повышения объективности  оценки рекомендуется ранжировать  характеристики и интегрировать  их. Это очень сложная работа.

Таким образом, существует множество методов анализа конкурентоспособности. В данном параграфе были рассмотрены следующие методы:

SWOT-анализ;

метод GAP;

метод LOTS:

модель анализа McKinsey 7S;

метод PIMS.

Каждый метод  анализа раскрывает сущность конкурентоспособности  исследуемого объекта.

 

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"

2.1 Анализ основных  показателей работы предприятия

Главной целью  современного этапа экономических  преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий  для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение  этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой  работают торговые предприятия, а с  другой -- требует кардинального  улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего  изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

В общем плане  под предприятием поднимается самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  в порядке, установленном законом, для производства продукции и  оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие "Консул" организовано в 1994 г и расположено  по адресу: РФ, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 13

Фирма занимается производством и торговлей мягкой мебелью, а также гарантийным  её обслуживанием.

Предприятие предлагает:

Мягкая мебель и кресла;

Угловые диваны

Двуспальные кровати;

Общая площадь  предприятия - 700 м2

Организационная структура предприятия "Консул" представляет собой линейно-функциональную структуру, то есть базируется на функциональной основе предназначаемая для руководства отдельными видами работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Раскрывая сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать  его трех аспектах: юридическом, хозяйственном  и отраслевом (рис. 11).

Наиболее общий  характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:

-позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;

-является оптимальной  формой для долговременного объединения  капиталов, без чего невозможна  крупномасштабная предпринимательская деятельность;

-позволяет ограничить  имущественный риск участников  суммой вклада в капитал конкретного  предприятия;

-создает основания  для гибкого управления капиталом.

Анализ хозяйственной  деятельности мебельного предприятия "Консул" необходимо провести для того, чтобы выяснить каких показателей достигло предприятие за отчетный период, выявить резервы и предложить возможные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Данные отдельных  технико-экономических показателей  работы предприятия за 2008 г. приведены в таблице 1.

Рис. 11 Структура  торгового предприятия

Таблица 1 Сравнительный  анализ отдельных экономических  показателей за 2008г.

 
 

Iкв.

II кв.

6 мес.

III кв.

9 мес.

IV кв.

Год

 

Количество  проданных комплектов мебели производства фирмы "Консул"

2007г.

248

353

601

308

909

346

1 255

 
 

2008г.

354

607

961

709

1 670

569

2 239

 
 

в % к пред. году

142,7%

172,0%

159,9%

230,2%

183,7%

164,5%

178,4%

 
 

2008г. в розницу

304

490

794

601

1395

550

1945

 
 

доля розницы  в общем V

85,9%

80,7%

82,6%

84,80%

83,5%

96,7%

86,9%

 

Объем реализации комплектов мебели производства фирмы "Консул"", 2008 г., в тыс. руб.

в ценах реализации 1 единицы мебели

66 539

112 772

179311

136 028

315 339

112 463

427 802

 
 

в покупных ценах

62 912

108 869

171781

129 229

301 010

104 404

405 414

 
 

ВД от реализации 1 единицы мебели

3 627

3 903

7 530

6 799

14 329

8 059

22 388

 
 

% торговой надбавки

5,77%

4,86%

5,19%

6,49%

5,29%

7,72%

5,91%

 
 

ср. цена реализации комплекта мебели

187,963

185,786

186,588

191,859

188,826

197,650

191,068

 

Валовой доход  предприятия от проданных комплектов мебели.

2007 г., тыс. руб.

8 845

14 100

22 945

14 785

37 730

12 065

49 795

 
 

2008 г., тыс. руб.

10 089

11 649

21 738

17 734

39 472

18 060

57 532

 
 

в % к предыдущ-ему  году

114,1%

92,5%

100,8%

130,7%

112,5%

149,7%

121,5%

 

ФОТ (Фонд Оплаты Труда) - всего персонала

сумма, тыс. руб.

5 175

6 308

11 483

7 135

18 618

7 585

26 203

 

в т. ч.

Основных рабочих

сумма, тыс. руб.

1 846

2 218

4 064

2 511

6 575

2 517

9 092

 
 

Вспомогательных рабочих

сумма, тыс. руб.

1 066

1 213

2 279

1 127

3 406

1 172

4 578

 
 

Руководство

сумма, тыс. руб.

2 064

2 617

4 681

3 161

7 842

3 603

11 445

 

Отношение ФОТ  к валовому доходу

в %

51,3%

54,2%

52,8%

40,2%

47,2%

42,0%

45,5%

   

Общая сумма  затрат по предприятию

2007 г., тыс. руб.

7 724

11 729

19 453

11 018

30 471

9 876

40 347

   
 

2008 г., тыс. руб.

9 057

11 282

20 339

13 803

34 142

13 603

47 745

   
 

в % к пред. году

117,3%

96,2%

104,6%

125,3%

112,0%

137,7%

118,3%

   

Удельный вес  ФОТ в общей сумме затрат

%

57,1%

55,9%

56,5%

51,7%

54,5%

55,8%

54,9%

   
                     

Таблица 2 Сравнительный  анализ отдельных экономических  показателей за 2009 г.

 
 

I кв.

II кв.

1 полугодие

III кв.

9 мес.

IV кв.

Год

 
 

2009г

508

538

1 046

424

1 470

504

1 974

 
 

в % к пред. г

143,50%

88,60%

108,80%

59,80%

88,00%

88,60%

88,20%

 
 

2009 г. в розницу

465

528

993

424

1417

504

1921

 
 

доля розницы  в общем V

91,50%

98,10%

94,90%

100,00%

96,40%

100,00%

97,30%

 

Объем реализации комплектов мебели производства фирмы "Консул", 2009 г., в тыс.руб.

в ценах реализации 1 единицы меб.

103 668

114 695

218 363

92 888

311 251

105 636

416 887

 
 

в покупных ценах

96 030

104 867

200 897

86 213

287 110

101 261

388 371

 
 

ВД от реализации

7 638

9 828

17 466

6 675

24 141

4 375

28 516

 
 

% торговой надбавки

7,95%

10,70%

8,69%

9,59%

8,96%

4,32%

7,75%

 
 

ср. цена реализации 1 комплекта мебели

204,071

213,188

208,76

219,075

211,735

209,595

211,189

 

Валовой доход  предприятия

2008 г., тыс. руб.

10 089

11 649

21 738

17 734

39 472

18 060

57 532

 
 

2009 г., тыс. руб.

16 829

22 009

38 838

18 930

57 768

17 770

75 538

 
 

в % к предыдущему  году

166,80%

188,90%

178,70%

106,70%

146,40%

98,40%

131,30%

 

ФОТ - всего персонала  списочного состава

сумма, тыс. руб.

6 635

8 585

15 220

7 901

23 121

9 578

32 699

 

в т. ч.

основных рабочих

сумма, тыс. руб.

2 289

2 997

5 287

3 250

8 537

3 102

11 639

 
 

вспомогательных рабочих

сумма, тыс. руб.

1 243

1 398

2 641

1 369

4 010

1 530

5 540

 
 

Руководство

сумма, тыс. руб.

2 794

3 833

6 627

3 977

10 604

4 591

15 195

 

Отношение ФОТ  к валовому доходу

в %

39,40%

39,00%

39,20%

41,70%

40,00%

53,90%

43,30%

   

Общая сумма  затрат по предприятию

2008 г., тыс. руб.

9 057

11 282

20 339

13 803

34 142

13 603

47 745

   
 

2009 г., тыс. руб.

13 552

17 507

31 059

16 639

47 698

18 386

66 084

   
 

в % к пред. году

149,60%

155,20%

152,70%

120,50%

139,70%

135,20%

138,40%

   

Удельный вес  ФОТ в общей сумме затрат

%

49,00%

49,00%

49,00%

47,50%

48,50%

52,10%

49,50%

   
                     

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий