Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, которые стремились обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.
Введение………………………………………………………………….….….3
1. Коллектив. Управление коллективом………………...................................6
1. 1. Виды и этапы развития коллектива…………………………..…….….....6
1. 2. Социометрическая методика………………………..…..………..…...…..9
1. 3. Социально- психологический климат в коллективе ………….….........12
1. 4. Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива…………………………………………………………………..….14
1. 5. Межличностное взаимодействие…………………………………….….14
2. Понятие о малых группах. Феномен малой группы………..…………….18
2. 1. Виды групп………………………………………………………………..18
2. 2. Нормы поведения………………………………………..…………..……22
2. 3. Виды воздействия группы на индивида…………………..………..…....26
2. 4. Феномен малой группы……………………………………..….….……...28
3. Понимание межличностных отношений…………………………………..29
3. 1. Проблема межличностных отношений в организации…………..…......31
3. 2. Современное состояние проблемы……………………………………....34
3. 3. Конфликт в коллективе и его преодоление……………………………..36
3. 4. Разработка предложений по совершенствованию построения организационных отношений……………………………………………..…..49
Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы ……
Это активные члены группы. Они делают «погоду» в группе, часто обладают лидерскими или организаторскими способностями. На этих людей руководитель должен опираться, находить с ними общий язык.
3) Пренебрегаемые имеют
меньше среднего числа выборов.
4) Изолированные - члены группы, которые не получили ни одного выбора.
а) Испытывают трудности в общении с людьми, т.к. очень недоверчивы, замкнуты, закомплексованы. Это связано с заниженной самооценкой и пассивностью, иногда с равнодушием.
б) Человек ставит свое мнение и позицию выше статусов всех членов своей группы. Он иногда «бросает вызов» группе, демонстрирует свое пренебрежение. Он отдаляется от группы, и если действует агрессивно, то попадает в круг отверженных. Руководитель должен разобраться, почему человек является изолированным, и принять меры.
Таким образом, изучив все
социальные, протекающие в результате
создания и функционирования коллектива,
руководитель должен направлять группу,
способствовать ее развитию, устанавливать
благоприятный социально-
1. 3. Социально-психологический климат
Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии,
но и в психологии утвердилась
точка зрения, согласно которой главной
структурой образующей СПК является
настроение. Сошлемся, в частности,
на высказывание известного советского
психолога К.К. Платонова, по мнению
которого социально-психологический
климат (как свойство группы) является
одним (хотя и важнейшим) из компонентов
внутренней структуры группы, определяется
межличностными отношениями в ней,
создающими стойкие настроения группы,
от которых зависит степень
Климат коллектива представляет
собой преобладающий и
Структура социально-психологического климата.
Существенным элементом
в общей концепции социально-
Рис. 1. 1. Структура социально- психологического климата.
В свою очередь отношения
друг к другу дифференцируются на
отношения между товарищами по работе
и отношения в системе
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или
иных сторон его деятельности. Под
тональным – его эмоциональное
отношение удовлетворенности
Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя прежде всего в
отношениях людей друг к другу
и к общему делу, этим все же не
исчерпывается. Он неизбежно сказывается
и на отношениях людей к миру в
целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь может
проявиться во всей системе ценностных
ориентаций личности, являющейся членом
данного коллектива. Таким образом,
климат проявляется определенным образом
и в отношении каждого из членов
коллектива к самому себе. Последнее
из отношений кристаллизуется в
определенную ситуацию – общественную
форму самоотношения и
В результате создается определенная
структура ближайших и
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в
определенной мере может служить
и известным показателем
С этой точки зрения само самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей СПК.
А – отношение к делу; Б – самочувствие личности
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
Рис. 1. 2.
Вместе с тем он не может
считаться вполне основательным
для того, чтобы конкретно судить
о всех аспектах СПК в коллективе,
о мере эффективности его
Модели социально-
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости
психологического потенциала
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденцию дальнейших
изменений психологического
Вариант А.
Высокий уровень развернутости
социально-психологического потенциала
коллектива, которому соответствует
и степень его реализации. При
работе с полной отдачей сохраняется
необходимый резерв сил для дальнейшего
совершенствования условий и
организации труда, не происходит работы
на износ. Четкая организация труда
и управления в коллективе в сочетании
с необходимым резервом сил и
удовлетворенностью от ощутимой отдачи
открывают перспективу
Вариант Б.
Высокий уровень развернутости
психологического потенциала коллектива
при крайне низкой степени его
реализации в данный момент, что
связано с несовершенством
Вариант В.
Невысокий уровень развернутости
социально-психологического потенциала
коллектива компенсируется работой (хоть
и устаревшими методами, но с полной
отдачей – на износ). Данный случай
в перспективе сулит срыв в
работе и резкое падение социально-
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия.
1. 4. Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива
Роль непосредственного
руководителя на производстве – мастера,
бригадира и т.п., а также роль
администрации предприятия
Именно эти представители
управления призваны самым активным
образом участвовать в
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
1. 5. Межличностное взаимодействие
Виды межличностного общения.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, страдательной стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать целую группу
социальных деятельностей, в которых
использование императивного
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В отношении манипуляции
также можно сказать, что есть
области человеческого
Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и замена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.