Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:10, курсовая работа
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, которые стремились обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой (служебной) обстановке.
Введение………………………………………………………………….….….3
1. Коллектив. Управление коллективом………………...................................6
1. 1. Виды и этапы развития коллектива…………………………..…….….....6
1. 2. Социометрическая методика………………………..…..………..…...…..9
1. 3. Социально- психологический климат в коллективе ………….….........12
1. 4. Роль руководителя в социально- психологическом климате коллектива…………………………………………………………………..….14
1. 5. Межличностное взаимодействие…………………………………….….14
2. Понятие о малых группах. Феномен малой группы………..…………….18
2. 1. Виды групп………………………………………………………………..18
2. 2. Нормы поведения………………………………………..…………..……22
2. 3. Виды воздействия группы на индивида…………………..………..…....26
2. 4. Феномен малой группы……………………………………..….….……...28
3. Понимание межличностных отношений…………………………………..29
3. 1. Проблема межличностных отношений в организации…………..…......31
3. 2. Современное состояние проблемы……………………………………....34
3. 3. Конфликт в коллективе и его преодоление……………………………..36
3. 4. Разработка предложений по совершенствованию построения организационных отношений……………………………………………..…..49
Заключение………………………………………………………………….….51
Список использованной литературы ……
4. Феномен группового
сотрудничества - это явление позволяет
людям испытывать чувство
5. Феномен групповой конкуренции
- это явление связано с
Иногда это явление может носить негативный характер.
Протекание социальных явлений зависит от стадии развития группы и, вообще, можно ли эту группу назвать коллективом.
Важно изучать и выявлять такие неформальные малые группы, так как они оказывают огромное влияние на атмосферу во всем коллективе. Малыми группами необходимо управлять, выявлять неформальных лидеров, учитывать, к какой неформальной группе относится каждый работник.
3. Понимание Межличностных Отношений
Во-первых, межличностные
отношения строятся по «вертикали»
(между руководителем и
Межличностная совместимость
— это оптимальное сочетание
психологических особенностей партнеров,
способствующих оптимизации их общения
и деятельности. Межличностная совместимость
основана на принципах сходства и
взаимодополнительности. Ее показателями
являются удовлетворенность совместным
взаимодействием и его
Во-вторых, межличностные
отношения описываются в
В-третьих, общение - есть реализация
всей системы межличностных
Деловые и личные взаимоотношения.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. Личные - возникают как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Во-вторых, межличностные
отношения описываются в
Рациональные и эмоциональные взаимоотношения.
Одной из основных задач
психолога на предприятии является
создание благоприятной социально-
3. 1. Проблемы межличностных отношений в организации.
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина вытеснит человека из большинства организаций. Но роль и значение человека не только не упали, но и увеличились. При этом человек стал не только самым ценным "ресурсом" организации, но и самым дорогостоящим. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.
Подавляющее число людей
почти всю свою сознательную жизнь
проводят в организациях. Вступая
во взаимодействие с организацией,
человек интересуется различными аспектами
этого взаимодействия, касающимися
того, чем он должен жертвовать для
интересов организации. Что, когда
и в каких объемах он должен
делать в организации, в каких
условиях функционировать в организации,
с кем и сколько времени
взаимодействовать, что будет давать
ему организация и т.п. От этого
и ряда других факторов зависят удовлетворенность
человека взаимодействием с
Бесспорным фактом является
то, что все люди различны. Различия
проявляются во всем многообразии характеристик
человека. Люди имеют разный рост, вес,
возраст, пол, образование, используют
различные языки, по-разному делают
одинаковые действия и по-разному
ведут себя в аналогичных ситуациях.
Это разнообразие делает человека человеком,
а не машиной, существенно расширяя
потенциал и возможности
Создавая роли, организация
стремится к стандартизации и
унификации. Но если большинство ролей
можно стандартизировать, то поведение
большинства людей с трудом вписывается
в стандартизированные рамки. Для
того, чтобы разделять противоречия
между стандартизацией и
Восприятие человека в
значительной мере зависит от того,
в какой ситуации оно происходит.
Выделяются три аспекта ситуации,
которые оказывают заметное влияние
на восприятие. Во-первых, это место,
в котором происходит встреча. Например,
неформальная обстановка и неформальные
встречи больше располагают к
более широкому, часто позитивному
и дружескому восприятию. Во-вторых,
восприятие человека зависит от того,
по поводу какого дела или в связи
с чем состоялась встреча. Если событие,
в рамках которого состоялась встреча,
имеет для воспринимающего
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения.
Критериальная база любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении.
Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Расположение имеет три компонента. Во-первых, это та часть, которая отражает чувства человека по отношению к объекту: нравится ли он ему или нет. Во-вторых, это знания об объекте, которыми располагает человек. В-третьих, это намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.
Важными для эффективного
управления и установления хороших
отношений в организации
* удовлетворенность работой;
* увлеченность работой;
* приверженность организации.
Организация ожидает, что
человек будет выполнять
Взаимодействие человека
и группы всегда носит двусторонний
характер: человек своим трудом,
своими действиями способствует решению
групповых задач, но и группа оказывает
большое влияние на человека, помогая
ему удовлетворять его
Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека отличным от того, каким он был, находясь вне группы.
Во-первых, под общественным влиянием происходит таких характеристик человека, как мотивация, восприятие, сфера внимания, система оценок и т.д. Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный "вес". В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего "я". В-четвертых, находясь в группе, участвуя в рассуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы не осмысливал работу в одиночку. В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.
В случае кооперации между
членом группы и группой устанавливаются
доверительные и
При слиянии человека с
группой наблюдается
В случае конфликта наблюдается противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу.
Одним из основных результатов
взаимодействия человека и организации
является то, что человек, анализируя
и оценивая результаты своего труда
в организации, вскрывая причины
успехов и неуспехов во взаимодействии
с организационным окружением, анализируя
опыт и поведение своих коллег,
задумываясь над советами и рекомендациями
своих коллег и начальства, делает
для себя определенные выводы, которые
в той или иной мере сказываются
на его поведении, приводят к изменению
его поведения с целью
3. 2. Современное состояние проблемы.
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих сторон. Отладить его очень не легко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением.
Организационное окружение - это та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. Но для большинства людей это еще и производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое.