Понятие мотивации и мотивационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.
Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.

Содержание

Введение
1. Понятие мотивации и мотивационного процесса
1.1 Потребность. Мотив. Мотивация
1.2 Мотивирование и стимулирование. Мотивационный процесс
2. Теории мотивации
2.1 Теории содержания мотивации
2.2 Теории процесса мотивации
3. Мотивация деятельности в практическом менеджменте
3.1 Характеристика объекта исследования
3.2 Разработка предложений по формированию эффективной мотивационной политики (на примере ООО «СтройПроект»)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация в менеджменте.docx

— 132.98 Кб (Скачать файл)

Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования. Суть этого  отличия состоит в том, что  стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в  организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется  стимулирование. Это связано с  тем, что воспитание и обучение как  один из методов мотивирования людей  приводят к тому, что члены организации  сами проявляют заинтересованное участие  в делах организации, осуществляя  необходимые действия, не дожидаясь  или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Рассмотрение мотивации  как процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни  нет четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов  мотивации. Но все же теоретически может  быть выделено шесть следующих одна за другой стадий.

1.         Возникновение потребностей.

Потребность проявляется  в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать»  от человека, чтобы он нашел возможность  и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными, их классификация  была рассмотрена выше.

2.         Поиск путей устранения потребности.

Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности  устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость  что-то сделать, что-то предпринять. На этой стадии человек выбирает, каким  путем пойти, к чему стремиться.

3.         Определение целей (направления) действия.

Человек фиксирует, что и  какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для  того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех  моментов:

• что я должен получить, чтобы устранить потребность;

• что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

• в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

• насколько то, что я  могу получить, может устранить потребность.

4.         Осуществление действия.

На этой стадии человек  затрачивает усилия для того, чтобы  осуществить действия, которые, в  конечном счете, должны предоставить ему  возможность получения чего-то, чтобы  устранить потребность. Так как  процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка  целей.

5.         Удовлетворение потребности.

В зависимости от степени  снятия напряжения и от того, вызывает удовлетворение потребности, ослабление или усиление мотивации деятельности, человек или прекращает деятельность до появления новой потребности, или продолжает осуществлять действия по устранению потребности.

Процесс мотивации очень  многогранен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй главе будут  рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группа - теории, концентрирующиеся на выявлении  и анализе содержания факторов мотивации, вторая — теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных  мотивов, т.е. то, как инициируется и  направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой  теорий содержания мотивации, вторая группа — теорий процесса мотивации.

 

2.  ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Как уже говорилось, истинные побуждения, лежащие в основе поведения  человека, трудно определить – они  очень сложны. Для развития науки  управления на определенном этапе стало  необходимым систематизировать  представления о том, что движет человеком. Так появились многочисленные теории мотивации. Вопрос о мотивации  деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины  поступков человека.

Существует достаточно большое  количество теорий, пытающихся дать объяснение тому, что же движет человеком. Еще  в начале ХХ века ученые стали проводить  эксперименты в трудовых коллективах, изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения  и стиль руководства) на повышение  производительности труда. Так, например, в 20-е гг. XX в. американский исследователь  Элтон Мэйо (1880-1949) выявил большие  выгоды от использования методов  управления, соответствующих психологическим особенностям и потребностям человека, опирающихся на социальное взаимодействие и групповое поведение. Эти методы могут в значительной мере повышать производительность труда человека.

Теории мотивации трудовой деятельности, основанные на человеческой психологии и опирающиеся на человеческий фактор, возникли в сороковых годах  ХХ века и развиваются в настоящее  время. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие  объяснения мотивации и позволяет  создавать прагматические модели мотивации  работников на рабочем месте. Существует достаточно большое количество различных  теорий мотивации.

Важно понять, что хотя эти  теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с  ними факторах, определяющих поведение  людей. Существует три основных содержательных теории мотивации, иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Герцберга и теория мотивации Дэвида МакКлеланда. Процессуальные теории рассматривают мотивацию  в ином плане: в них анализируется  то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей  и как выбирает конкретный вид  поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия, ожиданий, связанных с данной ситуацией, и  возможных последствий выбранного им типа поведения. К таким теориям  относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера –  Лоулера.

Рассмотрим подробнее  эти теории.

2.1 Теории содержания мотивации.

«Иерархия потребностей»  А. Маслоу

Все человеческие потребности  Маслоу разделил на пять групп и  назвал их базовыми потребностями.

 

Рис.3. «Пирамида» Маслоу

По теории Маслоу все эти  потребности можно расположить  в виде строгой иерархической  структуры ("пирамиды"). Этим он хотел  показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение  человека прежде, чем на мотивации  начнут сказываться потребности  более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек  будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для  него является более сильной или  важной. Поскольку с развитием  человека как личности расширяются  его потенциальные возможности, потребность в самовыражении  никогда не может быть полностью  удовлетворена. Поэтому и процесс  мотивации поведения человека через  его потребности бесконечен. Для  того чтобы следующий, более высокий  уровень иерархии потребностей начал  влиять на поведение человека, необязательно  удовлетворять потребность более  низкого уровня полностью. Даже если в данный момент преобладает какая-либо одна из рассмотренных потребностей, то человек в своей деятельности руководствуется не только ею.

1. Физиологические потребности,  которые являются необходимыми  для жизни и существования.  Они включают потребности в  еде, питье, убежище, отдыхе  и другие. С точки зрения мотивации  труда мы рассматриваем их  как материальные, к которым относим  потребность в стабильной заработной  плате, а также других денежных  вознаграждениях.

2. Потребность в безопасности (в нашем случае включает в  себя и потребность уверенности  в будущем). Это потребности в  защите от физических и психологических  опасностей со стороны окружающего  мира и уверенность в том,  что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены  в будущем. Эта уверенность  базируется на гарантиях пенсионного  и социального обеспечения, которые  может предоставить хорошая надежная  работа, социальные гарантии, а также  различные виды социального страхования  (медицинское, пенсионное и др.).

3. Потребность в принадлежности  и любви (в случае описания  мотивации трудовой деятельности  их называют социальными потребностями). Эти потребности выражаются в  многолетней привычке работы  в определенном коллективе, дружеских  отношениях с коллегами по  работе. Часто, даже при недостаточной  оплате своего труда, работники  не покидают своего места работы  в поисках лучшего именно в  силу хорошего удовлетворения  социальных потребностей.

4. Потребность в признании  (уважении) включает в себя потребности  в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны  окружающих.

5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность  в реализации своих потенциальных  возможностей и росте как личности. По Маслоу, основным источником  человеческой деятельности, человеческого  поведения, поступков является  непрерывное стремление человека  к самоактуализации, стремление  к самовыражению. Самоактуализация - явление врожденное, она входит  в природу человека.

Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях, следующий: "Наше представление об иерархии потребностей будет более  реалистичным, если мы введем понятие  меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности  всегда удовлетворены в большей  мере, чем высшие. Если в целях  наглядности воспользоваться конкретными  цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического  гражданина физиологические потребности  удовлетворены, например, на 85%, потребность  в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность  в самоуважении - на 40%, а потребность  в самоактуализации - на 10%. ...Ни одна из упомянутых нами потребностей почти  никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения  человека" .[9]

Концепция Маслоу оказала  большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Данная теория дала описание процесса мотивации, но последующие экспериментальные  исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в  адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного  подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к  автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора  мотивации деятельности человека.

Заметный вклад в разработку проблемы мотивации вносит теория мотивационных  потребностей Дэвида МакКлелланда.

Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о  важности биологических и других «базисных» потребностей в мотивации  поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые  актуализируются при условии  достаточной материальной обеспеченности.

Он утверждает, что любая  организация предоставляет работнику  возможности реализовать три  потребности высшего уровня: во власти, в успехе и в принадлежности. Все  сотрудники в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и  принадлежности. Однако у разных людей  эти потребности выражены по-разному  или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного  опыта, ситуации и культуры человека. Потребности во власти, успехе и  принадлежности проявляются в соответствующих  мотивах. Основные мотивы устойчивы, и  изменяются лишь в течение длительного  промежутка времени. Вместе с тем  они подвержены краткосрочным колебаниям.

Потребность во власти проявляется, как стремление контролировать ход  событий и воздействовать на других людей. В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между  потребностями в признании (уважении) и самоактуализации. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся  отстаивать первоначальные позиции. Часто  они хорошие ораторы и требуют  к себе повышенного внимания со стороны  других людей. Управленческие структуры  очень часто привлекают людей  с потребностью власти, поскольку  дают возможность проявить и реализовать  ее.

Потребность в успехе и  достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность  за их осуществление. По теории Маслоу эта потребность также находится  где-то посередине между потребностями  в уважении и самовыражении.

Эта потребность удовлетворяется  не провозглашением успеха этого  человека, что лишь подтверждает его  статус, а процессом доведения  работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. МакКлелланд пишет об этом: "Неважно, сколь развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет награждать его за то, что он делает.

Информация о работе Понятие мотивации и мотивационного процесса