Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:22, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.
Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить это отношение в законодательном порядке нельзя, так как это длительный эволюционный процесс, но его можно ускорить, если трезво оценивать конкретную ситуацию и учитывать причины, ее породившие.
Введение
1. Понятие мотивации и мотивационного процесса
1.1 Потребность. Мотив. Мотивация
1.2 Мотивирование и стимулирование. Мотивационный процесс
2. Теории мотивации
2.1 Теории содержания мотивации
2.2 Теории процесса мотивации
3. Мотивация деятельности в практическом менеджменте
3.1 Характеристика объекта исследования
3.2 Разработка предложений по формированию эффективной мотивационной политики (на примере ООО «СтройПроект»)
Заключение
Список литературы
Потребность в причастности(принадлежности) проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу. Люди, обладающие этой потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям.
Применение описанных потребностей в практике управления хорошо иллюстрируется на двух сравнительных примерах, полученных в результате исследований мотивации персонала, проведенных автором в 2001 - 2003 гг. в одном из подразделений Московского метрополитена и в одном из московских банков.
Широкий резонанс среди ученых
и менеджеров вызвала теория «двухфакторной
модели» трудовой мотивации Фредерика
Герцберга. Он исследовал двести инженеров
и бухгалтеров с целью
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов Герцберг назвал гигиеническими факторами (соответствуют трем первым уровням пирамиды Маслоу), вторую – мотиваторами (сопоставимы с двумя высшими ее уровнями).
К первой группе относят внешние
факторы по отношению к работе,
которые снимают
К гигиеническим факторам относятся:
· отношения с коллегами, начальством и подчиненными;
· вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты);
· статус;
· физические условия труда.
Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений.
К ним относятся: достижение
целей, признание, интересное содержание
труда, самостоятельность и
Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.
Ф. Герцберг сделал ряд выводов:
· отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;
· наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;
· в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;
· позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
Между теорией потребностей
Маслоу и данной теорией есть серьезное
различие. Маслоу рассматривал факторы,
соответствующие гигиеническим, как
нечто, вызывающее ту или иную линию
поведения. Например, если руководитель
дает работнику возможность
2.2 Теории процесса мотивации
Для того чтобы осуществлять
мотивирование людей на достижение
желаемых результатов необходимо не
только иметь максимум информации о
потребностях и устремлениях человека,
но и понимать как строится процесс
мотивации, кому и как правильно
ставить задачу и назначать соответствующее
вознаграждение (рис.4). Эти вопросы
рассматриваются в теориях
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Рис. 4. Общая схема мотивационного процесса
Основное содержание теории В. Врума состоит в том, что мотивация определяется ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения. Эту теорию называют теорией ожиданий (или теорией «предпочтения – ожидания»).
Модель ожиданий, разработанная В. Врумом, заключается в утверждении, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека для достижения определенной цели. Человек обычно надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к моральному удовлетворению или приобретению желаемого. Под ожиданием понимается в данном случае оценка личностью вероятности определенного события. Модель ожидания опирается на связи следующих факторов:
· «затраты труда – результаты» (З-Р);
· «результаты – вознаграждение» (Р-В);
· «валентность» (удовлетворенность вознаграждением, или привлекательность) – перспективы (УВ).
Теорию ожиданий можно представить в виде формулы:
Мотивация = (З-Р) × (Р-В) × (УВ)
Ожидания по факторам затрат усилий и результатов (З-Р) – это соотношение между затратами усилий и полученным результатом. Иногда человек может и не рассчитывать, что его усилия приведут к желаемым результатам, однако чаще бывает наоборот. Если человек чувствует, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигнутыми результатами нет, то, согласно модели ожиданий, мотивация будет ослаблена.
Ожидания по факторам результата – вознаграждения (Р-В) – это надежда на определенное вознаграждение или поощрение в ответ на достигнутый уровень результатов. В этом случае мотивация деятельности также будет ослабевать, если человек не будет видеть и ощущать четкую связь между достигнутыми результатами и желаемым поощрением. Мотивация будет слабой также и в том случае, если человек уверен, что при разумных затратах усилий ему не достичь результатов, которые будут вознаграждены.
Ожидания по валентности
(УВ) или ценности поощрения (вознаграждения)
– необходимый элемент
То есть, все три группы
факторов взаимодействия в процессе
деятельности человека должны иметь
определенный уровень и сопряжение.
Если этого не будет, то мотивация
окажется слабой. У работников надо
формировать понимание
Теория справедливости Д.Адамса постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Данная теория основывается на утверждении, что при определении линии своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки: «что я даю организации?» и «какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?».
При проведении двух этих оценок
, человек в уме выводит
Если вклад превышает
вознаграждение, человек чувствует
неудовлетворенность, злость и считает,
что с ним поступили
Итак, самым важным элементом
любого мотивационного процесса является
способность менеджера
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, которая совмещает модели ожидания и справедливости. В их теории фигурируют пять переменных: приложенные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Согласно теории Портера
– Лоулера, уровень приложенных
усилий определяется ценностью вознаграждений
и степенью уверенности в том,
что определенный уровень усилий
действительно повлечет за собой
соответствующий уровень
Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Теоретические положения, развитые в построении этих моделей, нашли определенное отражение в методах мотивации работников, используемых организациями.
3. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
3.1 Характеристика объекта исследования
Объектом моего исследования является ООО «СтройПроект».
ООО «СтройПроект» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Основным видом деятельности фирмы является оказание проектных услуг по заказам юридических лиц и граждан на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон.
ООО «СтройПроект» самостоятельно
планирует свою хозяйственную деятельность,
а также социальное развитие коллектива.
Основу планов составляют договоры, заключаемые
с потребителями услуг
Организационная структура
ООО «СтройПроект» линейная. Во главе
организации находится
Трудовой коллектив состоит на 50% из молодых людей (до 30 лет).
Проведем анализ способов мотивации деятельности, которые используются на данный момент в ООО «СтройПроект»:
Материальные способы мотивации:
· Заработная плата рассматривается как основной материальный стимул. Она состоит только из оклада, что является неблагоприятным фактором для эффективной мотивации. Варианты решения данной проблемы будут предложены далее.
Нематериальные способы мотивацией:
· Объявление благодарности. Представляет собой систему вознаграждений, направленную на потребности признания. Кроме того, дает положительные ориентиры для остальных работников. Осуществляется, как правило, через приказы генерального директора и доводится до сведения всех отделов.
· Проведение праздников, выездов на природу, вечеров и т.п. Представляет элемент системы, направленный на потребность причастности. Групповые мероприятия, как правило, приурочиванию к праздникам.
Информация о работе Понятие мотивации и мотивационного процесса