Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:32, контрольная работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что центральное место в процессе решения многих задач менеджмента в школе принадлежит человеку - руководителю школы, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за их решение и конечные результаты. И очень важно выяснить, как руководитель школы решает сложные задачи, какие личностные характеристики позволяют ему находить оптимальные решения, делают профессионалом своего дела, повышают эффективность его деятельности. Проблема профессионализма интересует многих ученых. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования.
Введение
В современной экономической
науке управление персоналом признается
одной из наиболее важных сфер жизни
предприятия, способного многократно
повысить ее эффективность, а само понятие
«управление персоналом»
Людям свойственны способности
и потребность к совместной работе,
а это требует координации
их действий, согласования, кооперации,
т.е. управления совместной деятельностью.
На всех этапах становления общества
проблема управления стояла довольно
остро и многие пытались решить ее,
но их труды не составляли обобщенную
теорию. И только во второй половине
XIX века после победы промышленной революции
на Западе ситуация изменилась, т.к. крупные
фирмы требовали большое
Актуальность данной темы обусловлена тем, что центральное место в процессе решения многих задач менеджмента в школе принадлежит человеку - руководителю школы, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за их решение и конечные результаты. И очень важно выяснить, как руководитель школы решает сложные задачи, какие личностные характеристики позволяют ему находить оптимальные решения, делают профессионалом своего дела, повышают эффективность его деятельности. Проблема профессионализма интересует многих ученых. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования.
Раньше во многих пособиях
по менеджменту и книгах по управлению
личность не была предметом исследования,
так как все внимание уделялось
планированию, экономике, маркетингу,
организационно-технической
Цель исследования: изучить факторы, которые оказывают влияние на работу руководителя.
Объект исследования: роль руководителя в структуре управления.
Предмет исследования: трудовая деятельность руководителя, ее особенности и содержание, портрет современного руководителя, а также нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя.
Гипотеза исследования: результаты деятельности руководителя находятся в прямой зависимости от развития в нем профессионально-значимых личностных качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные качества руководителя;
2. Выделить основные роли
и функции руководства и сферы
управленческого
3. Сделать выводы по
формированию эффективного
1. Требования к современному руководителю
руководство сбеорбанк кредитование начальник
Быстрое изменение внутренней
и внешней среды организации (предприятия),
рыночные формы хозяйствования потребовали
в оценке результативности труда
руководителей в качестве обязательных
критериев учитывать более
Таблица 1. Изменения окружающей среды и требования к работникам.
Основные тенденции изменений окружающей среды
Требования к работникам предприятий, фирм
Комплексность изменений, их масштабность и увеличивающееся количество
Цельность, масштабность, комплексность, инновационность мышления
Быстрое изменение, т.е. скорость изменений растет
Способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
Интернационализация рынков
Знания и опыт в международной практике
Сокращение длительности жизненного цикла товара
Готовность к риску и оперативность в нахождении и принятии решений
Усиление роли конкуренции
Инновационное, творческое мышление и поведение
Тенденция к развитию «общества услуг»
Способность к усилению ориентации на рынок и потребности клиентов
Усиление роли информации
как фактора производства
Активное отношение к информации, профессиональное владение информационными технологиями и средствами коммуникации
Изменение ценностей у потребителей и работников
Честность, уважение к другим. Способность убеждать вместо способности уговаривать
Эффективный руководитель должен обладать следующими качествами:
Он положительно относится к новшествам и активно поощряет руководимую им организацию к целенаправленному изучению необходимости проведения преобразований и к совершенствованию.
Он заботится о том, чтобы руководимая им организация использовала все новейшие достижения в своей области.
Он поощряет персонал к
откровенности и поощряет проведение
эффективных групповых
Он даёт четкие задания: что делать, когда и как.
Он поощряет персонал за хорошую
работу и критикует только тогда,
когда это действительно
Он всегда оказывает помощь, когда в ней нуждаются.
Он придерживается своей линии даже в кризисных ситуациях, не бросается из одной крайности в другую.
Он неукоснительно соблюдает правила, принятые организацией.
Он принимает решения и действует даже в самых сложных ситуациях.
Он требователен к себе и другим, критикует конструктивно, с целью улучшения работы.
Он поощряет персонал к высказыванию своего мнения и стремится использовать его для эффективного сотрудничества.
Он не боится риска.
Он умеет хорошо и активно слушать.
Он определяет проблемы, связанные с использованием времени в организации располагает их в порядке важности и принимает целенаправленные меры к их решению.
Он не переносит дела, а решает их вовремя, устанавливая для себя жесткие нормы времени.
Он не стремится во всем к совершенству.
Он человечен.
Один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Ни один человек не может претендовать на заключительный акт «посвящения» в полностью развитые и зрелые личности. Саморазвитие - скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт.
Знание современных
Умение решать проблемы, которое складывается из умений использовать информацию, эффективно планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии определения успеха и неудачи, применять известные научные методики решения проблем.
Способность руководить. Прежде всего, руководитель должен справляться с массой разных воздействий на него и подходить к этому творчески. Несмотря на трудности, менеджер должен:
осуществлять выбор, не имея ясных указаний, как это делать,
привлекать и использовать ресурсы,
разрабатывать механизмы координации усилий,
планировать и инициировать перемены,
развивать устойчивость и способность не терять эффективность в течение длительного времени.
Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания».
В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия и проведения постоянных консультаций. Поэтому в каком-то смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем.
Приобретение опыта в высказывании и выслушивании мнений заметно повышает ценность руководителя как личности, как профессионального работника и как друга.
Способность формировать
и развивать эффективные
команда потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из ее членов в отдельности,
решение проблемы сообща уменьшает стрессовые ситуации, что позволяет вырабатывать больше идей и увеличивает инновационную способность,
группа оказывает на своих членов конформистское давление, что позволяет избежать трений в коллективе и улучшить взаимопонимание членов группы.
Менеджер должен придерживаться следующих правил работы командой:
ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы,
не допускать непонятных сотрудникам тактических шагов,
выделить для себя ведущие, базовые интересы подчиненных,
высказывать похвалу открыто, а критику - с глазу на глаз.
Менеджер, формируя группу, стремиться добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, т.к. команда - это больше, чем сумма индивидуальных дарований, а сбалансированный состав членов, которые могут работать вместе.
1.1 Личность руководителя в организации
Личность руководителя - совокупность
качеств и свойств, необходимых
для успешной руководящей деятельности.
Руководящая деятельность своеобразна
по своим целям и задачам, мотивам,
способам, условиям, трудностям, результатам.
Руководителю необходимы организаторские
способности, умение верно определять
цель действий и способы выполнения
стоящих задач, настойчивость и
решительность. Каждому руководителю
нужен глубокий, быстрый и гибкий
ум, хорошая память на лица, внимательность
к людям, толковость, сообразительность
и распорядительность, общительность,
умение вдохновлять людей, самообладание,
инициативность, настойчивость, выдержка,
смелость, мужество, дисциплинированность.
В деятельности руководителя важна
роль познавательных процессов, особенно
речи и мышления. Речь руководителя
проявляется в устных и письменных
распоряжениях, требованиях, указаниях.
Она характеризуется ясностью, определенностью,
краткостью, категоричностью, логичностью.
Роль личности руководителя в организации
чрезвычайна высока, на сколько, он
активен, целеустремлен, гибок во взаимоотношении
с людьми зависит успех и
В процессе профессиональной деятельности руководитель организации должен проявить следующие личные качества:
- высокую работоспособность;
- способность и готовность
решать сложные вопросы и
- инновационный подход;
- креативность;
- высокие коммуникативные способности;
- лидерство;
- личную организованность;
- способность оперативно
и самостоятельно принимать
- способность ориентироваться на результат;
- высокое чувство личной
ответственности за свои
- расчетливость и прозорливость;
- решительность;
- аналитические способности, в том числе способности к самоанализу (рефлексии);
- системность мышления;
- способность работать в команде;
- стремление к
- способность к
- способность учитывать и уважать различные взгляды и точки зрения;
- уверенность в себе;
- широкий кругозор.
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:
Доминантность (влияние)
Руководителю, безусловно, необходимо
обладать этой чертой. Но, вырабатывая
ее в себе, не следует забывать о
психологической стороне
Во-первых, для влияния
совершенно недостаточно опоры только
на властные, должностные полномочия,
то есть на формальный авторитет. Известно,
что если подчиненные действуют,
следуя только правилам и требованиям,
установленным руководителем, они
используют не более 65% своих возможностей
и иногда выполняют свои обязанности
удовлетворительно, просто чтобы удержаться
на работе. Так что влияние руководителя,
основанное только на средствах формально-
М. Вудкок и Д. Френсис в
своей книге «Раскрепощенный
менеджер» выделили следующие характеристики
менеджера, умеющего влиять на людей: он
ясно излагает свои мысли, уверен в
себе, устанавливает хорошее
Уверенность в себе
Уверенный в себе руководитель
обеспечивает определенный психологический
комфорт и повышает мотивацию
к работе просто самим фактом уверенности
в себе. Вместе с тем следует
отметить два важных обстоятельства.
Во-первых, существует разница между
уверенностью в себе и самоуверенностью.
Это различие легко уловимо, но трудно
преодолимо. Сказать можно только
то, что человек, уверенный в себе,
исходит из реалистичных представлений
о своих возможностях, достоинствах
и недостатках, не преуменьшая и
не преувеличивая их. Короче, у него
есть реальные, а не мнимые основания
для уверенности. Во-вторых, известно,
что подчиненные, как правило, очень
хорошо чувствуют состояние
Информация о работе Правила влияния руководителя на организацию