Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:32, контрольная работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что центральное место в процессе решения многих задач менеджмента в школе принадлежит человеку - руководителю школы, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за их решение и конечные результаты. И очень важно выяснить, как руководитель школы решает сложные задачи, какие личностные характеристики позволяют ему находить оптимальные решения, делают профессионалом своего дела, повышают эффективность его деятельности. Проблема профессионализма интересует многих ученых. Выяснению влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования.
И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость
Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель - это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т.д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий - неврозами, психическими заболеваниями и т.д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки.
Прежде чем говорить о
стрессоустойчивости, выясним отличие
двух понятий - «стресс» и «дистресс».
Стресс - это напряжение (физическое,
физиологическое и
Креативность
Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их. Существуют некоторые препятствия, мешающие человеку проявлять творческий подход к делу. Это: слабое стремление к новому; недостаточное использование возможностей; излишняя напряженность; излишняя серьезность; плохая методология.
Стремление к достижениям и предприимчивость
Без этих качеств невозможно
представить себе успешного руководителя.
В стремлении человека к достижениям
отражается одна из фундаментальных
потребностей - потребность в самореализации,
в достижении целей. Исследования показывают,
что менеджеры, обладающие этими
чертами, имеют ряд особенностей.
Во-первых, они предпочитают ситуации,
в которых можно брать на себя
ответственность в решении
Ответственность и надежность
В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя. Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то - навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали.
Независимость
Важной личностной чертой
руководителя является независимость.
Независимость - это готовность руководителя
самостоятельно принимать решения
и нести ответственность за них.
Как бы ни хороши были консультанты,
какие бы советы окружающие ни давали,
конечное решение руководитель должен
принимать сам. Независимость далека
от волюнтаризма, самодурства. Чем более
независимым является руководитель,
чем самостоятельнее он себя ведет,
тем ценнее и полезнее для него
прислушиваться к мнению коллег, если
в них содержится рациональное зерно.
Следует заметить, что выдающиеся
предприниматели поощряют инакомыслие
в своих компаниях. Это важно
со всех точек зрения, ведь единомышленники
- это не те, кто думает одинаково,
а те, кто думает об одном и
том же. Сильный, самостоятельный
руководитель может позволить себе
иметь среди подчиненных
Общительность (коммуникабельность)
Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности руководителя. Достаточно сказать, что, по данным некоторых исследователей, менеджер затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Ограничимся лишь следующими основными положениями.
Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.
Коммуникабельность - качество
не врожденное, его можно развивать.
Развитие коммуникативных навыков
- важнейшая часть
Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать.
Итак, мы рассмотрели основные характеристики, имеющие отношение к личности менеджера. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.
Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.
1.2 Факторы, влияющие на деятельность руководителя
По роду своей деятельности руководитель сталкивается со множеством обстоятельств, которые так или иначе воздействуют на ход и результат его работы. Рассмотрим некоторые из этих факторов:
Психологические - нематериальные
факторы, помогающие руководителю работать
более эффективно в соответствии
со своей личностью и
· эстетику рабочего места;
· удовлетворенность работой;
· социальный статус;
· другие.
Объем воспринимаемой информации - человек не может усвоить больше определенного количества. Согласно исследованиям, за 1 секунду человек способен усвоить около 5-7 алфавитно-цифровых знаков. Данное требование нужно учитывать при принятии решений. Руководителю необходимо работать только с релевантной (относящейся к делу) информацией, в противном случае будет потрачено лишнее время. Задачу первичной обработки информации или сбор нужной можно поручить аналитическому отделу.
Окружающая среда - человек как живой организм подвержен влиянию внешней среды, которая оказывает на него существенное влияние. К таким факторам относятся:
· температура окружающего воздуха;
· окружающий звук;
· освещенность рабочего места;
· другие.
Норма управляемости - необходимо точно определить, со сколькими подчиненными руководитель будет непосредственно взаимодействовать.
Степень материальной удовлетворенности
- тесно связана с
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого:
Не планирует работу ни свою, ни своего участка.
Выполняет сначала приятную и знакомую работу.
Не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сам, поскольку это, по его мнению, быстрее.
Слишком основателен и не умеет использовать в интересах работы своих подчиненных.
Направляет работу персонала непосредственно, вместо того, чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление.
Принимает слишком много решений за своих подчиненных, считая, что так держит все нити управления в своих руках.
Не знает своих подчиненных и не интересуется ни их работой, ни их личными планами на будущее.
Не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными.
Не верит в способности своих подчиненных.
Не определил порядок срочности и важности своих работ и не составил плана использования рабочего времени.
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от его подчиненного, который:
Не готовит как следует вопрос, с которым намерен обратиться к своему начальнику, и этим самым мешает ему и отнимает рабочее время у обоих.
Боится сам принимать решения и постоянно обращается руководителю.
Не планирует использование своего рабочего времени и выполнение порученных ему заданий и этим самым мешает плановой работе руководителя.
Не знает точно своего задания, своих полномочий и назначения своей работы.
Не умеет апеллировать к своему руководителю и берется за выполнение заданий, не относящихся к нему, или работ, с которыми он заведомо не справится.
Не умеет разговаривать со своим руководителем.
Не привык сам разбираться в полученных заданиях, а любит получать всегда готовые, детальные инструкции от других.
Сам не знает, к чему стремится в своей жизни.
Существует теория Ф.Э. Фидлера,
согласно которой эффективность
управленческого стиля зависит
от той формы взаимоотношений
между руководителем и
· доверие к руководителю со стороны подчиненных.
· отношение между руководителем и членами коллектива подразумевает лояльность к руководству, доверие к нему и привлекательность личности руководителя.
· четкая формулировка задач для исполнения.
· подкрепленность позиции руководителя реальной властью.
Если все эти факторы
ярко выражены наиболее эффективным
будет руководитель, ориентированный
на задачу. Такая же высокая эффективность
деятельности будет наблюдаться
и в случае, когда все три
фактора выражены в наименьшей степени.
При средней благоприятности
условий, наиболее эффективным оказывается
руководитель, ориентированный на отношения.
Все рассмотренные факторы в
той или иной мере оказывают влияние
на деятельность руководителя, а значит
должны учитываться при научной
организации производства. Причем все
факторы должны учитываться во взаимосвязи,
а не как отдельные. Сложностью здесь
является то, что нет возможности,
в большинстве случаев, сразу
оценить влияние каждого
1.3 Методы оценки эффективности управленческого труда
Оценка результатов труда
- одна из функций по управлению персоналом,
направленная на определение уровня
эффективности работы. Оценка результатов
труда является составной частью
деловой оценки персонала наряду
с оценкой его
На показатели конечных результатов труда, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов.
Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов.
Оценка результатов труда разных категорий персонала (руководителей, специалистов, служащих, рабочих) различается своими задачами, значимостью, показателями и характеристиками, сложностью выявления результатов.
Таблица 2 - Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки результативности труда
Факторы
Содержание факторов
Естественно-биологические
Пол
Возраст
Состояние здоровья
Умственные способности
Климат
Географическая среда
Сезонность и др.
Социально-экономические
Состояние экономики
Государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы
Квалификация работников
Мотивация труда
Уровень жизни
Уровень социальной защищенности и др.
Технико-организационные
Характер решаемых задач
Сложность труда
Состояние организации производства и труда
Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др.)
Объем и качество получаемой информации
Уровень использования научно-
Социально-психологические
Отношение к труду
Психофизиологическое
Моральный климат в коллективе и др.
Рыночные
Развитие многоукладной экономики
Развитие предпринимательства
Уровень и объем приватизации
Конкуренция
Самостоятельный выбор системы оплаты труда
Либерализация цен
Акционирование организаций
Инфляция
Банкротство
Безработица и др.
В связи с разделением
управленческого труда
Информация о работе Правила влияния руководителя на организацию