Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:20, курсовая работа
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
г) создаваемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников (к ним относятся все документы, предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами);
д) утверждаемые коллегиальными органами управления юридического лица (например, положения о совете директоров, правлении и генеральном директоре);
е) принимаемые представительными органами работников (например, положения о забастовочных комитетах, советах ветеранов и иных органах общественной самодеятельности).
Исходя из их юридической природы, локальные акты делят на следующие группы:
а) единоначальные;
б) социально-партнерские (локальные акты, принимаемые с участием представительных органов работников);
в) корпоративные (в широком смысле это все локальные правила поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности организации. 16 В узком смысле, на мой взгляд, сюда относятся внутренние документы организаций, посвященные в основном вопросам управления корпорациями (уставы, кодексы корпоративного поведения, положения об органах управления)).
В зависимости от сферы действия локальные нормативные акты можно распределить в группы общего и специального действия. Большинство из них, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, положение об оплате труда распространяют свое действие на всех работников организации. Другие - на определенные категории работников (например, положения о структурных подразделениях, бригадах, премировании) или регулируют отдельные аспекты трудовых правоотношений (положения о выборах, об избрании по конкурсу, об аттестации и др.).
Такой критерий, как санкционирование локальных нормативных актов государством, позволяет назвать три типа локальных источников:
а) локальные акты, предусмотренные ТК РФ, т.е. акты, делегированные государством, которое определяет их основное содержание, сферу и сроки действия, порядок разработки и принятия;
б) локальные акты, не предусмотренные ТК РФ, но признаваемые иными правовыми актами, в том числе коллективными договорами и соглашениями. Последние определяют вопросы содержания и процедур принятия данных локальных актов
в) акты, не упомянутые централизованными и иными правовыми актами, но активно используемые работодателем.
Специально выделив локальные акты, предусмотренные законодательством о труде, законодатель тем самым закрепил презумпцию права работодателя на принятие данной группы актов. При этом соотношение локальных актов, предусмотренных и не предусмотренных трудовым законодательством, характеризуется не подчиненностью, а соподчиненностью.
Локальные нормы, конкретизируя и нередко дополняя, развивая общие нормы, тем самым становятся их продолжением. Небезынтересно проследить, в какие институты трудового права входят составной частью определенные локальные акты. Иными словами, предмет регулирования является основанием для деления локальных актов на такие группы: 17
а) уставы (положения) организации, определяющие порядок избрания на должность, замещения соответствующих должностей по конкурсу и назначения на должность или утверждения в должности (ст.16 - 19 ТК РФ), регулируют вопросы возникновения трудовых правоотношений. Кроме того ст.8 ТК РФ устанавливает возможность принятия локальных нормативных актов, не предусмотренных трудовым законодательством;
б) коллективный договор и положение о порядке разработки и заключения коллективного договора применяются для регулирования отношений социального партнерства. Коллективный договор имеет широкую сферу применения, за исключением отношений материальной ответственности, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
в) штатное расписание (ст.57 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка и локальные нормативные акты, имеющие отношение к трудовой функции работника (ст.68 ТК РФ), локальные нормативные акты, посвященные персональным данным работника (ст.86 - 88 ТК РФ), характерны для института трудового договора;
г) правила внутреннего трудового распорядка (ст.91, 94 и др. ТК РФ), перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ), графики сменности, скользящие графики (ст.102, 100 ТК РФ), локальный акты о разделении рабочего дня на части (ст.105 ТК РФ) характерны для института рабочего времени;
д) правила внутреннего трудового распорядка, графики отпусков (ст.123 ТК РФ) и локальные акты о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков, а также о случаях продления (переноса) ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.116 и 124 ТК РФ) характерны для института времени отдыха;
е) локальные нормативные акты об индексации заработной платы (ст.134), об оплате и стимулировании труда (ст.135, 144), локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162 ТК РФ), участвуют в формировании института оплаты труда;
ж) правила внутреннего трудового распорядка регулируют отношения, связанные с дисциплиной труда;
з) локальные нормативные акты о формах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников характерны для соответствующего института трудового права;
и) положение об аттестации рабочих мест (ст.212 ТК РФ), о комитетах (комиссиях) по охране труда (ст.218 ТК РФ), инструкции по охране труда (ст.212 ТК РФ) характерны для института охраны труда;
к) положение о комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК РФ) применяется для регулирования отношений при рассмотрении трудовых споров.
По содержанию локальные нормы могут быть классифицированы на материальные и процессуальные.
По степени обобщенности выделяются комплексные локальные акты (устав, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) и текущие. По форме выражения (наименованию) различают: а) договоры, соглашения; б) уставы, положения; в) правила; г) инструкции; д) перечни; е) графики; ж) процедуры; з) стандарты; и) случаи и порядки; к) приказы.
В зависимости от срока действия бывают локальные нормативные акты неопределенного действия (их большинство) и принятые на определенный срок (коллективные договоры, положения о премировании, соглашения по охране труда). 18 Итак, локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. В частности, их отличает приближенность к работнику, так как содержание трудового договора, вопросы персональных данных сотрудников, получение дополнительных льгот и преимуществ регулируются локальными источниками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.
2Анализ правового регулирования трудовых отношений
Администрация муниципального образования город Краснодар считает одной из главных задач своей деятельности в области социальной поддержки населения создание условий для улучшения социального положения граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства, обеспечение им социальных гарантий, защита их прав и законных интересов, а также активного долголетия.
Основой деятельности управления по социальным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар является повышение качества жизни этих категорий граждан, обеспечение дополнительных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке, активизация их роли в обществе в пределах полномочий органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар. Управление ведет целенаправленную работу по социальной поддержке жителей города Краснодара, реализации решений городской Думы Краснодара, правовых актов главы и администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальных целевых программ.
Деятельность управления направлена на разработку и реализацию муниципальных целевых программ и направлений по оказанию социальной помощи категориям граждан, особо нуждающимся в социальной поддержке.
Основные муниципальные целевые программы, по которым управление является координатором: «Старшее поколение», «Доступная среда», «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан», «Об организации общественных работ».
Управление обеспечивает деятельность 18 городских Координационных советов, комиссий, рабочих групп социальной направленности, председателями которых являются руководители администрации города.
В целях обеспечения достойного уровня жизни работающего населения муниципального образования город Краснодар руководителям коммерческих организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования, рекомендовано устанавливать своим работникам заработную плату в 2012 году в размере не ниже 24488 руб. 80 коп. в месяц.
Рост рекомендуемой минимальной официальной зарплаты, которая рассчитывается на основании плана по сбору в городской бюджет поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц, в сравнении с уровнем 2011 года составил 2746 руб. 60 коп. (12,6%).
Уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае, по данным департамента занятости региона, на 1 августа - 0,7%, в Татарстане - 0,97%, в Архангельске - 1,6%. Как объяснили в службе, расчет ведется по количеству людей, официально обратившихся в центры занятости. Между тем Росстат приводит свои цифры. Согласно опросам экономически активного населения, по итогам 2012 года Кубань по уровню безработицы была на 34-м месте, а уровень ее составлял 5,4%. Архангельская область находилась по этому показателю на 27-м месте и безработица составляла 5,3%. Татарстан в этом рейтинге шел 10-м и уровень безработных там был 4,1%.
Город Краснодар и прилегающие территории (включая несколько населённых пунктов) образуют муниципальное образование город Краснодар, которое имеет статус городского округа. Глава муниципального образования город Краснодар — Евланов Владимир Лазаревич.
В целях организации управления муниципальное образование «город Краснодар» делится на 4 внутригородских округа. Преобразование или упразднение округов осуществляется решением Краснодарской городской думы по представлению главы Краснодара.
Таблица 1 – Уровень жизни населения муниципального образования
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2011 г.,% |
Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. |
784 |
834 |
851 |
102 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % от трудоспособного населения |
173 |
153 |
147 |
96 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. |
16329,9 |
18416,0 |
21870,1 |
118 |
Средний размер назначенных месячных пенсий всех пенсионеров, руб. |
7117 |
7728 |
8524 |
110 |
Площадь жилья, приходящегося на одного жителя, кв. м |
22,4 |
22,6 |
23,1 |
102 |
Краснодар — крупный образовательный центр. В Краснодаре действуют 15 гимназий, 5 лицеев, 67 общеобразовательных и 20 специализированных школ, а также 7 негосударственных лицеев и школ.
Комплекс муниципальных учреждений культуры включает 12 театров, 9 концертных залов, , 11 музеев, 6 парков культуры и отдыха, 5 зоопарков, 11 кинотеатров.
В городе располагается Краснодарский краевой радиотелевизионный передающий центр, который является крупнейшим подразделением в составе Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».
Таблица 2 – Социальная сфера муниципального образования
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2011 г.,% |
Число дошкольных учреждений |
1499 |
1539 |
1697 |
110 |
Число медицинских учреждений |
185 |
174 |
174 |
100 |
По заявлению главы города Владимира Евланова, в бюджет Краснодара в 2010 году поступило 14 млрд рублей. Доходная часть города увеличилась на 5,5 %, по сравнению с 2009 годом. В городе действует более 62 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором занято 204 тысячи человек. В Краснодаре зарегистрирован самый низкий уровень безработицы по ЮФО — 0,3 % от общего трудоспособного населения, и самый высокий уровень средней заработной платы — 21 742 рубля. Трижды «Лучший город России для ведения бизнеса» по версии журнала «Форбс». В ноябре 2011 года Краснодар возглавил рейтинг городов России, привлекательных для бизнеса, составленный аналитиками РБК.
В 2012 году Краснодар занял 7-е место в Рейтинге качества городской среды, составленном Министерством регионального развития РФ, Российским союзом инженеров, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова.
Краснодар — крупный индустриальный центр Юга России. В промышленном комплексе города насчитывается более 130 крупных и средних предприятий, на которых работают около 120,5 тысяч человек или почти 30 % всех занятых в экономике города. Основные направления — это приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных, мебельных, табачных изделий, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Высокий экономический потенциал и благоприятный инвестиционный климат привлекает внимание представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Поддерживаются эффективные деловые отношения с предприятиями США, Турции, Украины, Германии, Белоруссии, Греции, Италии, Франции, Израиля, Австрии, Кипра. Машиностроение и приборостроение являются одними из наиболее динамично развивающихся видов промышленной деятельности.
Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений