Правовое регулирование трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 96.81 Кб (Скачать файл)

Реформирование трудовых отношений в Российской Федерации в целом должно с одной стороны, создать эффективный, высокомобильный рынок труда, способный обеспечить структурную перестройку экономики и последующий переход к экономическому росту. С другой стороны, оно должно быть направлено на повышение уровня регистрируемой занятости, нормализацию производственных и социальных условий труда и обеспечение роста заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

Меры по упорядочению и рационализации трудовых отношений, по предоставлению большей свободы работодателю в определении условий найма и увольнения рабочей силы должны сопровождаться активной политической, моральной и правовой поддержкой работника со стороны предприятия. Поэтому, например, поддержка безработных должна быть ориентирована на помощь социально незащищенным категориям, таким как длительно безработные, молодежь, высвобождаемые работники градообразующих предприятий. Кроме того, максимально широко должны использоваться формы организационно-правовой поддержки работников и безработных: формирование эффективных механизмов правовой защиты трудовых прав, государственная поддержка профсоюзов и других социально-защитных и правозащитных организаций, государственные программы правового просвещения и содействия адаптации работников на рынке труда.

Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание эффективного цивилизованного труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 

1.Реформирование трудового  законодательства в целях эффективного  размещения и использования трудовых  ресурсов в экономике при строгом  соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату  труда, право на защиту от необоснованного  увольнения, право на забастовку и т. п.).

2. Развитие механизмов  социального партнерства на уровне предприятия.

3.Формирование эффективных  механизмов урегулирования трудовых  споров. Совершенствование и повышение  эффективности механизмов досудебной  защиты трудовых и социальных  прав работника. Создание специализированной  трудовой юстиции, государственная  поддержка развития системы негосударственной  защиты трудовых прав и самозащиты.

4.Повышение роли индивидуальных  и коллективных договоров в  регулировании вопросов оплаты и условий труда.

5.Возвращение заработной  плате ее воспроизводственной, стимулирующей  и регулирующей функций и содействие  развитию рыночных механизмов  регулирования заработной платы.

6.Рационализация мер государственной  поддержки безработных. Сосредоточение  усилий служб занятости на  сокращении периода поиска безработным  нового рабочего места и содействии  безработным, имеющим наименьшие  возможности для трудоустройства.

7.Реформирование системы  управления охраной труда через  создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к  поиску путей снижения уровня  производственного травматизма, профессиональной  и производственно обусловленной  заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники  безопасности, с другой.

 

Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные программы информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов занятости и защиты трудовых прав.

Реформа трудовых отношений будет содействовать:

  • увеличению гибкости трудовых отношений, их адаптивности к изменениям экономической конъюнктуры;
  • повышению территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы;
  • постепенному вытеснению неформальных трудовых отношений.
  • повышению уровня оплаты труда в регистрируемом секторе и ее удельного веса в национальном доходе;
  • постепенному приближению уровня оплаты труда работников бюджетного сектора к уровню оплаты труда работников внебюджетной сферы;
  • повышению уровня собираемости подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды;
  • сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;
  • укреплению профсоюзного движения;
  • повышению производительности труда;
  • структурной перестройке экономики, дающей начало экономическому росту;
  • общему снижению социальной напряженности, переводу трудовых конфликтов в правовое русло коллективных трудовых споров.

При разработке нового трудового законодательства должны быть существенно переработаны и в ряде случаев подготовлены заново следующие его разделы:

-необходимо более детальное  определение сторон трудовых  отношений, в том числе: конкретизация  роли представителей работников; выделение такой специфической  категории работников, как работники, выполняющие распорядительные и  контрольно-надзорные функции и  в ряде ситуаций защищающие  интересы работодателей и ряд других вопросов;

-в целях повышения  гибкости трудовых отношений  необходимо расширить свободу  сторон в определении содержания  трудового договора - законодательно  должны быть определены: обязательный  минимум вопросов, регулируемых трудовым договором, и вопросы, которые не должны быть предметом трудового договора, в остальном содержание трудового договора должно определяться соглашением сторон.

-социальный диалог на  различных уровнях может играть  важную роль в улучшении трудовых  отношений. Он должен иметь место  на уровне решений и вовлекать  в принятие этих решений все заинтересованные стороны.

-во многих странах  правительства полностью вовлечены  в деятельность нефтяной и  газовой промышленности и должны  являться частью любых рамок трудовых отношений.

-все те, кто занят в  социальном диалоге, "белые" или "голубые" воротнички должны  быть защищены от дискриминации.

-поскольку коллективные  переговоры являются важным компонентом  трудовых отношений, социальные  партнеры должны улучшать свое  мастерство ведения переговоров

-в сотрудничестве с  заинтересованными социальными  партнерами МОТ должна собирать  и распространять примеры нормальных  трудовых отношений, практик и  результатов и, в частности, касательно  корпоративной реструктуризации  и информации в области охраны  труда и техники безопасности, а также результатов.

Так же можно предложить решения по повышению эффективности регулирования трудовых отношений.

1. Снижение уровня концентрации  рабочей силы на крупных и  средних предприятиях сопровождалось  развитием малого и среднего  бизнеса, являющегося значительным  резервом повышения жизненного  уровня и создания новых эффективных  рабочих мест. Вместе с тем  способность частного предпринимательства  к развитию ограничена недостатком  капитала. С этой целью предлагаем рассмотреть возможность:

- разработки областной  программы поддержки предпринимательства  на среднесрочную перспективу, направленной  на развитие инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и  внедрение новых схем кредитования  субъектов малого предпринимательства;

- совершенствование системы  налогообложения, например снижения  арендной платы для граждан, открывающих  собственное дело в сфере услуг, так как данная отрасль наиболее  приспособлена для женского труда.

2. Для снижения уровня  сельской безработицы в области  необходимо развивать инфраструктуру  поддержки личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств  и индивидуальных предпринимателей, обеспечить создание системы  организации закупки у населения  произведенной сельхозпродукции.

3. Недостаточное число  вакантных рабочих мест на  предприятиях большинства муниципальных  образований области при значительных  коэффициентах напряженности обуславливает  необходимость повышения трудовой  мобильности, которая, несмотря на  рост объемов трудоустройства  граждан продолжает оставаться  низкой. В целях увеличения численности  занятых экономической деятельностью, а также повышения территориальной  мобильности населения необходимо  способствовать активизации создания  жилищного фонда, в том числе  в сельской местности, за счет  бюджетных средств и собственных средств граждан, ипотеки.

4. Одним из условий  для улучшения сбалансированности  профессионально-квалифицированной  структуры спроса и предложения  является создание новых, эффективных  рабочих мест с достойным уровнем  оплаты труда. В связи с этим  необходимо при разработке инвестиционных, отраслевых и региональных программ  учитывать их влияние на ситуацию  в сфере занятости и предусматривать  разделы по созданию качественных рабочих мест.

5. Несмотря на наличие  позитивных изменений в динамике  основных макроэкономических показателей  сохраняется дифференциация сельских  и городских рынков труда по  уровням занятости и безработицы, а также составу безработных  граждан. С целью выравнивания  различий социально-экономического  развития отдельных районов области  при утверждении областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований, необходимо предусматривать приоритетное  финансирование программ и мероприятий, предполагающих организацию новых  и сохранение рабочих мест  в тех муниципальных образованиях, где уровень регистрируемой безработицы наиболее высокий.

6. В сфере социального  партнерства и коллективно-договорных  отношений муниципальным образованиям  совместно со сторонами социального  партнерства необходимо регулярно  разрабатывать и заключать на  новый срок территориальные трехсторонние  соглашения. Вместе с этим необходимо  разработать планы мероприятий  и показатели мониторинга эффективности  вновь заключенных территориальных  трехсторонних соглашений. В представительных  органах местного самоуправления  в ближайшее время необходимо  разработать и утвердить положение  о территориальной трехсторонней  комиссии по регулированию трудовых  отношений в соответствии с  ч.45 ст.35 Трудового кодекса РФ  и ч.2 ст.5 Закона Саратовской области  «О социальном партнерстве в сфере труда».

7. В сфере охраны труда  рекомендуем использовать возможности  Центра охраны труда при Поволжском  межрегиональном учебном центре  Минтруда России и других обучающих  организаций области для организации  обучения и проверки знаний  по охране труда руководителей  и специалистов и оказания  предприятиям и организациям  консультативно-сервисных услуг по охране труда.

8. В сфере доходов и  уровня жизни рекомендуем в  соответствии с Трудовым кодексом  РФ, Кодексом РФ об административных  правонарушениях и другими законодательно-нормативными  актами, совместно с правоохранительными  и судебными органами принять  дополнительные меры к работодателям, допустившим нарушение прав работников  на своевременную и в полном  объеме выплату заработной платы. При регистрации коллективных  договоров в соответствующих  органах местного самоуправления  уделять особое внимание разделу  по оплате труда, при этом в  договоре должен быть четко  прописан механизм индексации  заработной платы в случае  задержки ее выплаты.

 

 

 

 

 

Заключение

В своей курсовой работе мне удалось раскрыть цель исследования правового регулирования трудовых отношений, отразить и полностью раскрыть задачи которые я поставила для этого.

Отразить формирование понятия трудового договора, рассмотреть содержание трудового договора, дать характеристику и классификацию договоров о труде, рассмотреть виды трудовых договоров, регулируемых нормами трудового законодательства, рассмотреть практику применения трудовых договоров, правовое регулирование трудового договора. Государственное и региональное регулирование, основу которого составляют федеральные законы о занятости, профсоюзах, коллективных договорах и соглашениях, забастовках, охране труда и некоторые другие, эти законы решают отдельные вопросы социальной защиты работников.

Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений