Предмет, сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:51, лекция

Краткое описание

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Разновидности специальных теорий управления:
1. теория государственного регулирования экономики;
2. региональный и муниципальный менеджмент.
Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет, сущность и содержание теории управления.docx

— 127.25 Кб (Скачать файл)

Предмет, сущность и содержание теории управления

Сущность и функции управления.

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.

Разновидности специальных теорий управления:

  1. теория государственного регулирования экономики;
  2. региональный и муниципальный менеджмент.

Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых пробудут одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объекты управления:

  1. аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг);
  2. отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт);
  3. территориальные общности людей (область, район, город);
  4. отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР);
  5. виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.);
  6. характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

Основной элемент любой социально-экономической системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие воздействия в рамках государственного и корпоративного управления.

Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от ϶того зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Основные функции управления:

  1. целеполагание;
  2. анализ;
  3. прогнозирование;
  4. планирование;
  5. организация;
  6. координация;
  7. мотивация;
  8. обучение;
  9. учет и контроль;
  10. коммуникация;
  11. принятие решений.

Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Методы управления – способы выполнения функций управления.

Классификация методов управления по содержанию:

  1. экономические;
  2. административные (организационно-распорядительные);
  3. социально-психологические.

 

Наука управления, ее методы познания.

Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:

- философская методология (совпадает с гносеологией);

- общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные  подходы и методы познания, встречающиеся  во всех науках;

- специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории  управления;

- методика и техника  научного исследования.

  Соотношение теории  и методологии можно выразить  так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология  – как необходимо делать. Она  объясняет, как надо использовать  познавательные средства в исследовательской  деятельности.

  Среди важнейших общенаучных  методологических подходов выделяются:

- исторический, рассматривающий  явление в генезисе;

- сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;

- системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;

- комплексный, ориентированный  на междисциплинарный синтез  для получения многостороннего  и целостного изучения сложноорганизованных  объектов.

  Основные требования  к использованию системного подхода:

- выделение той или  иной системы из окружающего  мира и определение взаимосвязи  между ней и средой;

- определение составных  элементов системы;

- рассмотрение отношений  между элементами и определенной  структурой системы;

- анализ функций элементов  по отношению к системе;

- выявление системообразующих связей;

- определение механизма  функционирования системы.

  Обращаясь к характеристике  специально-научной методологии, следует  отметить, что их роль могут  выполнять парадигмы и теории  конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента  и т. д.

Основные подходы к изучению теории управления:

  Бихевиоризм представляет  собой прагматический подход  к изучению организационно-экономического  поведения людей. Программа бихевиоризма  и сама теория были впервые  представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм  акцентирует внимание на внешних  формах поведения и его составных  элементах – поступках, реакциях  и т. д. Общеметодологическими предпосылками  бихевиоризма явились принципы  философии примитивизма, согласно  которым наука должна описывать  только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис  – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность  связей «стимул-реакция». Бихевиоризм  не занимается поиском причинно-следственной  зависимости поведения, он лишь  фиксирует обнаруженные эмпирические  связи между определенными «стимулами»  и «реакциями» работников в  производственной обстановке, отбирая  в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык  практических предложений и рекомендаций.

  Ситуационный подход был разработан в США в конце 60 х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

  Сторонниками ситуационного  подхода был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу  управленческих ситуаций, решаемых  задач, внешней среды, технологии  соответствуют свои оптимальные  требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.

  Количественный подход  в теории управления основан  на применении математических  методов к исследованию операций  в организации и деятельности  руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

- упростить сложные схемы  поведения сокращением числа  переменных факторов до пределов  управляемости;

- объективно сравнить  и описать каждый фактор и  отношения между ними;

- использовать компьютеры  для конструирования и анализа  модели с большим числом переменных  факторов.

  Этот подход не  получил широкого применения  в силу того, что не все руководители  владеют методологией количественного  анализа.

  Процессный подход  основан на рассмотрении функций  руководителя как процесса взаимосвязанных  между собой действий. Общий процесс  деятельности организации складывается  из совокупности процессов деятельности  ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет  совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных  процессов.

  Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.

  Методология теории  управления подвержена постоянным  изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более  глубокого познания управленческих  отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся  в постоянном развитии.

  Цели теории управления:

- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих  отношений, в которых проявляется  взаимодействие управляющих и  управляемых;

- определение основных  тенденций развития управленческих  процессов;

- построение наиболее  вероятных направлений и сценариев  развития управленческой деятельности  в будущем;

- формулирование научно-обоснованных  рекомендаций по совершенствованию  системы управления.

  Методология теории  управления выполняет несколько  функций:

- познавательную (связанную  с изучением сущности управленческих  отношений);

- описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

- объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

- прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

- контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);

- оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

- образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

- прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).

  В этих функциях  выражается практическая направленность  методологии теории управления.

 

Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.

Принцип (от лат. — начало, основа) — 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он пишет, что «количество принципов управления беспредельно... изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

1.       Разделение  труда — принцип, цель которого  «производить больше и лучше  при тех же усилиях». Специализация, является одной из примет естественного  порядка вещей. Он считал, что  «разделение труда имеет свои  границы, определяемые как нашим  опытом, так и чувством меры».

2.         Власть — «право отдавать распоряжения  и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и «личный» авторитет (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной.

3. Дисциплина — «по  сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению  и внешним знакам почтения, соблюдаемым  в соответствии с существующим  между фирмой и работниками  соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.

Информация о работе Предмет, сущность и содержание теории управления