Предпринимательство и меценатство в России (Алексеевы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины и др.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела".

Содержание

Введение 3
Глава I Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6
1.1. Определения понятий «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9
1.2 Этапы формирования меценатства и благотворительности. 12
1.3 История предпринимательской деятельности в России 15
Глава II Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23
2.1 Традиции благотворительности и меценатства в России. 28
2.2 Представители русского меценатства 31
Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48
Заключение 51
Список использованных источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.docx

— 119.92 Кб (Скачать файл)

 

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ  А.М.ШИРОКОВА»

 

 

 

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

 

по дисциплине Продюсерство и менеджмент

на тему: «Предпринимательство и меценатство в России (Алексеевы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины и др.). »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гуманитарного факультета 

3курс, группа 3211110,                                                                 Позник А.А.

 

 

 

Руководитель                                                                       Савостенок П.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава I   Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6

1.1. Определения понятий  «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9

1.2 Этапы формирования меценатства  и благотворительности. 12

1.3 История предпринимательской деятельности  в России 15

Глава II   Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23

2.1   Традиции благотворительности и  меценатства в России. 28

2.2   Представители русского меценатства 31

Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48

Заключение 51

Список использованных источников 52

 

Введение

 

 

 

 

Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить: 
У ней особенная стать — 
В Россию можно только верить.

                                      Ф. Тютчев

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Россия - ее любят и не любят, ею восхищаются, ее критикуют, ее боятся. В ней всегда была, есть и будет загадка. Многие иностранцы хотят и не могут, да и никогда не смогут, понять ее удивительную душу, ее людей. Она не похожа ни на какую другую страну. В ней все особенно. Даже простое и понятное она преподносит с необыкновением.  И в это простое входит повседневная жизнь –  труд, отдых, культура, образование, здравоохранение и т.д. Во всех отраслях человеческой деятельности существуют свои «изюминки», нюансы, точки определения, в том числе и в благотворительно-спонсорской сфере, и в бизнесе.

Теоретическое исследование благотворительной  и предпринимательской деятельности в России началось гораздо позже, чем практическая. Таким образом, точно выявить особую модель благотворительной и предпринимательской деятельности трудно. Чтобы понять систему этой деятельности, следует рассматривать ее отдельно по каждой временной эпохе.

На данный, современный, момент нашей  жизни, существует большое количество литературы связанной с рассматриванием  темы о русском меценатстве, спонсорстве  и благотворительности. Эти понятия (благотворительность, меценатство  и спонсорство) близки по определениям, но все-таки имеют некоторые различия. Изучением темы и созданием учебных материалов, в этих областях и внеся большой вклад, занимались такие яркие ученые как: А.А. Бессолицин  «История российского предпринимательства», В.А.Сущенко «История российского предпринимательства», В.Б.Перхавко « История русского купечества»,         С. Новикова «Из истории отечественного меценатства», В.П. Хорькова «История предпринимательства и меценатства в России», Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России : основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.), а также Е.Лопухина, В.Калинин, А.Аронов, М. Гавлин и многие другие.

В данной курсовой работе рассматривается  историческая последовательность развития предпринимательской и меценатской деятельности в России. А также наиболее ярчайшие представители этой деятельности. Такие семьи как Алексеевы, Щукины, Бахрушины, Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Найденовы. А также представители сибирского купечества, так как Петроград и Москва были хоть и центрами (как в политическом, так и в культурном плане), но такая деятельность как меценатство и предпринимательство была свойственна всей великой Россией.

В ходе данной работы, должны выявляться основные характерные моменты благотворительной деятельности, направленность средствовложений русских меценатов, а также предпринимательская сущность денежных вложений. И в результате узнать на каком этапе находится сейчас предпринимательская и благотворительная деятельность(ее плюсы и минусы) и что ждет ее в дальнейшем.

В отличии от спонсорской деятельности, о спорах когда она точно появилась  и как, то история предпринимательства  более прозрачна. Даже в русских  народных сказках можно увидеть  древнюю купеческую Русь (Аксаков  «Аленький цветочек»).

В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской  деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство обязывает", - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.

Таким образом в курсовой работе отслеживаются тенденции и особенности  развития меценатства, особенности  предпринимательской деятельности, яркие представители этого рода занятия и как эта история  отпечатывается на современном этапе  жизни.

 

 

 

 

Цель: 

 

Выявить особенности русского предпринимательства и меценатства на исследовании их истории и представителях.

 

 

Задачи:

 

  1. Охарактеризовать культуру России, как формирующую  базу меценатства.

 

  1. Рассмотреть основные виды исторической предпринимательской деятельности.

 

  1. Описать основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей.

 

 

  1. Рассказать о самых ярких представителях спонсорской деятельности.

 

  1. Проанализировать состояние современного состояния спонсорства и предпринимательства.

 

 

 

Глава I   Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства.

 

 

Русская традиционная культура всегда очень сильно отличалась от западной, даже тогда, когда ПетрI проводил свою легендарную культурную реформу, (сущность которой заключалась в том, что Россия будет следовать европейскому культурному жизненному укладу),привела к тому, что все равно русское общество даже в европейском модном платье и с элегантной стрижкой и прической, сумело сохранить традиционность. Т.е произошло слияние русской и западной культуры. Тем самым создавая новую структуру культуры.

 Культура русского общества славиться своей открытостью, душевностью – отсюда и выражение: «Душа нараспашку». Культура является определителем всей общественной жизни людей в целом.

 Если рассматривать русскую культуру в разных временных периодах, то можно увидеть, что были и в то время люди, которые могли называть себя предпринимателями. Рассмотрим на примерах:

     Древняя Русь. Во времена Древней Руси, еще до принятия Христианства, т.е. во времена язычества, человек был очень суеверен и поклонялся различным божествам живого и неживого миров. В традиционном обществе праздники и обряды были неотделимы от основного хозяйственного уклада жизни. В то время люди следовали народному календарю – встречали и закликали весну, на Пасху любовались «игрой» - переливами солнца, на масленицу стремились «помочь» в извечной борьбе весны с зимой. На Троицу и Духов день давали отдых земле-кормилице, потому что и у неё бывает день именин, Купала, Богач, верили, что со Сдвиженья земля засыпает на всю зиму до Благовещенья, и не тревожили её, Колядки и снова встречали весну. После принятия Христианства на Руси устанавливались рамки православия со своими правилами, и тем самым языческие праздники приобретали новые окраски и параллельно были связаны с православными празднетствами. И все эти праздники сопровождались массовыми шумными гуляньями и балаганами. Тем самым и продажами (ярмарками) различной продукцией (предпосылки предпринимательства). Следует отметить, что, уже в то ранее время были налажены морские пути, и купцы (а ныне их можно назвать и предпринимателями) привозили из разных стран, а также ближних стран различные ткани, украшения, сладости, пряности и т.п.

XVIII век для России был переходным  моментом, а для ярмарочной площадной культуры он стал и отправной точкой, началом яркого и сложного пути. В это время происходил стремительный рост городов и быстрое развитие промышленности, благодаря которой в городах стала развиваться активная внутренняя торговля, и, следовательно, она привела к созданию единого общероссийского рынка. В результате стали появляться ярмарки, а вместе с ними и ярмарочно - площадная культура.

Уже к началу к 1830-х годов в  России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок,  и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек [25,с.97 ].

Касаясь опять же культуры, и, причем культуры простого населения, то с XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия не могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств[2, с. 83]. В.О.Ключевский отмечал, что ещё с середины XVII века на русское общество "стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями", причём это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор. Следует напомнить, что XVII-XVIIIвв. – это время Петровских реформ, благодаря которым, русское общество стало смотреть и повторять за Европой, а в частности за Францией. Тем самым дав хороший толчок предпринимательским связям и большое распространение западных продуктов на территории России, которые имели огромный спрос у русского населения (разумеется это относилось, в большей степени к знатному населению). В эту эпоху возникли первые промышленные предприятия на подобии мануфактур, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Реформы коснулись почти всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Во все времена был большой  разрыв между бедным и знатным слоями населения. Знать – Дворяне – Мещане – Купцы – Свободные крестьяне – Крепостничество. К сегодняшнему дню некоторые классы исчезли или модифицировались, или появились новые; но всегда следовало поддерживать низших, для того чтобы не случалось восстаний, болезней, всегда была рабочая сила для предприятий и т.п. Тем самым организовывалась различная помощь бедным слоям населения, к нашему временю такую помощь, к примеру можно назвать, как «профсоюзная помощь». Но в эпоху Петра, Екатерины, Елизаветы, Анны и др. последующих царей, эту помощь можно назвать условной.

Таким образом, следует отметить, что  образ жизни общества очень сильно влиял на развитие предпринимательской  деятельности, а внешние и внутренние политические факторы давали импульс к существованию благотворительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

    1. Определения понятий  «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство».

 

 

 

Ранее (еще в царскую Россию) термин «предпринимательство», относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. В течение многих лет существования предпринимательской деятельности сформировалось большое количество определений данного понятия. И чтобы лучше понять суть понятия «Предпринимательство», то предлагается вариант с совмещенными понятиями из разных источников в одно понятие.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Она может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Иными словами предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

 

Понятия благотворительность и  меценатства также за свою длинную  историю обрели множество своих  определений. «Меценатство» и «благотворительность» – понятия, которые нераздельно связаны друг с другом в русской истории. Так как родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть истоки последнего в толще многих столетий. А также  бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет разделить понятия «меценат» и «спонсор». В данной курсовой работе были выбраны наиболее яркие и определяюще – точные определения.

Информация о работе Предпринимательство и меценатство в России (Алексеевы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины и др.)