Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа
В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела".
Введение 3
Глава I Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6
1.1. Определения понятий «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9
1.2 Этапы формирования меценатства и благотворительности. 12
1.3 История предпринимательской деятельности в России 15
Глава II Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23
2.1 Традиции благотворительности и меценатства в России. 28
2.2 Представители русского меценатства 31
Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48
Заключение 51
Список использованных источников 52
Меценатство – 1) это одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета[9,с.218 ].
2) термин, обозначающий благотворительную, покровительственную деятельность и помощь всем, кто в ней нуждается.
Благотворительность – это 1) Безвозмездное деяние, направленное на оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Причем помощь может быть оказана лично, непосредственно нуждающемуся, или через государственные и общественные организации, действующие на частные и общественные пожертвования. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) [19,с.27 ].
2) Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
3) Действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.
4) Это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи [24,с.98 ].
5) Негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.[24,с.103]
6) Безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия [24,с.102 ].
7) Оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие.
8) это перераспределение
Спонсорство – это термин появившийся уже в современном мире, который обозначает: (по законодательству) осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем [13,с.213 ].
Таким образом, выявляется, что понятия «Благотворительность», «Меценатство», «Спонсорство», очень близки по своему содержанию. И в зависимости от периода времени в истории имели свои трактования и условные обозначения.
Во многих литературных изданиях существует
периодизация в формировании благотворительной
деятельности. Тем самым создавая
более ясную картину
Принято выделять 10 этапов – от предыстории, т.е до XVI века, до 1917г XX века.
I этап - Предыстория благотворительности.
[До середины XVI в.] Взаимоотношения власти
и общества с социальными группами, нуждающимися
в помощи, регулируются почти исключительно
традициями крестьянской общины и церковного
нищелюбия.
II этап – [середина XVI в.до начала
XVIII в.] от 13 –го царского запроса Стоглавому
собору о судьбе увеченных и престарелых,
которые умирают по городам «без покаяния
и причастия, никем не берегомы», есть
первое свидетельства нового понимания
роли нищенства и признание бессилия традиционного
нищелюбия. Данный период характеризуется
нарастающим обмирщением благотворительной
деятельности. Церковь сама выступает
инициатором участия в благотворительности
как государства (постановление Стоглавого
собора о строительстве «шпиталей» под
управлением «градских целовальников»),
так и частной инициативы. Однако наступивший
затяжной социальный кризис приводит
к тому, что государственная деятельность
в этой области носит лишь спорадический
характер (от государственной помощи голодающим
при Борисе Годунове до первого «рассмотрения
нищих» и запрета неорганизованной милостыни,
проектировавшихся при Федоре Алексеевиче).
То же можно сказать и о первых попытках
частных благотворителей (больница Ф. М. Ртищева).
III этап – [начало XVIII в. до 1760-х гг.]
– Характеризуется Петровской попыткой
создать единую систему общественного
презрения методами жесткого государственного
принуждения и регулирования. Подавление
церковной и частной инициативы. Жестокие
законы против нищих. Вместе с тем законодательное
признание обязанностей государства по
социальной поддержке некоторых групп,
требующих помощи (отставных и увечных
воинов и незаконнорожденных) и укрепление
традиций частной благотворительности
там, где цели государства и общества совпадают.
Частная благотворительная деятельность
переживает в это время латентный период
развития. После смерти Петра созданная
им система деградирует.
IV этап – [1760-х гг. до конца XVIII в.] -
Екатерининскиt реформы как попытка урегулирования
не только средств частной благотворительности,
но и ее инициатив. Смягчение законодательства
против нищих, признание социальной ответственности
государства (общественные работы в голодающих
губерниях, создание системы запасных
хлебных магазинов), а также обязанности
владельцев и общин по поддержанию всех,
впавших в нищету. Нарастающий поток частных
благотворительных инициатив, как в рамках
созданных учреждений, так и вне их.
V этап – [началo XIX в. до 1816-1817 гг.] - резкий
подъем частной благотворительности,
связанный вначале с иллюзией гармоничного
сотрудничества власти и общества («дней
Александровых прекрасное начало»), а
затем с патриотическим подъемом, вызванным
наполеоновскими войнами. Создание первых
благотворительных обществ. Осознание
особой роли в прессы в развитии благотворительности.
VI этап – [1817 г. до конца 1830-х гг.] -
глубокий спад благотворительной деятельности,
вызванный экономическими трудностями
после военного времени и прогрессирующим
объединением дворянства, снижением патриотических
настроений, новой попыткой правительства
ввести благотворительность в жесткие
рамки преподанных государством правил
и полного подчинений ее целям, одобряемым
государством (создание Императорского
Человеколюбивого общества и ряд других
законоположений). Начало деградации в
деятельности Приказов общественного
призрения.
VII этап – [началo 1840-х до начала 1860-х
гг.] - Развитие благотворительности при
нарастающем несовпадении целей государств
и общественности. Включение в благотворительную
деятельность новых социальных слоев
– купечества, мещанства, интеллигенции.
Смена социальных приоритетов благотворителей
(на первые позиции выходит поддержка
народного образования и здравоохранения).
Выработка новых форм организации и финансирования
благотворительности.
VIII этап – [началo 1860-х до начала 1880-х
гг.] - Резкий подъем благотворительности,
вызванный государственным признанием
появившихся ранее социальных приоритетов
и форм благотворительной деятельности,
а также патриотическим подъемом накануне
и вовремя русско – турецкой войны.
IX этап – [1881-1892 гг.] - некоторый спад
благотворительной деятельности, вызванной
общественной неудовлетворенности итогами
пореформенного развития и пережитым
обществом после цареубийства шоком.
X этап – [1892 – 1917 гг.] - новый резкий
подъем благотворительности (с небольшой
паузой, приходящейся на годы первой русской
революции), вызванной осознанием голода
1892 г. как общенародной беды, справиться
с которой власти оказались не в состоянии.
На этом этапе большинство благотворителей,
действовавших в рамках земских и частных
учреждений, все больше осознают свою
деятельность как оппозиционную и с возрастающей
тревогой и неудовлетворенностью осознают
разрыв между результатами своих усилий
и резким ростом социальных групп, нуждающихся
в помощи. Вместе с тем выделяются виды
и области благотворительности, участие
в которых воспринимается как поддержка
власти (большинство Домов трудолюбия,
обществ народной трезвости, Белого и
Синего Креста, Императорское Человеколюбивое
общество и т.п.). Некоторые благотворительные
акции приобретают явный оттенок пропаганды
[18,с.56-58 ].
Таким образом заканчивается век традиционного меценатства, но не заканчивается вовсе, просто начинаются новые особенности, новое развитие, может даже можно его назвать коммерческим и корыстным, но все-таки оно есть.
В древнерусском государстве
Центрами развития предпринимательства на Руси были города, в которые привозили огромное количество различных товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.
Купцы в Древней Руси не
были выделены в отдельное
сословие. В предпринимательской
деятельности принимали участие
все слои общества (в том
числе князья и бояре). По словам
византийского императора
Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.
Первый русский свод законов
"Русская правда" был пронизан
духом предпринимательства. Он мог
возникнуть только в обществе,
где важнейшим занятием была торговля,
а интересы жителей тесно
связаны с результатом торговых
операций. В своде законов четко
были определены такие понятия
как краткосрочный и
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений.
По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде[3,с.36-38 ].
В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.
Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины,Светешниковы, Веневитиновы и другие.
Москва XV века, по свидетельству
многих иностранцев, бывших
там, отличалась особым
изобилием дешевых
съестных продуктов,
что свидетельствовало о
Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой,Крымом, Кафой, Азовом и другими странами.
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок[6,с.87 ].
В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы.
Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.[6,с.94 ]
Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были в основном ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали.
Сфера деятельности
русских купцов и
В экономическое
освоение огромной территории
России предприниматели вложили
гигантские усилия. Осуществляя
торговлю теми или иными
товарами, они нередко принимали
участие в организации их
Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству. Очень характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Для развития индустриального
предпринимательства при
Петре I создаются специальные