Предпринимательство и меценатство в России (Алексеевы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины и др.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела".

Содержание

Введение 3
Глава I Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6
1.1. Определения понятий «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9
1.2 Этапы формирования меценатства и благотворительности. 12
1.3 История предпринимательской деятельности в России 15
Глава II Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23
2.1 Традиции благотворительности и меценатства в России. 28
2.2 Представители русского меценатства 31
Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48
Заключение 51
Список использованных источников 52

Вложенные файлы: 1 файл

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ.docx

— 119.92 Кб (Скачать файл)

Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли купцы, торговавшие  в Монголии и Китае. Они содействовали  снаряжению научных экспедиций, сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения  ученых, собирали экспонаты и целые  коллекции для музеев России. В  дневниках и научных отчетах  экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности купцам за помощь и содействие.

Некоторые торговцы во время своих  поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике.

В то время направления и масштабы меценатской и благотворительной деятельности определяли личностные характеристики  российских предпринимателей. Многие из российских предпринимателей и меценатов острее чувствовали, чем современники потребности общества, отдавали талант, ум, энергию общественно полезному делу.

Таким образом, следует отметить, что  история благотворительной и  меценатской деятельности была существенной и для некоторой части знати обязательной, со стороны духовной жизни. 
Высокая степень личного непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия – все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы:  
1) Личностные качества, их ведущие интересы духовных потребностей, общий уровень образования и воспитанности, высоконравственные мотивы благотворительности дают основания утверждать, что они были истинные интеллигенты. 
2) Масштабы сделанного меценатами в России в середину XIX века, прослеживая сам механизм благотворительности, учитывая реальное воздействие меценатов на все сферы бытия, следует, что отечественные меценаты и благотворители в России «золотого века» - новое образование.

Меценатство и благотворительность, как социально –культурное  явление выполняло  некоторые функции: 
 
1) Коммуникативная. Культурные учреждения созданные меценатами, организации просветительских мероприятий способствовали сближению высокой и массовой (народной) культуры в России. Меценатство выступало в роли между этими двумя структурными состовляющими культуры. Они содействовали сохранению произведений российской и зарубежной культуры для потомков. 
2) Формирование социально – культурного сознания общества. Музеи, театры, галереи, выставки, созданные при финансовой поддержки меценатов, влияли на социальный облик россиян в конце XIX - начала XX столетий, способствовали формированию и определению социального сознания людей, их ценностных ориентаций, готовности к восприятию инноваций в различных сферах жизни общества. 
3) Функция «социальной памяти». Театральный музей А. А. Бахрушина, Третьяковская галерея, МХАТ существуют и в настоящее время. Спектакли, поставленные во МХАТе, экспозиции, организуемые в художественной галереи и музее, способствуют приобщению современной публики к российской и зарубежной культуре, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.1   Традиции благотворительности и  меценатства в России. 

Актуальность проблематики благотворительности  и меценатства связана с переходом  страны к рыночной экономике. При  общих закономерностях рынок  в дореволюционной России имел национальные специфические черты, связанные  с историческими и религиозными особенностями формирования общества. Не случайно говорят о "русском  феномене" - удивительном сочетании  противоречивости характера русских  предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки. Россия в начале XX века относилась к  числу самых динамично развивающихся  стран мира, и в этом прямая заслуга  предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический  интерес. Формирующийся сегодня  новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

Россия – является очень духовной страной. Об этом неоднократно писали В.Ключевский, Н.Бердяев, Н. Лосский  и другие выдающиеся мыслители. С  этим связана и своеобразная этика  русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Со времен Древней Руси купец был  самый образованный, информированный, коммуникабельный представитель общества, который смело и расчетливо вступал  в торговые отношения. Это проявлялось  во все времена, однако, в наибольшей степени - во второй половине ХIХ - начале XX вв. Именно этот период характеризуется  взлётом духовных, творческих сил  нации, что нашло выражение в  социально-экономическом росте, в  блестящих достижениях русской  литературы, музыки, театра, живописи, что в свою очередь, оказало сильное  влияние на всю мировую культуру. С возрождением духовности связан выход  страны из экономического кризиса, возрождение  России как великой державы. Благотворительность  и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того, чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты».

Эти люди были либо выходцами из предприимчивого  дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.

Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически  образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев  и унаследовали от них особое отношение  к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение  предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а  как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или  судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование  и потребует по нему отчета, что  выражалось отчасти и в том, что  именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и  смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство  обязывает", - говорил банкир и  предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших[10,с.46 ].

Очень много существует ярких личностей, которые принесли для культуры и общественного процветания не только огромные средства, но свою энергию и жар души. О некоторых из них, таких как П.М. Третьяков, написано немало книг. О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части.

Немаловажную роль играла в благотворительности  заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении  народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими  средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д. Благотворительность как форма  помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип  христианства. Многие из семей предпринимателей, как упоминалось ранее, являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной. В пореформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся.

Таким образом, можно утверждать, что  религиозные воззрения являлись самым значительным фактором, побуждавшим  предпринимателей к благотворительности  и меценатству. Старообрядческие корни  сохранялись в большей степени  в семейных традициях московского  купечества в сравнении со столичным, петербургским. Это сказалось и  на меценатстве, которое в Москве проявлялось в более разнообразных  формах и крупных денежных суммах. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание императора Александра III при посещении им Третьяковской  галереи. Государь сдержанно поблагодарил П. М. Третьякова за его собирательную  деятельность и патриотическое намерение  принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин  России мог сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного  нет».

 

 

2.2   Представители  русского меценатства

 

Труд. Созидание. Щедрость. Все это  было присуще русским меценатам  — людям необыкновенной души.

 

Морозовы.

 

С этой легендарной фамилией идет представление о влиянии и  расцвете московской купеческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько  самостоятельных и ставших различными ветвей, всегда сохраняла значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде благотворительных и  культурных начинаний. Диапазон культурной деятельности был чрезвычайно велик. Он захватывал и «Русские ведомости», и философское московское общество, и Художественный театр, и музей  французской живописи, и клиники  на Девичьем поле.

В этой семье насчитывалось к  началу XXв пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности, и в общественности. Эта семья сохраняла долгое свое руководящее влияние.

Основателем морозовской семьи  был Савва Васильевич Морозов, начавший свою деятельность вначале XIX века, после московского пожара, когда сгорел ряд прежних московских фабрик. С этого времени под влиянием благоприятного таможенного тарифа начался подъем в хлопчатобумажной промышленности.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. Тимофей Саввич был основателем  одной из первых морозовских мануфактур – Никольской. Он тратил немало средств  на разные культурные начинания, в частности  на издательство, которое он осуществил с помощью своего  зятя, профессора Ф.Г. Карпова. У Тимофея Саввича  было два сына и три дочери –  Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. Сергей Тимофеевич дожил до глубокой старости и умер в эмиграции. Ему принадлежала честь создания в Москве Кустарного музея в Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного искусства. У Саввы Тимофеевича было четверо детей: Мария, Елена, Тимофей и Савва Саввичи. Мария Саввишна занималась благотворительностью, была очень добрая, но это дело не ладилось. Над ней добродушно подсмеивались и называли «Мария Саввишна, Вчерашна Давишна» [16,c.175].

Савва Тимофеевич был человеком  разносторонним и многим интересовался. Он сыграл большую роль в судьбе Художественного театра. Для создания нового театра, цели и задачи которого сильно отличались от всех тогда действовавших, нужны были значительные средства, которых у инициаторов этого дела Станиславского и Немировича-Данченко просто не было. Городская дума на их просьбу не откликнулась. Богатейшие люди Москвы отделались небольшими суммами, что давало им право занимать место в первых рядах партера и щеголять перед всей Москвой своей благотворительностью. Всех этих средств было не достаточно для театра, который, с весьма умеренными ценами на билеты. Один С. Морозов сразу же внес 10 тысяч рублей. Всего в первый год существования театра он истратил на него 60 тысяч рублей. Постепенно его пожертвования стали для театра главным источником поступления средств. Причем следует отметить, что С. Морозов старался не выпячивать свою роль в судьбе театра. Он всячески старался сохранить коллективную форму его финансирования, убеждал других предпринимателей вносить свои деньги, хотя их скромные пожертвования существенной роли не играли.

Однако недоброжелатели все-таки не преминули упрекнуть С. Морозова  за его увлечение театром, а руководителей  театра – за получение денежной помощи от известного фабриканта. Так, признанный король фельетонистов, театральный  критик и редактор газеты «Русское слово» В. Дорошевич напечатал статью «Искусство на содержании», осуждавшую и театр и помогающего ему  «ситцевого фабриканта». Не обращая  внимания на подобные мелочные уколы, Савва  Морозов в апреле 1902 г. собственноручно  занялся реконструкцией театра. Он лично наблюдал за стройкой, вникал во все детали и даже часто оставался  ночевать в театре, хотя совсем недалеко находился его роскошный особняк. М. Горький описал весьма характерную  сцену, как, «стоя на сцене с рулеткой в руках, в сюртуке, выпачканном  известью, Морозов, пиная ногой какую-то раму, досадно говорил столярам: «Разве это работа». Он и сам пилил, забивал, красил и даже разработал особую технику световых сценических эффектов.

 Им были заказаны за границей  многие новейшие технические  приспособления для сцены и  усовершенствованное электрическое  оборудование. Морозов не только  поддержал театр материально,  но и встал в ряды его  деятелей, не боясь самой трудной,  неблагодарной и черной работы.

Семьей Морозовых было создано  много благотворительных учреждений, в частности университетские  клиники. Самым значительным был  институт для лечения раковых  опухолей при Московском университете. Про эту клинику Рябушинский  говорил. Что она представляла собой  целый город. Далее были университетские  психиатрические клиники, детская больница имени В.Е. Морозова, городской родильный дом имени С.Т. Морозова, богадельня имени Д.А. Морозова. В.А. Морозовой было устроено ее имени начальное ремесленное училище и С.Т. Морозовым – музей кустарных изделий. Наконец, Морозовыми был сооружен прядильно-ткацкий корпус при Московском техническом училище и организована соответствующая кафедра по текстильному делу[12,c.47].

Информация о работе Предпринимательство и меценатство в России (Алексеевы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины и др.)