Приемы мерчандайзинга в аптеках г. Барнаула («Доктор Сотникова», «Первая помощь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Еще недавно российские потребители имели относительно небольшой выбор товаров, однако переход к разнообразию предложений на розничном рынке не мог не сказаться на поведении уставших от однотипности и дефицита товаров людей. Стремление покупателей к разнообразию сказалось и на работе магазинов, для которых основной целью последних лет стало наращивание количества товарных позиций, расширение и углубление ассортимента. Отсутствие устойчивого мотива предпочтения конкретного товара или торговой марки показало, что розничный торговец может оказать непосредственное влияние на выбор покупателя. Действительно, если различия между конкурирующими товарами кажутся несущественными, но один из них представлен более выгодно, потребитель, скорее всего, приобретет именно этот товар.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовый вариант.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

-места расположения  товаров в магазине можно разделить на две основные категории - сильные места и слабые.

-как правило,  покупатели избегают мест: шумных, темных, грязных и плохо освещенных

-так как исследования  показали, что 66% потребителей принимают  решение о покупке в торговой  точке, информация и демонстрация товара в магазине или аптеке часто оказывает решающее влияние на решение о покупке.

- также  не  стоит забывать и о рекламе  в аптеке, так как это может  повлиять на выбор товара потребителем.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование приемов мерчандайзинга, на примере сети аптек «Доктор Сотникова», «Первая помощь».

 

 

 

2.1 Исследование  приемов  мерчандайзинга в   аптеке «Доктор Сотникова».

Результаты исследования (анкетирование):

В анкетировании  приняли участие 82 респондента. Это жители  г. Барнаула разных возрастов (от 18 –до 67) лет и профессий.

По результатам  анкетирования, можно сделать следующие  выводы.

по половозрастной характеристике- 70% девушки и женщины, 30% мужчины. Младше 20 лет-10%, 20-30 лет -39-%,30-40лет-27%, 40-50лет-17%, старше 50 лет -7%.Исходя из этого, можно сделать выводы, что чаще всего посетителями аптек, являются женщины. По возрасту, чаще всего, посещают аптеку люди в возрасте 20-30 лет. Реже - младше 20 лет и старше 50лет. Это совершенно оправдано, так как людям возраста старше 50 лет, нужна помощь фармацевтов, и чаще всего они приходят с рецептами от врачей, что же касается людей младше 20 лет - это подростки, которые в аптеках бывают крайне редко, и в основном, нужные им лекарства, приобретают родители. Соответственно наиболее  частыми посетителями аптек являются люди в возрасте от 20-30 лет, которые  заводят семьи, так как они становятся самостоятельными, у них, как правило, собственный заработок.  По опросу видно, что люди от 30 - 40 лет реже посещают аптеки самообслуживания.

 На вопрос  часто ли вы посещаете аптеку, респонденты ответили:   регулярно- 30 % , чаще всего  этот вариант  выбирали респонденты в возрасте 30-40 лет; 50 % -время от времени, этот  вариант выбирали респонденты  в  возрасте 20-30 лет, 30-40 лет; редко -15%.

 Следующий  вопрос, приятно  ли вам находиться  в аптеке, при опросе посетителей  аптеки «Доктора Сотниковой», выяснилось, что 50% опрошенных приятно, а 50 % неприятно, значительно отличается от результата опрошенных посетителей аптеки «Первая помощь».

Далее идет блок вопросов, касающихся непосредственно мерчандайзинга, Достаточно ли   освещение в аптеке?

В данном вопросе  аптека, «Первая помощь» лишь на 7% процентов опережает аптеку «Доктор Сотникова». В основном ответы респондентов положительные.(82%, 75%)

На вопрос ощущаете ли вы запахи в аптеке, посетители, как  аптеки» Доктор Сотникова» «Доктор Сотникова», так и аптеки «Первая помощь», ответили  «да», и лишь малая часть респондентов ответили «нет».(18%).

На вопрос, удобно ли вам доставать товар с полок, посетители  аптеки  первая помощь ответили положительно (80%),  посетители аптеки доктор Сотникова 67%.

Быстро ли вы находите нужный вам товар? Быстрее  ориентируются посетители аптеки первая помощь- 65%, «Доктор Сотникова» -55%,но все же эти показатели далеки от идеала, и соответственно мерчандайзинг данных аптек нуждается в корректировки.

Вывод. Проведя  исследования в аптеках, «Первая помощь» и «Доктор Сотникова», можно сказать, что аптеки самообслуживания посещает  реже, чем закрытые аптеки. Молодым и активным людям проще ориентироваться и выбирать продукцию, чем людям старшего возраста. Пожилые люди не всегда могут самостоятельно, выбрать нужный им товар,  не совсем понимают систему мерчандайзинга и поэтому путаются. На стеллажах, как правило, расположено множество различных препаратов, названия которых написано  мелким шрифтом, поэтому проще будет пойти в закрытую аптеку. Среди покупателей  аптеки в целом лидируют покупатели до 30 лет. Так как респонденты отвечали, что они не всегда  могут быстро найти нужный товар, соответственно, можно сделать вывод, что нет указателей между стеллажами, либо они очень маленькие,  возможно, неправильно сделана выкладка товара на полках. Так же  посещаемость аптек самообслуживания зависит и от типа людей, некоторые люди любят пощупать, понюхать товар, почитать инструкции к применению, рецепты, их называют кинестетиками, а некоторым это совсем не важно. Некоторые люди посещают аптеки самообслуживания, потому что там больший выбор продукции, больше альтернатив.  Таким образом, факторам,  которые в состоянии изменить  руководство аптеки (ассортимент медикаментов, уровень обслуживания,  общая  атмосфера  в аптеке, наличие информационной  службы,  часы  работы  аптеки,  расположение товаров  в  торговом  зале),  придается  со  стороны   покупателей   большое значение. Факторы,  на  которые  руководство  аптек  может  оказать  меньшее влияние,  неудобное  расположение  аптеки   (может быть   отчасти   компенсировано созданием удобной парковки, развешиванием  рекламных  указателей,  созданием службы  доставки)  и  цены,   хотя   и   играют значительную роль, но,   не  являются  тотально  доминирующими в глазах покупателя.

 

Глубинное интервью

 

В исследовании принимало  участие 8 человек, 4 мужчин в возрасте от 20- 53 лет, 4 женщины в возрасте 20- 46 лет. 2 мужчин и 2 женщины являются посетителями аптеки «Доктор Сотникова», остальные респонденты, являются посетителями  аптеки «Первая помощь».

Результаты исследования. ( аптека «Доктор Сотникова»)

Респондентам было предложено ответить на 5 открытых вопросов.

Вопрос 1. Какие впечатления  у вас возникают, в связи с  названием аптеки «Доктор Сотникова»?

Первая впечатления  у трех из опрошенных респондентов были таковы:

-Нет ощущения, что  находишься в больнице, в отличие от аптек, в которых бывали раннее.

Лишь один из респондентов ответил иначе.

-Возникает ощущение, что находишься в «заграничной»  аптеке. 

( так ответило 2 респондента  из 4).

-яркость цветов (имеется  ввиду, дизайн аптеки).

-удобство, так как аптека самообслуживания.

-хорошая косметика  (так ответили 2 респондентки).

-вежливые продавцы- консультанты.

 

 

Вопрос 2. С какими цветами  у вас ассоциируется аптека «Доктор  Сотникова»?

2 респондента ответили: белый, зеленый, 1 респондент: белый,  зеленый, желтый, и еще 1 респондент ответил, белый, голубой.

Фирменными цветами  аптека, является белый и зеленый.

Вопрос 3.Приятно ли вам  находиться в аптеке? Чувствуете ли вы запахи в аптеке? Нравится ли вам  оформление аптеки? Достаточно ли освещения?

Респонденты ответили следующим образом:

2 респондентов ответили, что они чувствуют запахи  в  аптеке, и от этого им не  очень приятно находится в  ней, но при этом им нравится  оформление аптеки, нравится, то, что  имеется большое разнообразие  товаров, всегда много выбора и то, что в аптеке доктор Сотникова, в отличие от других аптек продается разнообразная косметика, большой выбор детских товаров и детского питания.

1 из респондентов сказал, что он чувствует запахи в  аптеке лекарственных препаратов, но не обращает на это внимание, это не является решающим в выборе товаров, лили нахождении  в аптеке.

Еще 1 респондент ответил,  что он чувствует запахи в аптеке, но старается пересилить себя, так  как ему нравится данная аптека, он является постоянным ее клиентом, соответственно его устраивает в этой аптеке все, и оформление в том числе. Особенно приятно находится в аптеке, так как, находясь внутри нее, не ощущаешь себя как в больнице. И также все респонденты подметили то, что в аптеке  доктор Сотникова, очень приветливые и доброжелательные консультанты, и очень удачное цветовое решение. Все 4 респондента ответили, что освещение  в аптеке очень удачное, и даже приходя в темное время суток, все прекрасно видно и можно прочитать  в любой точке зала.

Вопрос 4.Удобно ли вам  доставать товар с полок?

Все респонденты ответили так:

Что бывают такие случаи, когда им не очень удобно доставать  товар с полок, так как в  аптеке очень большой ассортимент  и некоторые товары  располагаются  на полках не удобно, высоко, или далеко, и тогда, приходится обращаться к консультантам.

Вопрос 5. Считаете ли вы правильным расположение товара на полках?

 все 4 респондента  ответили, что расположение товара  на полках их устраивает, товары  расположены удобно и логично.

Вопрос 6.Быстро ли вы находите нужный вам товар?

1 респондент ответил,  да быстро, практически ни когда  не пользуюсь услугами продавцов-  консультантов.

1 респондент ответил,  что в большинстве случаев,  сразу, зайдя в аптеку, обращается  за помощью к продавцам-консультантам.

у 2 оставшихся респондентов было схожее мнение: товар, который является более известным и обыденным в использовании, находится быстро, так как респонденты, являются постоянными посетителя это аптеки, то они знают, где расположен нужный и приобретаемый ими раньше товар. А что касается товаров ранее не находившихся в пользовании респондентов, их найти сложнее. Это свидетельствует о том, что  не достаточно информации о том, где расположен товар, т. е. не достаточно визуальных элементов, как источников информации, облегчающих восприятие и поиск нужного товара.

Вопрос 7. Пользуетесь  ли вы рекламными  материалами в  аптеке, и ориентируют ли они вас  в выборе товара?

Большинство респондентов ответили:

Иногда, респонденты пользуются рекламные буклеты,  для того, что бы скоротать время, когда находятся на кассе, или когда консультант помогает в выборе товаров.  1 из респондентов ответил: если буклет привлекает к себе внимание яркостью или, прочитав обложку, и увидев, слово новинка, я беру буклет и читаю информацию, но это не является главным в выборе товаров, которые я покупаю.

 

Выводы: по первому вопросу  уже можно сделать выводы, что  респонденты, очень хорошо относятся  к данной аптеке, так как их впечатления  о названии, только положительные. По узнаваемости фирменных цветов, всего  один респондент, назвал неправильный цвет голубой, но все де основной цвет белый, он назвал верно, все остальные респонденты ответили правильно.

Несмотря на, то, что  все респонденты чувствуют запахи препаратов в аптеке, для них это  не является решающим фактором, в выборе аптеки. В данной аптеке им нравится как оформление, так и разнообразие продукции, альтернативный выбор товаров. Но при этом разнообразие товаров затрудняет  удобство, когда респондент самостоятельно находит нужный товар, но не всегда может его достать, так как препараты расположены очень близко друг к другу.  В вопрос быстро ли вы находите нужный вам товар,

мнение респондентов разделилось, некоторые респонденты, сразу зайдя в аптеку просит помощи в выборе товаров у консультантов, это говорит о том , что им не удобно самостоятельно выбирать товар. Некоторые респонденты ответил, что наоборот практически ни когда не пользуется помощью консультантов, еще 2 респондента ответили, что когда товар им не известен, они обращаются за помощью к консультантам, что так же свидетельствует о то, что товары не знакомых марок, найти самостоятельно сложно, это означает, что мерчандайзинг не совсем правильно организован. Рекламными материалами респонденты пользуются в аптеке с  целью, что бы скоротать время, когда ожидаешь своей очереди на кассе. В выборе товара рекламные буклеты для респондентов, определяющими выбор товара не являются.

Первая помощь

Вопрос 1. Какие впечатления  у вас возникают, в связи с  названием аптеки?

  Большинство респондентов  ответили

-скорая помощь,

-запах лекарств,

-беспокойство

- больница

-отрицательные эмоции,  но фирменные цветы сглаживают  негатив

 

Вопрос 2. С какими цветами  у вас ассоциируется аптека «Первая  помощь»?

с красным и белым  (ответил 1 респондент)

белый  с зеленым  (ответили 2 респондента)

 бирюзовый с белым  (ответил 1 респондент)

Вопрос 3. Приятно ли вам  находиться в аптеке?

(Чувствуете ли вы  запахи в аптеке?, Нравится ли  вам оформление аптеки? Нравится  ли вам освещение в аптеке?)

В аптеке находится вполне нормально, но название вызывает негативные эмоции, и кажется, что находишься в больнице. Запахи в аптеке чувствую. Оформление аптеки нравится.

Еще 2 респондентов ответили, что им приятно находиться в аптеке, чувствуется уют из-за светлых  тонов фирменных цветов аптеки. Оформление нравится, 3 респондентам из 4 , нет лишних цветов, лаконично. Запахов в аптеке не чувствуются, так ответил 1 респондент. Освещение вполне устраивает всех 4 респондентов.

Вопрос 4 . Удобно ли вам  доставать товар с полок?

Удобно, в аптеке стеллажи  высотой с человеческий рост, поэтому не приходится, дотягивать до нужного  товара. В этом вопросе мнение сошлось у 2  респондентов.1 из респондентов сказал, что не обращал на это внимание, но в целом удобно. Еще 1 респондент сказал, что из-за того, что стеллажи, высотой с человеческий рост, нижняя полка находится очень низко, что совсем не удобно.

Вопрос 5. Считаете ли вы правильным расположение товара на полках?

1 респондент ответил,  что в аптеке не всегда, товары  разграничены, что, на его взгляд, считается не верным.

Информация о работе Приемы мерчандайзинга в аптеках г. Барнаула («Доктор Сотникова», «Первая помощь»)