Применение на практике различных методов оценки лицензии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении международной лицензионной торговли на примере России.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:
изучить понятие, виды патентов, товарных знаков, «ноу-хау», лицензий, лицензионных договоров и методы определения цены лицензий;
рассмотреть особенности рынка научно-технической продукции;
проанализировать тенденции развития патентно-лицензионной торговли на мировом рынке;
применить на практике различные методы оценки лицензии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Интеллектуальная собственность в России ……………………….….5
Понятия и виды патентов, товарных знаков, лицензий. …….…………. 5
Особенности рынка научно-технической продукции…………………..10

2 Лицензионная торговля……………………………………………………14
Понятие лицензионной торговли………………………………………...14
Лицензионные отделы………………….…………………………………15
Лицензионный договор…………………………….……………………..17
Стоимость лицензии и методы ее определения………………………....19

Применение на практике различных методов оценки лицензии…27
Расчет стоимости лицензии по методу стоимости создания объекта интеллектуальной собственности……………………………………….…….. 22
Расчет стоимости лицензии методом добавочных прибылей……..……. 29
Расчет стоимости лицензии методом стандартных роялти……….……. 32
Заключение……………………………………..................................................34
Список литературных источников……….......................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Инновационный менеджмент.docx

— 122.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Интеллектуальная собственность в России ……………………….….5
    1. Понятия и виды  патентов, товарных знаков, лицензий. …….…………. 5
    2. Особенности рынка научно-технической продукции…………………..10

 

2 Лицензионная торговля……………………………………………………14

    1. Понятие лицензионной торговли………………………………………...14
    2. Лицензионные отделы………………….…………………………………15
    3. Лицензионный договор…………………………….……………………..17
    4. Стоимость лицензии и методы ее определения………………………....19

 

  1. Применение на практике различных методов оценки лицензии…27
    1. Расчет стоимости лицензии по методу стоимости создания объекта интеллектуальной собственности……………………………………….…….. 22
    2. Расчет стоимости лицензии методом добавочных прибылей……..……. 29
    3. Расчет стоимости лицензии методом стандартных роялти……….……. 32

Заключение……………………………………..................................................34

Список литературных источников……….......................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (world trade, international trade, world commerce) - это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортного потенциала страны. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции.

В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др.

Современная мировая практика показала, что наиболее развитой формой технологического обмена на внутренних и внешних рынках экономически развитых стран является лицензирование, т.е. составление, регистрация и передача лицензионных договоров об уступке исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

 Оценка патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельств на полезные модели и патентов на селекционные достижения является достаточно обособленным направлением в оценочной деятельности. При оценке патента, как и при оценке лицензии, учитывается и сопутствующая патенту (лицензии) интеллектуальная собственность, что позволяет расширить область рыночной исключительности, обеспечиваемую базовым патентом.

Цель курсовой работы состоит в изучении международной лицензионной торговли на примере России.

Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:

  • изучить понятие, виды патентов, товарных знаков, «ноу-хау», лицензий, лицензионных договоров и методы определения цены лицензий;
  • рассмотреть особенности рынка научно-технической продукции;
  • проанализировать тенденции развития патентно-лицензионной торговли на мировом рынке;
  • применить на практике различные методы оценки лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Интеллектуальная собственность в России

1.1 Понятия и виды патентов, товарных знаков, лицензий.

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в невещественной форме (например «ноу-хау»).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность.

Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране.

Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера.

  В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.

 

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак.

В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» 1992 г. дается следующее определение:

 «Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар. Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

 

Товарный знак выполняет следующие функции:

    1) служит ориентиром при выборе товара;

    2) указывает на  наличие соответствующего качества товара;

    3) выделяет товар  из однородных товаров других  производителей;

    4) показывает источник  происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков,  зарегистрированных в Патентном ведомстве;

    5) рекламирует  товар, так как обеспечивает производителю  известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;

    6) позволяет производителю  или продавцу занять определенное  положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

 

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности являются и «ноу-хау» («знаю как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

«Ноу-хау» могут быть:

  • незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий, проведению научных исследований и разработок;

 

  • состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

 

Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы.

Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

 Лицензии различаются  по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам (табл. 1).

 

Таблица 1. Классификация лицензий

По объему передаваемых лицензиату прав лицензии делятся на:

неисключительные (простые) -  лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на право предоставление лицензий третьим лицам;

исключительные - лицензиату предоставляется исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права самому использовать предмет соглашения  в части, не передаваемой лицензиату

полные лицензии - полная уступка всех прав по использованию объекта промышленной собственности в течение всего срока действия договора, при этом сам лицензиар лишается права использования предмета лицензии. В деловой практике они встречаются сравнительно редко и в основном тогда, когда мелкие фирмы и отдельные лица уступают свои права крупным компаниям;

сублицензии - лицензии, выдаваемые лицензиатом (покупателем лицензии) другому лицу, на право использования изобретения от имени лицензиата, владеющего полной или исключительной лицензией, если такая выдача не противоречит  условиям лицензионного соглашения;

опционы – форма лицензионного соглашения, предметом которого  является предоставление лицензиату права ознакомления с технической документацией на изобретение или ноу-хау с тем, чтобы после ознакомления принять решение о целесообразности приобретения лицензии. В условия опционного соглашения может включаться также возможность посещения лицензиатом  предприятий лицензиара и получения дополнительной информации, относящейся к  объекту, предлагаемому для продажи.

Выбор типа лицензии зависит от объема рынка, характера технологии и хозяйственной конъюнктуры. В страны с небольшим внутренним рынком выдаются обычно исключительные лицензии, так как несколько лицензиатов могут лишь начать на нем ненужную конкуренцию и сбить цены, что отразится и на объеме вознаграждения. Кроме того, исключительная лицензия дается на товары с длительным сроком морального старения. Простые лицензии выдаются на товары с коротким жизненным циклом, товары массового спроса или в страны с емким внутренним рынком. В этом случае несколько лицензиатов быстрее освоят рынок.

При наличии патентов, которые являются объектом сделок, лицензия является патентной – при этом передаются права на использование патента без соответствующих дополнительных знаний (ноу-хау). По беспатентным лицензиям передаются права использования специальных знаний (ноу-хау).

Разновидностью патентных и беспатентых лицензий являются перекрестные лицензии, которые также называются взаимосвязанными или зависимыми. Сущность их заключается в том, что изобретения, передаваемые по этим лицензионным соглашениям, взаимно дополняют друг друга и для промышленного использования изобретения одного патентовладельца необходимо использовать изобретения другого патентовладельца, и наоборот. По одному лицензионному соглашению патентовладелец  является лицензиаром, а по другому – лицензиатом, соответственно другой патентовладелец по первому является лицензиатом, а по второму – лицензиаром. Взаимная передача прав может быть оформлена одним лицензионным соглашением.

Информация о работе Применение на практике различных методов оценки лицензии