Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:44, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении международной лицензионной торговли на примере России.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:
изучить понятие, виды патентов, товарных знаков, «ноу-хау», лицензий, лицензионных договоров и методы определения цены лицензий;
рассмотреть особенности рынка научно-технической продукции;
проанализировать тенденции развития патентно-лицензионной торговли на мировом рынке;
применить на практике различные методы оценки лицензии.
Введение………………………………………………………………………….3
Интеллектуальная собственность в России ……………………….….5
Понятия и виды патентов, товарных знаков, лицензий. …….…………. 5
Особенности рынка научно-технической продукции…………………..10
2 Лицензионная торговля……………………………………………………14
Понятие лицензионной торговли………………………………………...14
Лицензионные отделы………………….…………………………………15
Лицензионный договор…………………………….……………………..17
Стоимость лицензии и методы ее определения………………………....19
Применение на практике различных методов оценки лицензии…27
Расчет стоимости лицензии по методу стоимости создания объекта интеллектуальной собственности……………………………………….…….. 22
Расчет стоимости лицензии методом добавочных прибылей……..……. 29
Расчет стоимости лицензии методом стандартных роялти……….……. 32
Заключение……………………………………..................................................34
Список литературных источников……….......................................................36
В соответствии с правовыми нормами действующих законов лицензии могут быть:
добровольные - разрешение (договор) на полное или частичное использование изобретения, выдаваемое патентообладателем по прямому двустороннему соглашению между ним и другим лицом:
принудительные - в большинстве стран патентные законы обязывают патентовладельца осуществить свое изобретение в течение определенного срока (обычно не менее трех лет) с момента выдачи патента. Если патентовладелец не выполнил этой обязанности без уважительных причин, то патентный орган государства по заявлению заинтересованных лиц предоставляет им право на использование запатентованного изобретения. Несмотря на то, лицензия выдается против воли патентовладельца лицензиат должен вносить ему определенную плату. В этом случае патентный орган определяет пределы использования объекта промышленной собственности: размеры, сроки и порядок платежей.
Обязанность осуществления запатентованного изобретения необходима в связи с возможным злоупотреблением со стороны патентовладельцев, которые, пользуясь монопольным правом на изобретение и не используя его, могут сознательно тормозить развитие определенной отрасли промышленности;
открытая лицензия – лицензия, выданная на основе заявления патентообладателя, направленного в Патентное ведомство, о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. При подаче заявления о предоставлении открытой лицензии пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50% с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством.
Эффективное распространение научно-технических новшеств в мировом пространстве обеспечивается лицензионными операциями. Они отличаются высокой доходностью и позволяют одним предприятиям компенсировать свои затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а другим – приобретать новшества на более выгодных условиях, чем если бы они создавали их самостоятельно.
Нововведения на рынке носят всеобщий характер, охватывающий производство, распределение, обмен и потребление и определяющую роль играют нововведения в сфере производства, поскольку именно они в большей степени выступают объектом «купли-продажи» на рынке научно-технической продукции и способствуют росту уровня производительных сил. В свою очередь, уровень развития производительных сил является материальной основой производственных нововведений. Таким образом, явно прослеживается взаимосвязанность и взаимозависимость этих двух составляющих научно-технического процесса.
В этой связи, следует отметить, что научно-техническая продукция, как правило, дорогостоящий товар, в большей степени это касается производственных нововведений, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке научно-технической продукции товары широкого потребления также отличаются более высокой ценой, чем аналогичные им «старые» товары. Поэтому и в этом секторе рынка круг потребителей научно-технической продукции ограничен. Такое ограничение обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос.
Вследствие этого, основополагающим фактором величины спроса на данные товары выступает цена научно-технической продукции. Не все перечисленные хозяйствующие субъекты, имея потребности в тех или иных научно-технических продуктах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические субъекты являются потенциальными потребителями научно-технической продукции, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров научно-технического производства, имеющих возможности трансформировать свои потребности в нововведениях. Следовательно, спрос на научно-техническую продукцию носит ярко выраженный олигопольный характер.
Однако особенностью процесса производства научно-технической продукции является то, что ее условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй – «материальное производство».
По логике производства научно-технического продукта сам рынок научно-технической продукции, как нам представляется, можно условно разделить на два взаимосвязанных и взаимозависимых сектора – рынок знаний и рынок нововведений. Условность такого деления очевидна, поскольку рыночную ценность научные знания имеют только в случае возможности их прикладного применения.
Следовательно, предложение нововведений определяется, прежде всего, научными организациями, экспериментальными заводами, цехами и лабораториями, т.е. теми структурами, которые составляют материально-техническую базу науки, и результаты деятельности которых воплощаются наукоемкими отраслями. Однако следует учитывать и тот факт, что разработку и реализацию нововведений в современных условиях осуществляют не только наукоемкие отрасли, но и фирмы, занимающиеся «традиционным» производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами. Это дает основание говорить о значительном конкурентном предложении научно-технической продукции на данном рынке.
Рынок научно-технической продукции диктует субъектам жесткие условия: он не допускает возможности находится в условиях конкуренции на вторых ролях. В этом проявляется принципиальное отличие рынка научно-технической продукции от всех других видов рынка, где успех первого обладателя нового товара отличается от всех других продавцов, вышедших на рынок с аналогичным товаром, лишь размерами объема продаж и прибыли. Эти отличительные особенности до предела обостряют конкуренцию на данном рынке и повышают степень риска для всех участников научно-технической гонки.
Новым моментом в развитии рынка научно-технической продукции на современном этапе можно отметить стремление к научно-техническому сотрудничеству между экономическими конкурентами. Это связано, прежде всего, с удорожанием и усложнением работ над крупными научными проектами и имеет своей целью разделение расходов, уменьшение риска.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренцию на рынке научно-технической продукции обеспечивают взаимодействие интересов отдельных крупных компаний, конкурентное давление мелких фирм, корректируемые государственным регулированием.
Особое место в инфраструктуре рынка научно-технической продукции принадлежит наукоемким отраслям, а также тем предприятиям «традиционных» отраслей, которые осуществляют как собственные исследования и разработки, так и материальное воплощение научных знаний.
Научно-техническая продукция – законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся:
1) научно-техническая
2) экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
3) научно-технические услуги,
включая участие в
4) прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).
2. Лицензионная торговля
Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продавца на ноу-хау и другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного контракта.
После проведения переговоров заключается лицензионный договор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглашение является сугубо индивидуальным вследствие различий предметов соглашений, позиций партнеров.
2.1 Понятие лицензионной торговли.
Лицензионная торговля (англ. license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения.
Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др. т. д.
Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин - от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
Во всех этих случаях продажа лицензий - один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.
2.2. Лицензионные отделы.
В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, создаются лицензионные отделы (секторы), выполняющие следующие функции:
Работники лицензионного отдела могут выезжать на предприятия лицензиата и изучать его возможности по организации выпуска лицензируемой продукции; определяют на месте потребности лицензиата в сырье, материалах, оборудовании, квалифицированной рабочей силе; проверяют состояние предприятий, методы работы, качество выпускаемой продукции.
Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными.
Встроенные отделы (секторы) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел).
Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными.
Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность. Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям.
Основная функция
дочерних компаний по
Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.
Посредниками в торговле
патентами и лицензиями
Отношения между продавцом (лицензиатором или покупателем лицензий) с одной стороны и агентом — с другой регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.
В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Могут быть беспатентные изобретения и «ноу-хау».
Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставке оборудования и т.п.
Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения о реализации продукции и др.
Информация о работе Применение на практике различных методов оценки лицензии