Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

С 15 июня 2006 г. начала работать Всероссийская горячая  телефонная линия по ВИЧ/СПИД (обучено 50 операторов для горячей линии).

Обучено 50 специалистов в 15 субъектах Российской Федерации  по профилактике ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков, проведен тренинг в 15 субъектах Российской Федерации по профилактике ВИЧ среди осужденных (обучено 68 человек).

6. Иммунизация  населения в рамках Национального  календаря профилактических прививок.

По результатам проведенных конкурсов закуплено вакцин (против гепатита В, гриппа, краснухи) на общую сумму 3183 млн. рублей. Для иммунизации против гепатита В и гриппа закуплены вакцины отечественного производства, вакцины против краснухи и инактивированной полиовакцины – зарубежного производства, ввиду отсутствия отечественного производителя. С 2007 года планируется  производство отечественной  вакцины против краснухи  на базе ФГУП «Микроген».

За пять месяцев  текущего года привито против гепатита В: первая прививка – 8,9 млн. человек (89,1% от запланированного), вторая прививка – более 7,6 млн. человек (75,5% от запланированного); против краснухи около 1,2 млн. человек (24,5% от запланированного).

Причиной, не позволившей  достигнуть большего охвата прививками, явилось осложнение эпидемиологической ситуации по инфекционной заболеваемости в 38 субъектах Российской Федерации, где отмечался сезонный подъем заболеваемости гриппом и острыми респираторными инфекциями среди школьников. Введение карантинных мероприятий приостановило проведение прививок на 1-1,5 месяца.

За счет средств  субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов осуществлена работа по обеспечению «холодовой цепи»  для хранения медицинских иммунологических препаратов.

7. Обследование  новорожденных детей.

В дополнение к  проводимому неонатальному скринингу  с 2006 года начинается массовое обследование 1,1 млн. новорожденных детей на адреногенитальный  синдром, галактоземию и муковисцидоз.

В 2006 году предусмотрена  поставка 29 высокоавтоматизированных лабораторий для неонатального скрининга и 36 комплектов специальных устройств для дооснащения уже имеющихся лабораторий, обеспечивающих оптимизацию процесса исследования образцов крови.

В мае 2006 года в  медико-генетические консультации субъектов  Российской Федерации начата поставка оборудования и наборов тест-систем для диагностики адреногенитального синдрома и муковисцидоза. Поставлена 21 лаборатория, из них 12 установлены и смонтированы (г. Санкт-Петербург, Амурская, Воронежская, Нижегородская, Московская, Архангельская, Свердловская, Ульяновская области, Республика Башкирия, Ставропольский, Краснодарский и Красноярский край), 2 находятся в стадии монтажа (Ярославская область и Приморский край), 7 лабораторий – в пути к адресатам (Брянская, Волгоградская, Ростовская области, республики Коми, Северная Осетия - Алания, Бурятия, Якутия).

В 36 субъектов  Российской Федерации  поставлено 2200 наборов тест-систем для диагностики адреногенитального синдрома и муковисцидоза.

Заключены государственные  контракты на поставку оборудования, наборов тест-систем для диагностики адреногенитального синдрома, галактоземии и муковисцидоза.

Завершено обучение специалистов медико-генетической службы 53 субъектов Российской Федерации  по проведению неонатального скрининга.

8. Дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях и дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

С 1 апреля 2006 года органы управления здравоохранением и  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации приступили к  проведению дополнительной диспансеризации 4 млн. граждан работников бюджетной сферы, дополнительным медицинским осмотрам 3,6 млн. лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.

Осуществлено  перечисление средств на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы в мае - июне 2006 года в объеме 276,8 млн. рублей. На 28 июня 2006 года прошли диспансеризацию 276 210 человек.

9. Дополнительная  оплата амбулаторно-поликлинической  помощи, оказанной неработающим  пенсионерам.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования перечислены в 63 территориальные фонды обязательного медицинского страхования субсидии на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам, в объеме 1 107,4 тыс. рублей.

10. Оплата услуг  по дополнительной диспансеризации  работающих граждан и оказанной  им первичной медико-санитарной  помощи.

Заключены трехсторонние  договора на оказание первичной медико-санитарной помощи с 5598 лечебно – профилактическими  учреждениями. По состоянию на конец июня эти учреждения оказали 8,9 млн. медицинских услуг работающим гражданам, на общую сумму 463,4 млн. рублей.

11. Оказание  медицинской помощи женщинам  в период беременности и родов.

Региональными отделениями Фонда социального  страхования Российской Федерации заключен 4146 договор на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, на основании родового сертификата с государственными (муниципальным) учреждениями здравоохранения, имеющим лицензию на медицинскую деятельность в части осуществления работ и оказания услуг по специальности «акушерство и гинекология».

Более 81% договоров  заключено с муниципальными учреждениями здравоохранения.

По состоянию  на 1 июля 2006 года учреждениями здравоохранения оказано услуг по медицинской помощи:

- на амбулаторно-поликлиническом  этапе (женские консультации и  пр.) 586 912 женщинам;

- в период  родов (родильные дома) 535 687 женщинам.

С января по июнь 2006 года по данным Фонда социального  страхования Российской Федерации были получены родовые сертификаты при рождении 538 366 детей.

В службе родовспоможения  увеличился ранний охват диспансерным наблюдением беременных женщин в  женских консультациях с 70 до 74,5%. Количество посещений беременными  женских консультаций увеличилось в среднем с 7 до 9 посещений за период наблюдения. В практику женских консультаций внедрена новая форма работы – активный патронаж беременных. Финансирование лекарственного обеспечения в родильных домах увеличилось на 21%.

12. Обеспечение  населения высокотехнологичной медицинской помощью.

В целях обеспечения  увеличения объемов оказания высокотехнологичной  медицинской помощи проведена следующая  работа:

- утвержден  Перечень видов высокотехнологичной  медицинской помощи, оказываемых  за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях;

- разработаны  и утверждены 298 стандартов оказания  высокотехнологичной медицинской  помощи;

- рассчитаны  нормативы финансовых затрат  в соответствии со стандартами  на пролеченного больного (впервые средства федерального бюджета не индексируются федеральными специализированными медицинскими учреждениями от общего объема средств предыдущего периода, а выделяются на пролеченного больного («деньги идут за больным») в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;

- началось формирование  базы данных по листу учета  (ожидания) больных, нуждающихся  в оказании высокотехнологичной  медицинской помощи.

Формирование  листа учета (ожидания) высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в соответствии с заключениями комиссии по отбору больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях. Сведения о больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляются главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся федеральные специализированные медицинские учреждения, для управления очередью и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на указанные цели.

На реализацию государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской  помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях за 1 полугодие 2006 года из федерального бюджета перечислено 4007,9 млн. руб., на лечение 56 189 больных.

13. Строительство  федеральных центров высоких  медицинских технологий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006г. № 139 «О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий» утвержден перечень федеральных центров высоких медицинских технологий, строительство которых финансируется за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год. В него включено 8 центров. В 2006 году запланирован ввод в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий в городах Астрахань, Пенза, Краснодар и Чебоксары.

Росздравом  совместно с Росимуществом ведется  работа по подготовке соглашений между  Росздравом и субъектами Российской Федерации о передаче части полномочий, предусмотренных вышеуказанным  постановлением, по проведению силами и средствами субъектов Российской Федерации всего комплекса работ по сбору исходно-разрешительной документации, проектированию и строительству фундаментов зданий Центров, инженерных коммуникаций, подъездных путей, обеспечению благоустройства территории, отделке, инженерному обеспечению и оборудованию всех помещений ниже нулевой отметки, обеспечение жильем сотрудников Центров. Заключение соглашений планируется завершить в июле 2006 года.

Таким образом, Государственные целевые программы  в области охраны здоровья населения стимулируют участие местных органов исполнительной власти в решении насущных проблем общественного здоровья и здравоохранения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия органов власти регионов в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках соглашений между Минздравсоцразвития России и местным органом исполнительной власти. В связи с этим можно говорить о стимулирующем характере государственных целевых программах, способных привлечь дополнительные финансовые, материальные и людские ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения.

1.3. Оценка качества  в системе здравоохранения

Контроль и  надзор в сфере обеспечения доступности и качества медико-социальной помощи является стратегической целью Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Выполнение данной цели направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья.

Сформировавшееся за многие десятилетия потребительское отношение населения к медицине на фоне недостаточного текущего финансирования здравоохранения, слабой материально-технической базы и низкого уровня оплаты труда медицинских работников сопровождается ростом неудовлетворенности пациентов качеством оказываемой помощи. В этих условиях проводимая реформа финансирования здравоохранения, направленная на переход от сметных к страховым принципам, не может быть успешно выполненной без осуществления контроля качества обеспечения государственных гарантий медицинской помощи.

Надзор и  контроль в сфере здравоохранения  осуществляется в соответствии с  политикой обеспечения качества в здравоохранении – установлением  целей и задач системы здравоохранения  для удовлетворения потребностей и нужд населения в медицинской помощи и мер по их достижению (В.И. Стародубов, 2001).

Ранее были предприняты  меры по созданию системы контроля качества в здравоохранении. Были определены ее правовые основы – в Законе о  медицинском страховании (1993), приказах МЗ РФ и ФФОМС о ведомственном и вневедомственном контроле качества (1996),  Постановлении Правительства о Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (1998), Приказе МЗ РФ «О введении в действие Протоколов ведения больных» (1999), Приказе МЗ РФ «О введении института уполномоченных по качеству» (2001).

Однако в  большинстве случаев решение  вопросов качества медицинской помощи носит замкнутый ведомственный  характер, так вневедомственный контроль (осуществляемый согласно приказа представителями страховых организаций; территориальных фондов ОМС; страхователями; исполнительными органами Фонда социального страхования РФ; профессиональных ассоциаций; обществ защиты прав потребителей) не имеет четко определенного регламента. Имеет место стабильный рост количества судебных исков граждан по вопросам качества медицинской помощи. Например, по данным Федерального фонда ОМС в 2003 году в судебном производстве находилось 661 судебное дело против 602 в 2002 году. Только в 2003 году 288 судебных исков были удовлетворены, и сумма возмещения по этим искам составила 3714 тыс. рублей. Основными причинами спорных случаев для рассмотрения в судебном порядке являются обращения граждан, связанные с некачественным представлением медицинской помощи, взиманием денежных средств за помощь по ОМС, недостатками в лекарственном обеспечении.

Отсутствует единство среди экспертов в определении  понятия качества медико-социальных услуг и его компонентов, не разработана  методология управления качеством  и его обеспечения, существует проблема стандартов и индикаторов качества, нет правовых институтов защиты прав пациентов и системы страхования профессиональной ответственности.

Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения