Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

При обсуждении дефиниции понятия «качества  медицинской помощи» традиционно  существуют различные мнения, которые отражают, прежде всего, позицию стороны, дающей определение.

Пациент, врач, представители страховой компании и территориальных органов управления здравоохранением, властных структур будут руководствоваться различными подходами в определении качества медицинской помощи.

Например, для  пациента большое значение имеет  следующие параметры: пациент знает, к кому и куда можно обратиться в случае заболевания; как быстро он может получить медицинскую помощь; насколько внимательно его выслушал врач и достаточно ли он уделил времени и т.д. Таким образом, наиболее важными для пациента составляющими в оценке качества медицинской помощи являются информированность об услугах и уровень сервиса. Оценка собственно медицинской эффективности лечения, как правило, не может быть выполнена пациентами адекватно вследствие отсутствия у них достаточной компетентности в этих вопросах (Е.А. Вольская, 2004).

Для врача качество оказанной помощи, как правило, определяется чувством выполненного долга и стандарта  оказания помощи. 
Для сотрудников страховой компании при оценке качества помощи ведущими показателями является стоимость оказания услуг в рамках конкретно взятого клинического протокола и удовлетворенность пациента, при этом удовлетворенность пациента имеет, как правило, второстепенное значение.

Для органов  управления здравоохранением традиционно  наиболее значимыми являлись финансовые показатели и показатели материально-ресурсного обеспечения: например, этажность здания клиники и количество компьютерных томографов прямо пропорционально влияют на качество. Применяемые до сих пор критерии качества медицинской помощи, такие как средняя продолжительность жизни, имеют существенную социально-экономическую составляющую.

В международной  практике под качеством медицинской  помощи понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. При проведении оценки качества помощи необходим отказ от применявшихся ранее и до сих пор экстенсивных показателей. В практику должны войти  индикаторы качества медицинской помощи.  Многие исследователи считают, что индикатор качества должен относиться лишь к тем явлениям, которые зависят от качества работы самих медицинских работников, и, как правило, в меньшей степени зависит от материально-ресурсного обеспечения процесса. Существует разница между индикаторами качества и исходами лечения. Такие явления, как смерть, госпитализация, инвалидность, как правило, отражают исходы лечения. Индикаторы качества должны быть предназначены для улучшения исходов; они относятся только к тем факторам, которые находятся в ведении медицинских работников.

Классическое  определение индикатора качества медицинской  помощи (А. Донабедиан): «Индикатор качества медицинской помощи – количественный показатель, отражающий структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи».

Индикаторы  качества медицинской помощи должны отражать ее основные характеристики:

    • эффективность,
    • безопасность,
    • своевременность,
    • способность удовлетворить ожидания и потребности пациента,
    • стабильность осуществления лечебного процесса и результата,
    • адекватность,
    • доступность,
    • преемственность и непрерывность.

Создание информационной базы, аккумулирующей в себя индикаторы качественной медицинской помощи, позволит в короткие сроки внедрить систему управления качеством медико-социальной помощи населению. Индикаторы качества в данной системе будут играть ключевую роль.

Ниже приведены  примеры индикаторов качества медицинской помощи на региональном уровне:

Сахарный  диабет

  • Процент больных сахарным диабетом (СД), которым в течение последнего года был сделан тест на гликилированный гемоглобин
  • Осмотр глазного дна у больных сахарным диабетом
  • Кол-во больных СД среди лиц, перенесших ампутации конечностей

Сердечно-сосудистая патология

  • Кол-во тромболизисов у больных ОИМ
  • Кол-во операций на коронарных сосудах на 100 000 населения старше 40 лет
  • Количество Эхо-КГ на 100 000 населения
  • Объем продаж ИАПФ   
  • Объем продаж бета-блокаторов
  • Летальность при ОИМ
  • Первичная заболеваемость эссенциальной артериальной гипертензией
  • Процент больных с АГ, которые взяты на ДУ

Другие

  • Кол-во социальных коек на 100 000 населения старше 65лет
  • Кол-во коек сестринского ухода на 100 000 населения
  • Трансфузионные реакции
  • Забытые инородные тела
  • Количество удовлетворенных судебных исков по вопросам оказания медицинской помощи  
  • Удельный вес обоснованных жалоб, поступивших в ФС
  • Процент выполнения квот на дорогостоящую помощь по региону
  • Число заполненных форм о побочных эффектах лекарственных средств и медицинских технологий
  • Число стационаров, в которых есть формулярная комиссия
  • Число медицинских организаций, в которых есть локальные сети  
  • Число медицинских организаций, в которых есть выход в Интернет
  • Число медицинских организаций, имеющих утвержденные клинические протоколы ведения больных
  • Страховые компании, имеющие лицензии на экспертизу КМП, к общему количеству страховых компаний.

Экспертные  группы Росздравнадзора и Российское общество врачей скорой медицинской помощи разработали ряд индикаторов качества оказания скорой медицинской помощи.

Индикаторы  качества медицинской помощи предполагается использовать для следующих целей:

1. Аккредитации медицинских организаций на право получения государственного заказа по выполнению государственных гарантий медицинской помощи. (Аккредитация - это система внешней (внутренней) профессиональной проверки соответствия набору стандартов, основанная на принципе добровольности участия проверяемых лицензированных частнопрактикующих врачей и медицинских организаций. Аккредитованное учреждение имеет право оказания медицинской помощи в рамках государственных гарантий соответственно своим лицензированным видам деятельности и мощностям);

2. Оценки эффективности реализации Федеральных целевых программ;

3. Оценки качества медицинских услуг в рамках программы государственных гарантий.

В настоящее  время под методическим руководством Росздравнадзора работа экспертов  по созданию системы индикаторов  качества медицинской помощи практически завершена. О начале деятельности системы обеспечения качества и его управления можно говорить только после принятия ряда законодательных норм.

Законодательными  основами для формирования системы  управления качеством в сфере  здравоохранения и социального развития должны стать следующие нормативные документы:

  • ФЗ РФ «О государственных гарантиях медицинской помощи»;
  • ФЗ РФ «О страховании профессиональной ответственности в сфере здравоохранения и социального развития»;
  • Постановление Правительства РФ «Положение о системе оценки территориальных программ государственных гарантий требованиям к видам, объему, условиям и порядку предоставления гарантированной медицинской помощи»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ «О Федеральной комиссии по рассмотрению споров, связанных с реализацией государственных гарантий»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ «О сертификации специалистов в сфере здравоохранения и социального развития»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об аккредитации организаций в сфере здравоохранения и социального развития»;
  • Приказ Росздравнадзора и РАМН «О надзоре за соблюдением порядка предоставления дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях и контроля за ее качеством»;

Приказ Росздравнадзора  «О порядке исполнения территориальных  программ государственных гарантий по итогам ее реализации»

В рамках системы  управления качеством определены следующие  направления деятельности:

1.Меры, направленные  на профилактику дефектов в оказании медицинской помощи:

  • Законодательное определение дефектов в оказании медицинской помощи и механизмов реализации моральной, административной, экономической и юридической ответственности медицинских работников перед пациентами;
  • Соблюдение строгих правил к допуску на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности (государственная система сертификации, лицензирования и аккредитации);
  • Стандартизация медицинской и фармацевтической деятельности, определение индикаторов качества выполнения медицинской помощи и индикаторов качества обеспечения выполнения программы государственных гарантий в сфере здравоохранения и социального развития;
  • Существование и развитие государственных и негосударственных (общественных) институтов защиты прав пациентов.

2. Меры, направленные на устранение выявленных дефектов в оказании медицинской помощи:

  • Ведение реестра специалистов, медицинских организаций и мониторинг дефектов оказания медицинской помощи;
  • Установление мер ответственности за непредставление информации о дефектах медицинской и фармацевтической деятельности;
  • Страхование профессиональной ответственности;
  • Обеспечение доступности и бесплатности юридического рассмотрения и медицинской экспертизы обращений граждан в органы государственного надзора и контроля в сфере здравоохранения;
  • Установление регламента взаимодействия пациента (страховой компании) и врача (медицинской организации) при участии службы госконтроля в сфере здравоохранения и фонда страхования профессиональной ответственности как основного пути для  досудебного разрешения спора о качестве медицинской помощи.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития предлагает свою концепцию  оценки качества медико-социальной помощи для обсуждения и полагает, что ее внедрение позволит действительно повысить качество и доступность медико-социальных услуг для граждан России.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска

В г. Иркутске в  течение последних трех лет наметилась позитивная тенденция в медико-демографических  показателях: повысился показатель рождаемости с 11,6 на 1000 населения  в 2002 году до 12,1 в 2005 г., показатель смертности снизился с 15,5 на 1000 в 2002 г. населения до 15,1 в 2005 г. По Иркутской области и России аналогичные показатели в 2004 г. составили соответственно: рождаемость - 12,2 и 10,4, смертность - 16,5 и 16,0 на 1000 населения.

Основной причиной смерти населения являются заболевания сердечно-сосудистой системы, удельный вес которых с 2002 года стабилен - 47 - 48% в общей структуре смертности. Второе ранговое место среди всех причин смерти в течение многих лет, начиная с 1999 года, занимают травмы, отравления и другие воздействия внешней среды, но доля смертности от этих причин уменьшилась с 21% в 2002 г. до 18% в 2005 г.

Смерть от злокачественных  опухолей до 1998 года занимала второе ранговое место (17%), а в 1999 - 2005 годах данный процент составлял 11 - 12% и переместился на третью позицию в структуре общей смертности населения.

Таблица 2.1.

 

Демографические показатели г. Иркутска в 2003 - 2005 гг.

 

 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

Рождаемость                   

12,2

12,4

12,1

Общая смертность              

15,8

15,2

15,1

Смертность  детей до 1 года    

9,4

6,8

9,6

Смертность  детей до 1 месяца  

11,0

7,8

7,0

Мертворождаемость             

8,0

6,4

5,5

Материнская смертность        

27,7

16,4

Естественный  прирост          

-3,6

-2,8

-3,0


 

Заметно снизилась  младенческая смертность, показатель которой в 2005 году составил 9,6 на 1000 родившихся против 10,3 в 2003 г. (По Иркутской  области в 2005 г. данный показатель составил 12,1; по России в 2004 г. - 11,0).

Определяющую  роль в снижении этого важнейшего показателя сыграла реализация программ "Здоровый ребенок" и "Охрана репродуктивного здоровья населения г. Иркутска", что позволило оснастить современным медицинским оборудованием отделения реанимации, выхаживания новорожденных и недоношенных детей. Одним из существенных результатов реализованных мер явилось снижение в 2,5 раза больничной летальности в отделениях для новорожденных по сравнению с 2003 годом и в отделениях для недоношенных с 2,3% до 2,1% соответственно.

Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения