Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:24, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время большое внимание в организации деятельности учреждений здравоохранения имеет один из методов планирования – программно-целевой метод, он позволяет определить основную цель (проблему), спрогнозировать развитие ситуации, выработать механизм решения этой проблемы и определить возможные объемы и источники финансирования. Применению этого метода посвящен данный дипломный проект.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 6
1.1. Принципы построения и финансирования системы здравоохранения и государственные гарантии 6
1.2. Применение программно-целевого метода в управлении здравоохранением. 14
1.3. Оценка качества в системе здравоохранения 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 33
2.1. Показатели здоровья жителей города Иркутска 33
2.2. Характеристика организационной и управленческой деятельности Иркутского диагностического центра 50
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА И ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 58
3.1 Направления реформирования здравоохранения на федеральном уровне в Программе социально-экономического развития Российской Федерации 58
3.2. Перспективы развития системы здравоохранения в Программе социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 64
3.3. Применение принципов контроля качества в учреждениях здравоохранения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохр.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Радикальные инновации, способные конкурировать в мире, будут связаны с развитием биомедицинских исследований и применением биотехнологий для создания принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.

С использованием программно-целевых  методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации.

3.2. Перспективы развития  системы здравоохранения в Программе  социально-экономического развития Иркутской области и г. Иркутска 

В соответствии с социально-экономической  политикой развития  г.Иркутска главным  приоритетом общества должно стать  сохранение здоровья населения. Для  чего необходимо обеспечить население  доступной и квалифицированной первичной и высокотехнологичной медицинской помощью. Повысить материально-техническую базу муниципальных учреждений здравоохранения. Это позволит решать следующие задачи:

Преодолеть в 2007-2020 годах  негативные тенденции демографической  ситуации. Обеспечить увеличение продолжительности жизни за период 2006-2010 годы на 4-5 лет.

    • Обеспечить экономику города трудовыми ресурсами, необходимого количества и качества.

Рассмотрев  ряд проблем, характерных для  Иркутска считаем необходимым включить в Программу мероприятия направленные на:

1. Развитие профилактического  направления в деятельности системы  здравоохранения  особенно в сенситивных группах (дети, подростки, студенты СУЗов и ВУЗов)

  • повышение эффективности диспансеризации детей, подростков, беременных, лиц с хроническими заболеваниями;

- государственная  поддержка (в том числе на  уровне города) мер медицинского  характера, направленных на повышение воспроизводства населения ( по лечению. бесплодия, мер по охране здоровья беременных, обеспечению благоприятного течения и исхода беременности, снижению перинатальной и младенческой смертности);

2. Внедрение  трехуровневой системы ответственности  (на государственном, корпоративном  и персональном уровнях) за  сохранение здоровья работающих  на предприятиях области, формирование многоэтапной системы медицинской реабилитации больных с профессиональными заболеваниями, создание Центров медицины труда на крупнейших предприятиях города .

3. Прогнозирование  развития системы здравоохранения  с учетом структуры населения области на ближайшую и дальнюю перспективы;

- обеспечение  доступности и качества базовых  медицинских услуг для всех  слоев населения, укрепление кадровой и материально-технической базы первичного звена медико-профилактической помощи населению города;

- дальнейшее развитие служб экстренной медицинской помощи.

- корпоративное  участие в создании региональной  системы дорогостоящей и высокотехнологичной  медицинской помощи, направленной  на повышение её доступности;

- активное внедрение  медицинских инновационных технологий в деятельность муниципального здравоохранения.

4. Совершенствование муниципальной  системы мониторинга качества  жизни населения, базирующейся  на государственной системе социально-гигиенического  и экологического мониторинга   с дополнением системы Федеральной информационной Фонда блоками :

  • медико-демографического мониторинга,
  • мониторинга качества трудового потенциала крупных предприятий (включающего оценку здоровья, психофизиологических характеристик)
  • мониторинг физического и нервно-психического развития детей и подростков
  • комплектование лабораторной базы гидрометслужбы и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии, внедрение современных методов оценки риска здоровью при рассмотрении проектов развития города.

Основой  стратегической политики г. Иркутска являются:

  • сохранение здоровья населения, снижение заболеваемости;
  • улучшение демографической ситуации, снижение уровня депопуляции; повышение продолжительности жизни;
  • обеспечение населения доступной своевременной и квалифицированной медицинской помощью.

Для  достижения стратегических целей необходимо  решить следующие задачи:

1. Развитие профилактического  направления в деятельности системы  здравоохранения особенно в сенситивных  группах;

- повышение  эффективности диспансеризации  детей, подростков, беременных, лиц с хроническими заболеваниями;

- поддержка  мер медицинского характера органами  местного самоуправления, направленных  на повышение воспроизводства  населения (по лечению бесплодия,  мер по охране здоровья беременных, обеспечению благоприятного течения  и исхода беременности, дальнейшему снижению перинатальной и младенческой смертности);

2. Развитие системы  здравоохранения с учетом прогноза  структуры населения города на  ближайшую и дальнюю перспективы;

- обеспечение  доступности и качества базовых  медицинских услуг для всех слоев населения, укрепление кадровой и материально-технической базы первичного звена медико-профилактической помощи населению города;

- дальнейшее  развитие служб экстренной медицинской  помощи.

- корпоративное  участие в создании региональной  системы дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи, направленной на повышение её доступности;

активное внедрение  медицинских инновационных технологий в  деятельность муниципального здравоохранения;

- формирование  системы индикаторов оценки уровня (качества) жизни населения.

3. Охрана материнства  и детства

- проведение  ежегодной диспансеризации детей;

- разработка "маршрута  здоровья" ребенка и корректировка  имеющихся у него нарушений; 

- оптимизация  профиля педиатрических коек  в г. Иркутске;

- координация действий педагогов, врачей и родителей по борьбе с курением, пивным алкоголизмом, наркоманией и формированию здоровьесберегающего информационного пространства.

- создание центров  профилактики заболеваний сердечно-сосудистой  системы, отоларингологии, сахарного диабета, репродуктивного здоровья, реабилитации маловесных детей и детей дошкольного и школьного возраста с психосоматической патологией;

- контроль за  диспансеризацией ВИЧ-инфицированных  детей и подростков;

- пропаганда  здорового образа жизни;

        - разработка и реализация стратегии  развития доступных форм семейного  обустройства детей-сирот, в том  числе детей-инвалидов.

- формирование  базы данных лечебных и воспитательных  учреждений, которые могут осуществлять  лечебные услуги для лиц дошкольного возраста в льготном режиме с учетом демографических особенностей семьи, дифференцировав оплату за содержание детей в дошкольных учреждениях, исходя из имеющегося дохода семьи и количества детей;

- разработка  и внедрение системы мер по  социальной защите и экономической поддержке беременных женщин и женщин с малолетними детьми (в частности, обеспечение качественного питания беременных и кормящих матерей), а также семей молодых специалистов, приходящих после обучения в муниципальные организации.

4. Стимулирование рождаемости и укрепление семьи:

- формирование  системы общественных и личностных  ценностей, ориентированных на  семью с двумя детьми и более;

- обеспечение  работникам, имеющим 2-х и более  детей, условий, благоприятствующих  сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

-  инициация  возможности увеличения налоговых  и прочих льгот для многодетных  и молодых семей г. Иркутска, в том числе при ипотечном  кредитовании и предоставлении  жилья;

- создание для  многодетных и молодых семей банка данных для льготного финансирования оплаты жилья, обеспечения жильем и прочими социальными услугами.

5. Оздоровление  рынка труда г. Иркутска

- внедрение  трехуровневой системы ответственности  (на государственном, корпоративном  и персональном уровнях) за сохранение здоровья работающих на предприятиях города, формирование многоэтапной системы медицинской реабилитации больных с профессиональными заболеваниями, создание Центров медицины труда на крупнейших предприятиях города.

- постоянный  мониторинг социально-демографических тенденций, в том числе возрастных, социальных и профессионально-квалификационных характеристик населения г. Иркутска;

- анализ демографических  показателей и комплекса социально-экономических  условий и выявление их влияния  на экономическое развитие г. Иркутска;

- оценка принятых  в последнее время законодательных  инициатив в области демографической  политики города;

- формирование  блока законодательных инициатив  по легализации внешней трудовой  миграции.

6. Обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения

-  реализация  муниципальной целевой программы  «Обеспечение экологической безопасности  населения г. Иркутска на 2007–2010 гг.», разработанной Институтом  географии СО РАН совместно  с администрацией г. Иркутска

- комплектование лабораторной базы гидрометслужбы и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии, внедрение современных методов оценки риска здоровью при рассмотрении проектов развития города.

- развитие системы  информирования населения о возможных  опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека.

7. Информационное обеспечение реализации мероприятий:

- совершенствование  муниципальной системы мониторинга  качества жизни населения, базирующейся  на государственной системе социально-гигиенического  и экологического мониторинга  с дополнением системы Федеральной информационной Фонда блоками: медико-демографического мониторинга,  мониторинга качества трудового потенциала крупных предприятий (включающего оценку здоровья, психофизиологических характеристик), мониторинг физического и нервно-психического развития детей и подростков.

3.3. Применение принципов  контроля качества в учреждениях  здравоохранения

Модель стандартизированного контроля предполагала принцип аудита качества медицинской помощи со стороны  представителей страховых компаний (вневедомственный контроль) и администрации больницы (внутриведомственный контроль) на основе имеющихся отраслевых и региональных медико-экономических стандартов (МЭС). Модель стандартизированного контроля, получив свое развитие, в некоторых лечебно-профилактических учреждениях трансформировалась в модель обеспечения качества, которая характеризовалась комплексным управлением качеством на всех этапах  лечебно - диагностического процесса с учетом необходимости в  определенном виде медицинских услуг, а также оценки удовлетворенности пациента лечебно - диагностическим процессом и его результатом.

Как показал  зарубежный и отечественный опыт внедрение моделей стандартизированного контроля и обеспечения качества медицинской помощи привело к  уменьшению общей стоимости лечения. Вместе с тем, при этом сохранились негативные черты, присущие бюрократическому стилю управления: несовершенство разработанных стандартов, стабильность и недостоверность используемых индикаторов качества лечебно - диагностического процесса, антагонистические отношения между персоналом и администрацией учреждения, не позволяющие в  максимальной степени реализовать творческие возможности каждого из  сотрудников и т.д.

Учитывая сложившуюся  ситуацию, в начале 90-х годов в  ряде  зарубежных клиник, а в последние  годы в некоторых крупных многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях России, в частности, в Ставропольской краевой клинической больнице разработана и внедрена в повседневную работу адаптированная к условиям Российского здравоохранения модель непрерывного повышения качества медицинской помощи. Она была основана на применении индустриальных методов всеобщего управления качеством и неслучайно  впоследствии названа индустриальной моделью менеджмента качеством в медицине.

Политика модели непрерывного повышения качества медицинской помощи (индустриальной модели) формируется на основе единого для разработчиков модели, исполнителей и потребителей медицинских услуг определения качества медицинской помощи. При этом под качеством медицинской помощи понимают степень соответствия ее результата наилучшему из научно - прогнозируемых. Способ организации лечебно - диагностического процесса, направленный на достижение заданного результата, называется управлением или менеджментом качеством медицинской помощи.

Индустриальные  методы сегодня в большинстве стран являются эталоном управления качеством в медицине. Индустриальная модель управления качеством медицинской помощи является частным случаем модели непрерывного повышения качества и по аналогии с промышленным производством предусматривает управление результатом  путем совершенствования технологии лечебно - диагностического процесса.

Информация о работе Применение программно-целевого метода и элементов системы оценки качества в государственном регулировании здравоохранения