Принципы и условия формирования сетевых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:04, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что сетевые структуры, объединяющие людей для разных целей, существовали всегда в истории общества. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды.

Содержание

Введение……………………..……..………….………………………..…...…….3
1. Теоретические аспекты изучения организационных структур управления..5
1.1. Понятие организационной структуры и принципы ее формирования…....5
1.2. Типология организационной структуры и факторы ее формирования....12
1.3.Принципы и условия формирования сетевых организаций…….….…..…21
2. Комплексный анализ деятельности ЗАО «Тандер» ……….……...……..…31
2.1. Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер».….……………….31
2.2. Анализ формирования сети супермаркетов «Магнит» в Ульяновской области……….…………………………………………………………………….…....38
2.3. Преимущества и недостатки сетевой структуры в сети супермаркетов «Магнит»……………………………………………..……………………………..…..44
Заключение……..……..…………………………………….……………………51
Глоссарий…………………..……….……………………………………………54
Список использованных источников…….………...…...………………………57

Вложенные файлы: 1 файл

3М809-01 Клементьев Принципы и условия формирования сетевых организаций 1.doc

— 927.50 Кб (Скачать файл)

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится). На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия.   Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии. Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей и сотрудников. Динамизм внешней среды является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную структуру должна  выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры. В случае динамичности внешней среды, организационная структура должна быть органической. Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем: структура привязана к той технологии, которая используется  в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от используемой  в организации технологии; организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологические обновления. Основой управленческих структур выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

В определении организационной  структуры присутствуют три ключевых компонента:

  • организационная структура отражает формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и объем контроля менеджеров;
  • организационная структура отражает объединение индивидов в подразделения и подразделений в целостную организацию;
  • организационная структура требует разработки систем, гарантирующих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений.4

Любая организация представляет собой технико-экономическую и  социальную систему, описать которую  можно, если определить характер взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией. Каждый тип структуры применяется в определенных ситуациях и отвечает различным потребностям, служит инструментом, помогающим менеджерам в зависимости от требований ситуации сделать организацию более эффективной.

1.3 Принципы и условия формирования  сетевых организаций

 

Анализ накопленного опыта показывает, что простое  уменьшение размеров компаний, сокращение численности персонала не приводит к существенному увеличению экономической эффективности ее деятельности. Должно произойти дальнейшее переосмысление путей развития. Специалисты ищут новые формы компаний, проводят эксперименты по использованию новых, радикально отличающихся от действующих, организационных структур управления. Изменяются не только сами компании, став организациями «без внутренних перегородок», компаниями - сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что повлечет возникновение компаний «без границ», сетей компаний. Новая корпоративная модель, расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, автоматизация производства и управления на основе широкого применения вычислительной техники и средств телекоммуникации изменили традиционные представления о границах компании, разрушили их замкнутость и сделали малоэффективными те из них, которые основывались на структурах, обеспечивающих это качество (иерархических, механистических, бюрократических). Следовательно, происходит переход к новой научной модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов.

Представим укрупнено  прогнозируемые изменения современной  модели управления в виде таблицы (Приложение А). Помимо сравнительной характеристики современной и будущей модели управления, попробуем более подробно охарактеризовать компанию, чья организационная структура в будущем будет наиболее эффективной. Обобщенно основные черты такой компании, прогнозируемые на основе анализа уже наметившихся тенденций, можно свести к следующим. Преимущества сетевой межфирменной организации были признаны еще в 90-ые годы ХХ в. Сеть позволяла снижать удельные затраты и инвестиции, необходимые для быстрого создания новых продуктов и выхода с ними на рынок. Появилась возможность направлять в принципе ограниченные ресурсы компаний на создание и поддержание конкурентного преимущества. Прагматическая задача сокращения транзакционных издержек по сути не создавала условий для рассмотрения межфирменных отношений как особого условия формирования объединений компаний. Последующие исследования показали, что только на базе такого неэкономического объединения (в этом случае становились реально разрешимыми общие проблемы выполнения обязательств и формирования доверия) строились эффективные экономические связи. Основой сетевого начала в экономике является локальность сделок и локализация трансакций: экономические агенты действуют главным образом на рынке, состоящем из конечного числа участников. Перефразируя мысль А. Олейника, можно сказать, что сетевая экономика - это экономические отношения по поводу редких ресурсов, ограниченные географическим, социальным и нормативным пространством. Круг участников трансакций конечен и оказывает существенное влияние на их результат. Сложившиеся представления о сети как способе объединения хозяйствующих субъектов различны. Способы определяют цели локализации отношений. Есть локальные отношения, возникшие эволюционным путем, есть возникшие как решение задачи защиты от неопределенности. В общем случае сеть понимается как «совокупность устойчивых контрактов или сходных с ними социальных отношений между индивидами и группами». Важным условий эффективной работы сети является персонификация отношений. Она делает их многосторонними и устойчивыми. По сути, так создают базу для принятия участниками сети взаимных обязательств. Последние обязательное условие для аккумулирования ресурсов является гарантией возврата ресурсов становится сеть. «Сетевой мир вынудит индивида соблюдать условия взаимодействия». Иными словами, достоинством сети является повышенный уровень уверенности в исполнении сделок. В узком смысле сетью называются специальные организационные структуры управления локальным взаимодействием. Главными их элементами являются «узлы» (компании или хозяйствующие субъекты) и связи между ними (дуги). С позиций анализа структуры исследования сети как объекта существует достаточно развитый инструмент - теория графов. Структурный подход позволил выделить ряд параметров сети, по которым становится возможным сравнение различных вариантов отношений. Исследователи, развивающие топографический подход к анализу сетей, вводят классификации, учитывающие пространственные (географические), социальные, нормативные аспекты. Другой подход к анализу сетевых образований демонстрирует школа Р. Майлза и Ч.Сноу. Они рассматривали сети как организационную форму управления компанией. Ученые понимали межфирменные сети как новый этап в эволюции организационных структур управления фирмой: линейная - функциональная - дивизиональная - матричная - сетевая. Особенность последней - то, что местом ее возникновения являются глобальные изменяющиеся рынки, где компании должны постоянно заниматься разработкой товаров и услуг. Сеть работает при агрегировании фирмой-брокером временных структур, обменивающихся информацией между участниками. Существенное отличие сетевых структур от предыдущих типов организации - в противовес централизации, они предполагают не сосредоточение в рамках одной фирмы всех активов, необходимых для создания продукта, а использование коллективных активов нескольких фирм, расположенных на разных участках стоимостной цепочки. Сети в управлении потоками ресурсов полагаются больше на рыночные механизмы, чем на административные процессы. Участники сетей признают взаимозависимость и стремятся обмениваться информацией, кооперироваться и кастомизировать продукты. В отличие от традиционных сетей субподрядчиков в строительном бизнесе, от участников новых сетей ожидается проактивное поведение, улучшающее конечный продукт или услуги, а не простое выполнение контрактных обязательств. Это является основой инновационной экономики. Итак, переход к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми компаниями, сетевыми организационными структурами. Впереди эпоха компаний-сетей и сетей из компаний, исповедующих новые принципы менеджмента. К началу нового века использование сетевых принципов организации компаний становится в западных странах ведущим направлением в менеджменте. Это обусловлено следующим:

  • постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;
  • постоянным усложнением производственной и коммерческой деятельности компаний;
  • повышением значения фактора времени (повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления);
  • расширением пространства компании (если она хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);
  • низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной деятельности;
  • стремлением к автономным формам труда;
  • наличием межорганизационных систем информации и коммуникации.

Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Сетевая модель призвана просто изменить мир, она одинаково применима как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, так и между компаниями и группами компаний. Наиболее общий подход к проблематике сетей может обеспечить определение М. Кастельса: «Сетевое предприятие - специфическая форма предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей». Как отмечалось в докладе: «сетевая деятельность - это не просто метод, но и концептуальный подход, который в различных аспектах может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному». 5Это означает, что не существует универсальной модели работы сетевых организаций. Другим понятием, определяющим содержание сетевой организации общества, экономики и хозяйствующего субъекта, является глобализация. Авторы разделяют мнение Михаила Делягина: «Глобализация основана на изменении предмета труда, когда наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эффективным бизнесом стало не преобразование мертвых вещей, которым занималось человечество с момента своего появления, но преобразование живого человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного». Поскольку объект изменений - не материальное производство, а сознание людей, то происходит переориентация технологий с формирования нужных материальных предметов на формирование нужного типа сознания и культуры: переход от «high-tech» к «high-home». При создании компании-сети предприятие разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). На смену централизованным приходят федеративные структуры. Сети из компаний могут быть представлены двумя организационными моделями. Одна из которых формируется вокруг крупной компании. В этом случае крупная компания, представляющая собой ядро сети. Она собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупная компания занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие компании быстро попадают в зависимость от более мощного партнера. А вторым является сеть компаний, близких по масштабам. Большинство компаний, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех.

В условиях сетевой модели вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения  переносятся на владельцев долей  капитала, оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается прежде всего в заключении различного рода договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере управления персоналом. Новый организационный принцип уже давно проходит испытания в рамках крупномасштабного эксперимента, выходящего за пределы отрасли или функциональной сферы. Результаты этого эксперимента позволяют говорить о преимуществах сетевых принципов построения компаний, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и о выявленных слабых местах сетевых компаний и сетевых структур управления. Преимущества достаточно значительны. Перечислим их:

  • адаптивность компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;
  • концентрация деятельности компании на приоритетных областях специализации, на уникальных процессах;
  • существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;
  • низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;
  • привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Привлекательность сетевых  структур объясняется очень высокими экономическими показателями, которые  в свою очередь обусловлены двумя факторами - компетентностью и эффективностью организационной сети.

Сетевые структуры являются идеальной  школой повышения компетентности работников компании. Ведь к решению тех или  иных задач привлекаются лучшие исполнители. Подобный элитарный принцип сотрудничества, присущий сетевой компании, исключает использование второсортных исполнителей, хотя последние и работают в той же компании. Сетевые компании, сетевые структуры отличаются оптимальной структурой издержек. При этом минимизации легко поддаются расходы на подготовительно-заключительные работы. Снижение издержек достигается также и тем, что сетевые структуры менее обременены так называемыми политическими организационными единицами, к которым можно отнести наблюдательный совет компании, производственный совет, согласительные группы и т.п. В отличие от обычных компаний они ориентированы в первую очередь на целевую деятельность и в значительно меньшей степени на решение политических вопросов. Трудности, выявившиеся при внедрении сетевых принципов, указывают на существование определенных границ для «безграничных» компаний. Они обусловлены двумя причинами:

  • сетевая организация нарушает ряд сложившихся принципов управления;
  • процесс формирования сетевых компаний характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта: управленческие принципы для новых компаний и организационных структур еще не уточнены и не апробированы в достаточной степени и потому не могут служить прочным фундаментом для развития данной организационной формы.

В качестве специфических  слабых мест сетевой компании и сетевой  структуры управления можно назвать:

    • при формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля;
    • сетевая концепция нарушает организационные принципы сегментирования и модулирования, которые присущи автаркическим (хозяйственно обособленным, замкнутым, самообеспечивающимся) организационным единицам, таким, как венчурные предприятия, «фабрика в фабрике», «предприятие в предприятии» и т.п.;
    • при сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров;
    • практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
    • существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети;
    • принципы сетевых построений тормозят развертывание предпринимательства, так как предопределяют «дефицит» автаркии и мотивации предпринимателей.

Существующий потенциал  сетевой работы значительно усилен внедрением информационных и коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют сетевого подхода для  эффективного использования. Содержание и направления сетевого сотрудничества можно сформулировать следующим образом. Сеть - это объединение интеллектуальных ресурсов участников. Основой объединения является совпадение целей участников. Помимо совпадения целей, устойчивость и продуктивность сетей определяется уровнем распространенности стандартов и способностью участников объединения работать в рамках проекта и инфраструктурой конкретной сети. Сеть это особая форма устройства внешней среды хозяйствующего субъекта. В сетевых объединениях действует механизм управления, для которого характерны горизонтальные связи с партнерами и специальный механизм координации. Отсутствие жесткой организационно-правовой формы не позволяет государственным органам управления экономикой применять традиционные, формальные методы воздействия на объединения. Горизонтальные отношения и свобода в организационно – правовом оформлении действий сети определяет условия высокой эффективности выделенных четырех видов деятельности сети. Сеть участников формируется для достижения целей на основе принципа «общей судьбы», понимания каждым взаимозависимости и ориентирована на получение новых знаний. Механизм формирования новых знаний, их архивирование и использование представляет основной сетевой ресурс, в котором заинтересованы все участники сети. Совместная деятельность направлена на получение следующих эффектов: передовой опыт и научные достижения (знания) в предметной области, новые продукты и новые технологии производства; технологические знания в рамках участников технологической цепочки создания продукта (среди поставщиков и потребителей, развитие участников технологической цепочки); передовой опыт (знания) в области менеджмента на уровне производства, предприятия и корпорации (низовой, средний и высший менеджмент); маркетинг новых продуктов и услуг, определение потребностей и формирование ожиданий потребителя.

Информация о работе Принципы и условия формирования сетевых организаций