Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель исследования: изучение принципов управления консалтинговой деятельностью, изучение практики использования методов консультирования и привлечения независимых консультантов в системе менеджмента.
Задачи исследования:
Изучение теоретических источников по теме исследования.
Анализ практики использования методов консультирования в практике управления.
Разработка конкретных рекомендаций по проведению консалтинга.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления консалтинговой деятельностью 5
1.1 Сущность и эволюция управленческого консультирования 5
1.2 Принципы управления консалтинговой деятельностью 10
1.3 Организационный потенциал и характеристики консультационной
деятельности 17
2. Анализ управленческого консультирования в
ОАО «КуйбышевАзот» 24
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ практики использования независимого консультирования в
системе управления предприятием 25
3.Рекомендации по повышению эффективности проведения
управленческого консультирования в ОАО «КуйбышевАзот» 28
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 41
Таблица 1.4 - Перечень российских организаций, занимавшихся освоением нововведений
№ |
Виды организаций |
Функции |
Ответственность за весь инновационный цикл |
Находится на хозрасчёте |
Находится на хозрасчёте государства | |||||
Исследования |
Изготовления |
Освоения | ||||||||
Фундаментальные |
Прикладные |
Опытное |
серийное |
в отрасли |
В народном хозяйстве | |||||
1 |
Пуско-наладочные организации |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
2 |
Проектно-конструкторские бюро (ПКБ) |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
Центры НОТ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
4 |
Центры НТИ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
5 |
Научно-производственные объединения (НПО) |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
6 |
Краевое НПО |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Научно-технические центры (НТЦ) |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 |
Межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
9 |
Центры НТТМ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
10 |
Консультационные фирмы, научно-технические кооперативы и т. д. |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Примечание: + наличие функций; - отсутствие функций
Как видно из табл. 1.4, группа организаций под общим названием «государственные формирования» принципиально отличается от новых формирований бюджетным финансированием. Есть основания полагать, что в условиях рыночной экономики эта группа организаций имеет все возможности для того, чтобы вырасти в крупные консультационные фирмы, максимально используя интеллектуальный потенциал сложившихся кадров [12; c. 114].
Поскольку организации, перечисленные в таблице 1.4, функционировали длительное время, то нет сомнений в том, что консультационная деятельность ими реализовывалась ранее в различных формах. Отличие же осуществляемой ими деятельности от классического управленческого консультирования можно проследить по таблице 1.5, анализируя содержание существующей договорной деятельности, ибо хоздоговорные работы всегда проводились различными научными подразделениями на конкретных хозяйственных объектах, а договорная деятельность занимала вполне конкретное место в системе управления.
Наложив этапы консультационной деятельности на структуру существующих договоров, получим содержательную картину, показывающую принципиальные отличия договора о консультировании от существующих видов договорной деятельности. При этом необходимо исходить из того, что заключение любого договора есть акт творческий, итоговый в процессе принятия управленческого решения. Именно поэтому в табл. 1.5 отражена не только хоздоговорная деятельность, но и весь спектр договорных отношений. Матричный способ построения таблицы позволяет провести своеобразную диагностику существующих договорных отношений через призму деятельности по управленческому консультированию и выявить конкретные направления деятельности по изменению существующего положения.
Этап «Осознание необходимости обновления» (п. 2) присущ всем типам договоров, поскольку, заключая договор, субъекты хозяйствования исходили из того, что организация или ее вещественные элементы нуждаются в обновлении. Однако глубоко этот вопрос прорабатывается только в случае заключения договора о консультировании, поэтому все остальные клетки на этой строке (п. 3) заполнены знаком +/-, то есть организация прорабатывала этот вопрос наполовину.
Таблица 1.5 - Матрица договорной деятельности
№ п/п |
Этапы УК |
Типы договоров |
Договор по осуществлению совместной деятельности |
Договор о консультировании | |||||
Договоры реализации продукции |
Договоры передач имущества в пользование | ||||||||
купли-продажи |
поставки |
контрактации |
мена |
займа |
Имущественного займа | ||||
1 |
Определение предмета договора |
матер. товар |
матер. товар.; интел. товар | ||||||
2 |
Осознание необходимости обновления |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Готовность организации к обновлению |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+ |
4 |
Поиск консультационной фирмы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
5 |
Установление контактов с консультационной фирмой |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
6 |
Предварительная диагностика |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+/- |
+ |
7 |
Принятие окончательного решения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Подписание договора или контракта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
9 |
Глубокая диагностика организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
10 |
Составление программы УК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+/- |
+ |
11 |
Обучение персонала организации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
12 |
Создание инициативных групп организации для участия в УК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
13 |
Освоение рекомендаций УК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
14 |
Составление отчёта от УК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
15 |
Сдача работы руководителю организации, окончательный расчёт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Примечание: + наличие процедуры в договоре; - отсутствие процедуры в договоре; +/- возможность двойственного решения.
Поскольку специализированных консультационных фирм в России не было, то и искать их не было надобности, тем более, что поставщики новой техники были известны заранее. Это исключало необходимость в контактах с теми, кто поставляет технику, в то время как при управленческом консультировании это очень важный этап подготовки к консультированию. Так же условно или наполовину (+/-) проводилась предварительная диагностика, хотя окончательное решение принималось при всех типах договоров. Правда, если подписание договора во всех случаях, кроме договора консультирования, заранее предопределено («бери, все равно в хозяйстве пригодится»), то такой однозначности при заключении договора по управленческому консультированию нет. Возможны случаи (и довольно часто), когда клиента просто не устраивает консультант, но это естественно лишь для тех ситуаций, когда есть выбор.
Все последующие этапы
управленческого
Анализируя данные таблиц 1.4 и 1.5, можно определить характерные признаки деятельности по управленческому консультированию (отличающие его от договорной деятельности, широко распространённой ранее в России): выбор модели, системы управления клиентской организации; приглашение консультанта или группы консультантов, владеющих специальными средствами эффективного освоения инноваций; наличие инновационной триады: новация-УК-нововведение (рис. 1.1); производство и манипулирование интеллектуальным товаром; активное взаимодействие и соучастие консультанта и клиента на всех этапах управленческого консультирования; активное участие в управленческом консультировании первого руководителя клиентной организации; широкое применение коллективного поиска решений тупиковых задач; широкое использование СМД - методологии (системо-мыследеятельностной); обязательность проведения глубокой диагностики и широкого обучения клиентной организации; использование всего арсенала активных методов обучения (деловая игра, ролевые тренинга); многовариантность вырабатываемых решений и их оптимизация; необходимость принятия во внимание эмоционально-психологической среды в процессе управленческого консультирования.
Эти признаки присущи управленческому консультированию и отличают данный вид интеллектуальной деятельности от договорной деятельности, выполняемой организациями, перечисленными в табл. 8, однако каждый из типов организаций в этой таблице характеризуется набором специальных функций, определяющих его особенности, что и позволило определить место каждого в общей типологии.
Таким образом, специфика управленческого консультирования состоит в том, что оно делает предметом управления управленческую инновацию как часть единого процесса, в которой происходит взаимодействие встречных потоков управленческих воздействий. Оба субъекта - консультант (группа консультантов) и клиент организуют управленческие воздействия в рамках соответствующих функций управления. Из множества воздействий целесообразно выделить основные блоки (направления), по которым идут потоки управленческих воздействий: «стратегия», «тактика», «мотивация». Объект управления состоит из 3-х блоков: «наука», «производство», «потребление», - включающих все поле хозяйственных отношений. Блоки разделены пространством сервисных услуг или пространством инфраструктуры управления. Правильнее было бы назвать это пространством управленческого консультирования. Особенности управленческих воздействий обоих субъектов управления состоят в следующем: воздействие со стороны консультантов на объект управления осуществляется только через пространство управленческого консультирования; исходя из того, что основной вид управленческого консультирования - это консультирование процесса, то воздействие на блоки «стратегия», «тактика», «мотивация» клиента осуществляется опосредованно, то есть через работников самой же организации или службой внутренних консультантов; противодействующие потоки управленческих воздействий, выявленные в процессе консультирования, анализируются, и на этой основе определяются направления совместного движения; управленческие воздействия на каждый из 3-х блоков объекта управления осуществляются с учетом специфики объектов и этапа управленческого консультирования; потоки управленческих воздействий взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие через обратные связи оказывает взаимное влияние на «стратегию», «тактику», «мотивацию» субъектов.
Таким образом, необходимость разработки оргтехнологий управленческого консультирования, учитывающих все многообразие типологии и других аспектов деятельности консультанта и клиентной организации, чрезвычайно актуальная задача, требующая научной разработки и практической апробации.
Основные виды деятельности ОАО «КуйбышевАзот» – производственная, коммерческая, строительство, внешнеэкономическая, торгово-посредническая, подрядная, бытовое обслуживание, передача в аренду имущества.
Предприятие образовано в 1961 г. Юридический статус – открытое акционерное общество. Основные акционеры – работники предприятия.
ОАО «КуйбышевАзот» является
динамично развивающимся компле
Основные виды производимой продукции представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные виды продукции
Основные виды продукции |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||||
Аммиак |
530,6 |
100% |
546,0 |
100% |
478 |
100% |
558,6 |
100% |
Аммиачная селитра |
313,7 |
78% |
341,6 |
85% |
305,9 |
76% |
281,0 |
80% |
Карбамид |
192,3 |
71% |
245,1 |
91% |
199,3 |
74% |
219,0 |
81% |
Сульфат аммония |
307,9 |
100% |
302,4 |
98% |
297,8 |
97% |
322,4 |
100% |
Капролактам |
105,0 |
88% |
107,0 |
89% |
106,3 |
89% |
116,5 |
99% |
2.2 Анализ практики использования независимого консультирования в системе управления предприятием
Многие годы практика использования консультантов в ОАО «КуйбышевАзот» носила кратковременный, эпизодический характер, усилия консультантов были рассредоточены и базировались преимущественно на личной инициативе. В настоящее время концепция управления в ОАО «КуйбышевАзот» находится на такой стадии развития, когда отрабатывается логика теории, то есть набор правил в рамках этой теории. Перед управленцами встала задача преодолеть сложившееся отставание, главным образом, путем высокой самоорганизации, взаимодействия и интеграции с опытом управления, накопленного в рамках теории организации и современного менеджмента.
Информация о работе Принципы управления консалтинговой деятельностью