Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:06, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации (далее Банк России) является ключевым регулятором банковской системы России и во многом является гарантом ее стабильности и устойчивости экономики. Система Банка России имеет сложную организационную структуру – центральный аппарат (далее ЦА), 79 территориальных учреждений (далее ТУ), и насчитывает более 70 тыс. сотрудников. В свою очередь территориальные учреждения имеют в своем подчинении сеть расчетно-кассовых центров и другие подразделения, обеспечивающие деятельность ТУ. Наличие сложной организационной структуры определяет сложность системы управления Банка России, которая охватывает два уровня – ТУ и ЦА. В настоящее время для Банка России актуальным является решение следующих основных задач: общее сокращение расходов, стандартизация деятельности территориальных учреждений, совершенствование системы управления территориальными учреждениями.
В качестве основного инструмента для выполнения указанных задач рассматривается процессный подход к управлению, эксперимент по внедрению которого в Банке России начался еще в 2002 году. Процессный подход является превалирующим подходом к построению гибкой и эффективной системы управления, получившим в последние 10-15 лет широкое распространение в мировой практике. Процессный подход предполагает четкое формулирование целей и стратегии деятельности, описание деятельности в виде совокупности взаимосвязанных процессов, имеющих на выходе конкретные результаты, четкое распределение ответственности между всеми участниками процессов.
Введение 3
1 Общая характеристика стресса 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2 Причины стресса 9
2 Управление стрессом 15
2.1 Способы борьбы со стрессом 15
2.2. Релаксация 17
2.3. Концентрация 20
2.4. Ауторегуляция дыхания 23
2.5. Индивидуальные способы борьбы со стрессом 24
3 Борьба со стрессами на рабочем месте в современных условиях 26
3.1 Направления поддержки высвобожденного персонала 26
3.2 Способы управления стрессом на рабочем месте 28
3.3. Признаки стресса на работе 31
3.4. Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля 36
3.5. Стресс-менеджмент как способ управления персоналом в стрессовых ситуациях 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Содержание
Стресс - обычное и часто встречающееся
явление. Мы все временами испытываем
его - может быть, как ощущение пустоты
в глубине желудка, когда встаем, представляясь
в классе, или как повышенную раздражительность
или бессонницу во время экзаменационной
сессии. Незначительные стрессы неизбежны
и безвредны. Именно чрезмерный стресс
создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс – это по своей сути еще один вид
эмоционального состояния, это состояние
характеризуется повышенной физической
и психической активностью. При этом одной
из главных характеристик стресса является
его крайняя неустойчивость. При благоприятных
условиях это состояние может трансформироваться
в оптимальное состояние, в при неблагоприятных
– в состояние нервно – эмоциональной
напряженности, для которого характерно
снижение работоспособности и эффективности
функционирования систем и органов, истощение
энергетических ресурсов.
Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благо-олучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Цель работы – раскрытие вопроса связанного с причинами стресса и методами управления стрессом в организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Предмет исследования – стрессовые ситуации, а объект – рабочий коллектив, в котором возникают стрессовые ситуации и основные методы управления персоналом.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе будут рассмотрены основные понятия и причины возникновения стресса, вторая глава посвящены основным методикам управления стрессом, дана краткая характеристика способов борьбы со стрессом, рассмотрены такие методики как релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания. Третья глава посвящена способам борьбы со стрессами на рабочем месте в современных условиях, направления поддержки высвобожденного персонала, а также способы сокращения стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.1
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. 2
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. 3
В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.
Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение
к тому, что делает индивид и что происходит
с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные
социальные роли, такие как роль родителя,
мужа, служащего и т. п. Он проявляется
в связи с такими явлениями как нарушение
здоровья, плохие привычки, сексуальные
трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности
по поддержанию семьи и отношений в ней
– работа по дому, супружеские проблемы,
конфликты между поколениями, жизнь с
молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм,
развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится
к проблемам, которые испытывают,
переживают большие группы людей, - например,
экономический спад, бедность, банкротство,
расовое напряжение и дискриминация.
Экологический стресс обусловливается
воздействием экстремальных условий окружающей
среды, ожиданием такого воздействия или
его последствий – загрязнение воздуха
и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные
соседи, толкотня, высокий уровень шума
и т. п.
Финансовый стресс не требует разъяснений.
Невозможность оплатить счета, не обеспечение
расходов доходами, затруднения в получении
долга, несоответствие уровня зарплаты
результатам работы, возникновение дополнительных
и финансово необеспеченных расходов,
эти и другие обстоятельства могут являться
причиной стресса.
Существует несколько видов стрессов:
1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.
2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.
3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.
Профессиональный стресс. Стресс, связанный с работой, отражается
на человеке в целом.
Стрессу в той или иной мере подвержены
все работающие, независимо от должностного
уровня и характера труда.
Стрессоры скорее привносятся в работу,
а не появляются в результате.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе
также является личностной характеристикой
(то есть разные люди по разному переживают
стрессы). К таким характеристикам можно
отнести:
Гендерные различия. Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины страдают от таких последствий стрессов, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушение сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. Однако у женщин есть и одно преимущество: они гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке
Личность типа А. После того как психологи стали контролировать традиционные факторы риска (например: кровяное давление, уровень холестерина, историю семьи), выяснилось, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей А — типа в два раза выше, чем у людей Б — типа. Личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются также исключительной амбициозностью и агрессивностью, они всегда стремятся к достижениям, бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Исследовались механизмы, создающие у представителей А — типа итоговые напряжения. В соответствии с одной из гипотез люди А — типа ненамеренно сами «подставляют» себя в ситуации, где влияние стрессоров на них будет усиленным, например: сами выбирают работу с высоким уровнем требований; таким образом, связь личностных характеристик и уровня напряжения опосредуется рабочими стрессорами. Люди типа А, как правило, — экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти; они нетерпеливы, раздражительны, враждебны, склонны к соперничеству, чрезмерно поглощены работой, стремятся к достижениям и сосредоточенны на соблюдении сроков выполнения работы и первенстве любой ценой.
Негативная аффективность. Люди с высокой негативной аффективностью:
— чаще испытывают дискомфорт и неудовлетворенность;
— больше склонны к самоанализу и чаще фиксируются на своих неудачах и недостатках;
— чаще обращают внимание на негативные стороны мира, и поэтому
относятся к себе хуже и меньше удовлетворены
собой и жизнью в целом.
Они сами могут создавать больше стрессоров. Так, например, они чаще вступают в конфликты, в результате чего в силу могут вступать дополнительные объективные стрессоры.
Такие люди весьма склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными жизнью вообще, а не только тем, что происходит с ними на работе. Они сосредоточены на негативных сторонах того, что с ними происходит, и «зацикливаются» на своих неудачах, слабостях и недостатках.