Принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации (далее Банк России) является ключевым регулятором банковской системы России и во многом является гарантом ее стабильности и устойчивости экономики. Система Банка России имеет сложную организационную структуру – центральный аппарат (далее ЦА), 79 территориальных учреждений (далее ТУ), и насчитывает более 70 тыс. сотрудников. В свою очередь территориальные учреждения имеют в своем подчинении сеть расчетно-кассовых центров и другие подразделения, обеспечивающие деятельность ТУ. Наличие сложной организационной структуры определяет сложность системы управления Банка России, которая охватывает два уровня – ТУ и ЦА. В настоящее время для Банка России актуальным является решение следующих основных задач: общее сокращение расходов, стандартизация деятельности территориальных учреждений, совершенствование системы управления территориальными учреждениями.
В качестве основного инструмента для выполнения указанных задач рассматривается процессный подход к управлению, эксперимент по внедрению которого в Банке России начался еще в 2002 году. Процессный подход является превалирующим подходом к построению гибкой и эффективной системы управления, получившим в последние 10-15 лет широкое распространение в мировой практике. Процессный подход предполагает четкое формулирование целей и стратегии деятельности, описание деятельности в виде совокупности взаимосвязанных процессов, имеющих на выходе конкретные результаты, четкое распределение ответственности между всеми участниками процессов.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика стресса 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2 Причины стресса 9
2 Управление стрессом 15
2.1 Способы борьбы со стрессом 15
2.2. Релаксация 17
2.3. Концентрация 20
2.4. Ауторегуляция дыхания 23
2.5. Индивидуальные способы борьбы со стрессом 24
3 Борьба со стрессами на рабочем месте в современных условиях 26
3.1 Направления поддержки высвобожденного персонала 26
3.2 Способы управления стрессом на рабочем месте 28
3.3. Признаки стресса на работе 31
3.4. Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля 36
3.5. Стресс-менеджмент как способ управления персоналом в стрессовых ситуациях 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом в стрессовых ситуациях.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Недосып легко может спровоцировать стресс на рабочем месте. Поэтому если ваш рабочий день начинается с 7.00. – ложитесь спать не позже 23.00. Так вы успеете восстановиться и будете физически готовы к новому дню без стрессов.

Научитесь говорить "нет"! Оцените свои сильные стороны и возможности для отдыха. Не загружайте себя задачами, которые еще больше осложнят работу. Вы должны выполнять поручения начальства и коллег только потому, что это хорошо для вас. Если вы обнаружите, что выполнение той или иной работы будет стоить слишком больших умственных и физических усилий для вас – не стесняйтесь сказать "нет". В противном случае вы сами загоните себя в стрессовую ситуацию на рабочем месте.  
Лучший способ справиться со стрессом почти на 100% - это совместить работу и хобби в единое целое. Если вы найдете работу, которую вы полюбите, которая станет приносить вам удовольствие – вы забудете и думать о стрессах. Иногда люди тратят многие годы, чтобы найти «свою» работу. Но это в конечном итоге стоит того.

Для некоторых сотрудников, однако, стресс на рабочем месте стресс является стимулом для повышения активности и производительности труда. Это так называемый «положительный стресс». Он вызывает прилив бодрости и желание решить поставленные задачи во что бы то ни стало.  
Работа под давлением, сжатые сроки, требования начальника – совсем не то, с чем некоторые амбициозные сотрудники готовы мириться для достижения успеха. Потому различные препятствия и  являются причиной стресса на рабочих местах – управление стрессом в данной ситуации просто необходимо. Хотя в малых дозах стресс помогает людям тратить свою энергию должным образом, чтобы он мог служить в качестве созидательных целей – лучше все же стараться избегать стрессов. Или хотя бы уметь вовремя справляться с ними. 

 

3.3. Признаки стресса на работе

Существует несколько признаков стресса на работе:

  1. Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
  2. Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.13
  3. Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.

 

 Следуя незатейливым рекомендациям можно легко держать стресс на рабочем месте под контролем.

  • Будьте доброжелательны с коллегами и подчиненными.
  • Совершенствуйте свои коммуникативные навыки – учитесь говорить так, чтобы вас понимали именно так, как вы хотите
  • Соблюдайте принципы тайм менеджмента, учитесь управлять временем.
  • Повышайте квалификацию – обязательно посещайте запланированные в компании курсы и тренинги.
  • Регулярно выполняйте простые физические упражнения перед выходом на работу: лежа в постели можно сделать 20 повторений упражнения для мышц брюшного пресса. После чего встать, потянуться вверх в течение 10 секунд. Далее, не спеша сделать 20-30 приседаний, и если получится – отжиманий. Кроме того, после работы нужна легкая аэробная нагрузка, например, 30-ти минутная прогулка быстрым шагом или часовая прогулка перед сном в спокойном и размеренном темпе.

Когда люди находятся под действием профессионального стресса, они становятся злыми и раздражительными. Такое состояние не лучшим образом сказывается на качестве их работы и производительности труда. Именно поэтому стресс лучше предупредить, чем бороться с непредсказуемым влиянием стресса на работу. Кроме того, профессиональный стресс не только уменьшает производительность труда, ухудшает взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными Стресс на рабочем месте оказывает самое пагубное влияние на здоровье. Ведь самое опасное в стрессе на работе – это продолжительность и очень часто – отсутствие возможности адекватной реакции на раздражитель. Ведь согласитесь, неразумно посылать босса, когда он того заслуживает – и, как результат – стресс.14

Для профессионального стресса есть множество весьма веских причин:

  • Страх увольнения. Потеря работы и стресс, безусловно связанные понятия.
  • Рост требований со стороны начальства без увеличения заработной платы.
  • Необходимость постоянно поддерживать определённый уровень работы.

Когда напряжение на работе уменьшает работоспособность или существенно влияет на личную жизнь, самое время принимать меры. Сначала важно обратить внимание на физическое и эмоциональное здоровье. Здоровому человеку гораздо проще противостоять стрессу. Чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет справляться со стрессом, когда работа становится непосильной.15 

Забота о себе не требует кардинального переворота в образе жизни. Даже пустяки могут поднять настроение и повысить уровень энергии. Сделайте всего один шаг и вскоре вы увидите, что количество стресса в жизни значительно сократилось. После этого, возможно, захочется сделать другие шаги для достижения баланса и гармонии в своей жизни.

1 шаг - жизнь в движении. Спорт – это потный, но эффективный  способ подъёма настроения, повышения  энергии, обострения внимания и  расслабления для ума и тела. Для максимального расслабления вам потребуется 30 минут ежедневных интенсивных физических нагрузок.

2 шаг – еда в радость. Желательно есть то, что хочется  именно сейчас, от чего «текут  слюнки». Если есть возможность, принимайте пищу небольшими и  дробными порциями в спокойной, располагающей к трапезе обстановке. Культура питания – важная составляющая здорового питания. Кроме того, частые и дробные перекусы способствуют сохранению нормального уровня сахара в крови – ведь низкий уровень сахара заставляет чувствовать беспокойство и раздражительность. Также напомним, что переедание делает человека вялым и лишает на продолжительное время работоспособности.  

3 шаг – все в меру. Потребление алкоголя важно сократить  до минимума. Понимание, что простая  передозировка алкоголя снижает  работоспособность организма человека вдвое на 3-4 дня – хороший аргумент в пользу умеренного потребления в течение рабочей недели и не только. Курение способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит непоправимый вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30% - выводы делайте сами. Еще никотин повышает уровень тревоги, а это прямая дорога к депрессии.  

4 шаг – здоровый сон. Беспокойство и стресс – главные причины бессонницы. Однако недосып снижает работоспособность, реакцию и способность концентрироваться, что на рабочем месте неминуемо ведет к стрессу. Бессонница ставит под угрозу способность противостоять стрессам. Гораздо легче сохранить эмоциональное равновесие, когда вы хорошо отдохнули. 

Когда стресс на рабочем месте не дает покоя, невозможно просто игнорировать его. К счастью, есть простые способы восстановления контроля над ситуацией. Ваша способность к самоконтролю будет восприниматься окружающими как сила, что приведёт к улучшению ваших отношений с коллегами и начальством. Вот несколько советов для снижения стресса на работе за счёт улучшения организации и правильного выбора жизненных ориентиров и профессиональных приоритетов:16

  • Создание сбалансированного графика. Проанализируйте ваше расписание, обязанности и повседневные задачи. Помните, что ваша работа не должна быть игрой на выживание. Постарайтесь найти баланс между работой и семейной жизнью, общественной деятельностью и хобби, ежедневной ответственностью и отдыхом.
  • Не перегружайте себя. Избегайте постоянного напряжения. Старайтесь не откладывать выполнения множества важных задач на последний день.
  • Просыпайтесь раньше. Запас в 10-15 минут избавит вас от спешки и утреннего стресса.  Ранний подъём сделает ваш день немного длиннее и позволит вам быть пунктуальнее.
  • Делайте регулярные перерывы в работе. Убедитесь, что вы делаете короткие передышки для своих мозгов в течение дня. В обед постарайтесь уйти со своего рабочего места. Короткий отдых поможет вам расслабиться, это поможет вам работать продуктивно.
  • Управляйте своими задачами. Советы по снижению стресса на рабочем месте:
    • Список приоритетных задач. Составьте список задач, которые вы должны решить в порядке убывания их важности. В первую очередь уделяйте внимание наивысшим приоритетам. Если вам необходимо сделать что-то не особенно приятное, займитесь этим как можно раньше. А оставшуюся часть дня посвятите более приятным делам и обязанностям.17
    • Разбивайте крупные проекты на части. Если крупный проект кажется невыполнимым, не бойтесь, просто разбейте его на большое количество маленьких этапов-шагов и выполняйте их постепенно. Сосредотачивайтесь на выполнении каждого шага в отдельности, вместо того чтобы думать обо всём и сразу.
    • Делегируйте ответственность. Вы не должны делать всё. Если в вашей компании есть люди, которые могут справиться с выполнением одной из ваших задач, почему бы не позволить им заниматься этой задачей? Отпустите желание самостоятельно выполнять и контролировать все, даже самые незначительные, задачи. И вы снизите уровень своего напряжения.

3.4. Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля

 

 Эмоциональная среда на работе становится всё более напряжённой? Или вы испытываете стресс на новой работе? Даже если вы чувствуете, что эмоциональная среда на работе становится всё более напряжённой, вы всё равно можете сохранить самообладание и уверенность в себе, понимая и практикуя на практике эмоциональный самоконтроль. 

Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

  • Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.
  • Самоуправление - способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  • Общественное сознание - способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.
  • Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

Чем выше ваша способность к эмоциональному самоконтролю, тем проще вам справиться с профессиональным стрессом. К счастью, эмоциональный самоконтроль – не является врождённым свойством, это то, чему мы можем учиться на протяжении всей жизни. 

К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:18

  • Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.
  • Отдавайте отчёт собственным эмоциям. Проговаривайте про себя: «сейчас я злюсь» или «сейчас я обижен» и т.д. Это упражнение поможет вам запомнить негативные эмоции, осознать и постараться переключиться на позитивный лад. Такая практика поможет вам научиться разбираться не только в своих эмоциях, но и в эмоциях окружающих вас людей. К примеру, если вы недавно устроились на работу, это поможет вам быстрее влиться в коллектив и понять, кто есть кто.19
  • Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.
  • Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка. Но знайте меру, т.к. шутки над другими людьми могут привести к обратному эффекту. Не смейтесь над коллегами.
  • Учитесь слушать. Человек, который умеет слушать, очень ценен.

 

 В интересах менеджера поддержание низкого уровня профессионального стресса в коллективе. Менеджеры должны выступать в качестве примера для подражания, особенно в периоды высокой трудовой нагрузки. Если кто-то, кем мы восхищаемся остается спокойным даже в тяжёлой стрессовой ситуации, гораздо легче сохранять собственное спокойствие - и наоборот! Есть также организационные изменения, которые менеджеры и работодатели могут ввести для сокращения производственного стресса:20

  1. Поддерживайте связь с сотрудниками. Постоянный обмен информацией с сотрудниками снижает неопределённость в работе менеджера. Чёткое распределение ролей и обязанностей между сотрудниками. Дружественное и эффективное общение, а не подлые и низкие взаимоотношения.
  2. Консультируйтесь с вашими сотрудниками. Дайте работникам возможность участвовать в принятии решений, влияющих на их деятельность. Во время планирования правил работы опирайтесь на пожелания сотрудников. Убедитесь, что существующая рабочая нагрузка является посильной для сотрудников. Это поможет вам избежать нереальных сроков. Покажите, что вы цените отдельных работников, которые качественно и в срок справляются со своей работой. 
  3. Предложения, вознаграждения и стимулы. Поощряйте хорошую производительность работы устно и материально. Обеспечьте возможности для карьерного роста. Дайте сотрудникам почувствовать больший контроль над их ежедневными обязанностями. 
  4. Развивайте дружественные отношения внутри коллектива: обеспечивайте возможность межличностных контактов между сотрудниками; создайте политику абсолютной нетерпимости к сексуальным домогательствам; устраивайте совместные тренинги, семинары и традиционные «корпоративы».

3.5. Стресс-менеджмент как  способ управления персоналом  в стрессовых ситуациях

Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей.

Стресс-менеджмент подразумевает проведение системы мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на следующие три группы: работа с руководителем, тренинги для персонала и выравнивание микроклимата в коллективе.

Тренинги для руководителей

Такие тренинги проводятся, как правило, индивидуально и опираются на результаты оценки эффективных и малоэффективных компонентов поведения руководителей. Все последующие усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях. В результате проведенных занятий руководитель должен выработать умение справляться с такими воздействиями внешней среды как частая и неожиданная смена ситуации, неопределенность и многими другими факторами, определяющими рабочий день топ-менеджера.

Информация о работе Принятия управленческих решений