Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 23:06, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации (далее Банк России) является ключевым регулятором банковской системы России и во многом является гарантом ее стабильности и устойчивости экономики. Система Банка России имеет сложную организационную структуру – центральный аппарат (далее ЦА), 79 территориальных учреждений (далее ТУ), и насчитывает более 70 тыс. сотрудников. В свою очередь территориальные учреждения имеют в своем подчинении сеть расчетно-кассовых центров и другие подразделения, обеспечивающие деятельность ТУ. Наличие сложной организационной структуры определяет сложность системы управления Банка России, которая охватывает два уровня – ТУ и ЦА. В настоящее время для Банка России актуальным является решение следующих основных задач: общее сокращение расходов, стандартизация деятельности территориальных учреждений, совершенствование системы управления территориальными учреждениями.
В качестве основного инструмента для выполнения указанных задач рассматривается процессный подход к управлению, эксперимент по внедрению которого в Банке России начался еще в 2002 году. Процессный подход является превалирующим подходом к построению гибкой и эффективной системы управления, получившим в последние 10-15 лет широкое распространение в мировой практике. Процессный подход предполагает четкое формулирование целей и стратегии деятельности, описание деятельности в виде совокупности взаимосвязанных процессов, имеющих на выходе конкретные результаты, четкое распределение ответственности между всеми участниками процессов.
Введение 3
1 Общая характеристика стресса 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2 Причины стресса 9
2 Управление стрессом 15
2.1 Способы борьбы со стрессом 15
2.2. Релаксация 17
2.3. Концентрация 20
2.4. Ауторегуляция дыхания 23
2.5. Индивидуальные способы борьбы со стрессом 24
3 Борьба со стрессами на рабочем месте в современных условиях 26
3.1 Направления поддержки высвобожденного персонала 26
3.2 Способы управления стрессом на рабочем месте 28
3.3. Признаки стресса на работе 31
3.4. Сокращение стресса на работе при помощи эмоционального самоконтроля 36
3.5. Стресс-менеджмент как способ управления персоналом в стрессовых ситуациях 38
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Локус контроля. Это склонность человека описывать
события или как находящиеся под личным
(внутренним) контролем, или под контролем
внешних факторов, таких как судьба, случай
и удача. Человек с ярко выраженным внутренним
локусом контроля, убежден в своей способности
влиять на силы и события, определяющие
их жизнь. Люди с ярко выраженным внешним
локусом контроля уверены в том, что их жизнь
зависит от других и определяется такими
не зависящими от них обстоятельствами.
Установлено, что люди с внутренним локусом
контроля менее подвержены стрессам, чем
их коллеги с внешним локусом контроля,
выполняющие ту же работу.
Образование и социальный статус. Поскольку профессия и образование непосредственно связаны с доходом человека, то можно ожидать, что эти факторы связаны с психологическим и физическим здоровьем. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации.
Выносливость. Люди, о которых принято говорить, что они выносливы, имеют установки, делающие их менее восприимчивыми к стрессам. Выносливые люди убеждены в своей способности контролировать события собственной жизни и влиять на них. Они с головой уходят в работу и в свои иные интересы, а перемены для них — не столько источник опасности, сколько возбуждающая их возможность испытать свои силы. Выносливость может смягчить влияние стрессов, ибо от нее зависит, как люди оценивают и интерпретируют события, происходящие в их жизни, и приобретаемый ими опыт.
Самоэффективность. Это уверенность человека в том, что он решит стоящую перед ним задачу, т. е. то, насколько адекватными, эффективными и компетентными мы ощущаем себя перед лицом тех требований, которые предъявляет к нам жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.
Самоуважение. Когда же говорят о самоуважении (отражает наше отношение к самим себе) работающего человека вместо этого термина используют другой — самоуважение, основанное на полном служебном соответствии. Люди с ярко выраженным чувством самоуважения, основанным на полном служебном соответствии, ощущают себя профессионально адекватными и видят в себе важных, эффективных и стоящих сотрудников своей организации. Результаты исследований говорят о том, что люди, обладающие этим чувством, более устойчивы к воздействию стрессоров. Люди, не обладающие им, либо обладающие лишь в незначительной степени, более подвержены влиянию ролевых конфликтов (основных производственных стрессоров) и болезненнее реагируют на недостаточную поддержку со стороны руководителей. Они также более пассивны в том, что касается сопротивления стрессу и его преодоления.
Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. По данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного организма, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной помощи.
Очень важно определить ранние признаки стрессового состояния, которые сопровождают, а иногда и предвещают симптомы, принимающие со временем все более серьезную угрозу для нашего организма. К сожалению, люди часто игнорируют эти ранние признаки, что повышает риск серьезных заболеваний.
Некоторые из признаков раннего предупреждения говорят об изменении физического состояния организма. Это повышение частоты дыхания (гипервентиляция легких), хроническая усталость, изжога или тошнота. Другие сигналы свидетельствуют о снижении эмоционального фона: чаще это изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Третьи касаются изменений психологического состояния человека: он становится более раздражительным, резким,
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.
Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
Стресс может возникнуть в результате
плохих физических условий,
например, отклонений в температуре помещения,
плохого освещения или
чрезмерного шума. Неправильные соотношения
между полномочиями и
ответственностью, плохие каналы обмена
информацией в организации и
необоснованные требования сотрудников
друг к другу тоже могут вызвать
стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком.
Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс. Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы: дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста. Одна из причин стресса у детей - ожидания наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе. Стресс у детей может вызван плохой адаптацией среди сверстников. У студентов чаще всего стрессовое состояние вызвано со сдачей экзаменов. Человек подвергается стрессу по разным причинам. Это могут быть экстремальные ситуации, к которым относятся всевозможные техногенные аварии, природные катаклизмы, попадания человека в места лишения свободы, физическое, психологическое и сексуальное насилие; семейные проблемы, трудности на работе, проблема одиночества, выход на пенсию. У человека, испытывающего постоянный стресс, со временем могут возникнуть психосоматические заболевания. Поэтому в области психологии проводятся исследования учеными, направленные на выявление стрессовых ситуаций, их классификация и предотвращение этих ситуаций, с учетом характера человека, выявление внутренних ресурсов личности для совладания со стрессом. Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом: 4
- релаксацию;
- концентрацию;
- ауторегуляцию дыхания.
Неблагоприятные факторы ( стрессоры
) вызывают реакцию стресса,
т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно
старается
приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает
выравнивание, или адаптация. Человек
либо обретает равновесие в
создавшейся ситуации и стресс не дает
никаких последствий, либо не
адаптируется к ней - это так называемая
МАЛ-АДАПТАЦИЯ ( плохая адаптация). Как
следствие этого могут возникнуть различные
психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что , в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
Активная защита от стресса. Человек
меняет сферу деятельности и
находит что-то более полезное и подходящее
для достижения душевного
равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка,
работа в саду или огороде, коллекционирование
и т.п. )
Активная релаксация ( расслабление ),
которая повышает природную
адаптацию человеческого организма - как
психическую, так и физическую.
Эта реакция наиболее действенная.
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс
у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является
автоматической подготовкой к активному
действию: атакующему или защитному. Такая
подготовка
осуществляется в организме всегда, независимо
от того, какой будет
реакция на стресс - даже тогда, когда не
происходит никакого физического
действия. Импульс автоматической реакции
может быть потенциально
небезопасен и приводит организм в состояние
высшей готовности. Сердце
начинает биться учащенно, повышается
кровяное давление, мышцы
напрягаются. Вне зависимости от того,
серьезна ли опасность (угроза
жизни, физическое насилие) или не очень
(словесное оскорбление), в
организме возникает тревога и в ответ
на нее - готовность противостоять.
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье) :
- импульс
-стресс
-адаптация.
Иными словами, если наступает стресс,
то вскоре стрессовое состояние
идет на убыль - человек так или иначе успокаивается.
Если же адаптация
нарушается ( или вообще отсутствует),
то возможно возникновение
некоторых психосоматических заболеваний
или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ( если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы,
релаксация регулирует
настроение и степень психического возбуждения,
позволяет ослабить или
сбросить вызванное стрессом психическое
и мышечное напряжение.
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара.5
Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.
При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Большинство из нас уже настолько привыкло
к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как
естественное состояние, даже не осознавая,
насколько это вредно. Следует четко уяснить,
что освоив
релаксацию, можно научиться это напряжение
регулировать,
приостанавливать и расслабляться по
собственной воле, по своему желанию.
Итак, выполнять упражнения релаксационной
гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних
глаз. Целью упражнений является
полное расслабление мышц. Полная мышечная
релаксация оказывает
положительное влияние на психику и снижает
душевное равновесие.
Психическая ауторелаксация может вызвать
состояние “идейной пустоты”.
Это означает минутное нарушение психических
и мыслительных связей с
окружающим миром, которое дает необходимый
отдых мозгу. Здесь надо
проявлять осторожность и не переусердствовать
с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.
1. Лежите спокойно примерно 2 минуты,
глаза закрыты. Попытайтесь
представить помещение, в котором находитесь.
Сначала попробуйте мысленно обойти всю
комнату(вдоль стен), а затем проделайте
путь по всему
периметру тела - от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и
на мгновение задержите дыхание
Одновременно резко напрягите все мышцы
на несколько секунд, стараясь
почувствовать напряжение во всем теле.
При выдохе расслабьтесь.
Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут,
расслабившись и
сосредоточившись на ощущении тяжести
своего тела. Наслаждайтесь этим
приятным ощущением.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением.
4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы.
Затем полежите спокойно в течение нескольких
минут, полностью
расслабившись и ощущая тяжесть своих
расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте
в сознании, но не
воспринимайте. То же самое относится
и к мыслям, однако не пытайтесь их
побороть, их нужно только регистрировать.6
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица ( губы, лоб).
В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.