Приоритеты экологической политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Содержание

Введение

Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5

1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5

1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6

1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11

Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14

2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14

2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17

Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19

3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19

3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23

3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………………..32

Список используемых источников и литературы………………………………………36

Приложение……………………………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ чистовик.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Экологически  неблагополучны все крупные «города-заводы» России. 2

          В критическом состоянии находится действующая система водоснабжения большинства городов России. Экстремально высокие загрязнения (ЭВЗ) и высокие загрязнения поверхностных вод зафиксированы в следующих реках: Волга, Обь, Дон, Амур, Северная Двина, Урал, Уфа, Томь, Белый Иртыш, Тобол, Нева. 

  1. - Меркулов  М.  М.  Экологическая  функция  современного  Российского  государства (международный, федеральный и региональный аспекты). Ставропольский ГУ – Ставрополь Редакционно-издательский отдел СКИ, 2002. - 212 С.
  2. - Общественные науки и современность 2002 № 1 А.Л. Болотова «Экологическая политика повседневности в западных странах и в России».

     Растет число чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом вредных химических веществ, аварий техногенного и природного характера. 1

    В России проблемы охраны окружающей среды  отражены в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства  РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р.

    Сохранение  и восстановление природных систем, обеспечение  экологической безопасности страны определяются Доктриной как одни из приоритетных направлений деятельности государства и общества. В 4 разделе Экологической доктрины Российской Федерации также изложены приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации:

    - обеспечение безопасности при  осуществлении потенциально опасных   видов деятельности и при чрезвычайных  ситуациях; 

    - экологические приоритеты в здравоохранении;

    - предотвращение и снижение  экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

    - предотвращение терроризма, создающего  опасность для окружающей среды; 

    - контроль за использованием и  распространением чужеродных видов   и генетически измененных организмов.

    Собственно  термин государственная экологическая политика в российском законодательстве отсутствует. Он применяется в подзаконном акте - в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.07.01 № 910-р «О программе социально экономического развития  Российской  Федерации  на  среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)». Само же определение здесь не приводится. Законодатель на федеральном уровне именует государственную экологическую политику, как: «единая  государственная политика в области экологии», «единая государственная политика в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», «федеральная политика в области экологического развития Российской Федерации».

    Законодательно  также закреплены термины «единая  государственная политика в области  охраны атмосферного воздуха», «федеральная политика в области государственного экологического регулирования процесса уничтожения химического оружия» и другие.

 
 
 
  1. - Клюев Н.Н. Россия – экологический «портрет» на глобальном фоне // Научно-популярный журнал «Экология и жизнь» - 2002 г. - № 6

    На  подзаконном уровне используются термины  «основные направления региональной политики в сфере обеспечения  экологической безопасности и охраны окружающей среды» (единой для Федерации  и субъектов Федерации), «государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», «единая научно-техническая политика в области охраны окружающей природной среды». 1

    Экологический энциклопедический словарь содержит следующее определение: экологическая политика – это система мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия. 2 Здесь также отмечается, что экологическая политика имеет целью не только охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности, но также сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека. В этом же энциклопедическом издании даётся определение природоохранной экологической политики, под которой понимается целенаправленная политика охраны и восстановления природной среды.

    Основной  кодифицированный акт в области охраны окружающей среды – Федеральный  закон  Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он является «вершиной» экологического  законодательства.

    Охрана  окружающей среды (природоохранная  деятельность) - деятельность органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий. 3

    Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 01 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики

 
  1. Указ Президента Российской Федерации «О Концепции  перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 0.04.1996 г.
  2. - Экологический  энциклопедический  словарь ред.  В. И. Данилов-Данильян, Ю. М. Арский, Р. И. Вяхирев, М. Ч. Залиханов, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев. М.: Ноосфера, 1999 г.
  3. - Федеральный закон Российской  Федерации «Об  охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ, ст. 2

    определяются: законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации; федеральные законы); программами Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.

    К основным направлениям современной  экологической политики Российской Федерации можно отнести, в частности:

    - формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду;

    - совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности;

    - создание единой системы государственного экологического мониторинга;

    - стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы;

    - развитие предпринимательства в сфере экологии;

    - расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии;

    - укрепление международного сотрудничества в области защиты природы;

    В настоящее время в России можно  выделить три механизма формирования и реализации экологической политики:

    -  прямое регулирование через государственное  воздействие;

    - экономическое стимулирование через  рыночные механизмы;

    - смешанные формы.

    Национальный  план действий в области охраны окружающей среды (НПДООС) уделил особое внимание направлению государственной экологической политики по совершенствованию государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

    Предусмотрено два этапа реализации этого направления. Во-первых, осуществление обоснованного разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в сфере природопользования с тем, чтобы на каждом уровне были сконцентрированы именно те полномочия и функции, которые могут осуществляться наиболее эффективно.

    Во-вторых, на каждом уровне управления – детализация этих полномочий путём выработки конкретных перечней функций в сфере управления природопользованием с их распределением между органами управления на каждом уровне (федеральном и региональном).

 

    1.3 Основы региональной экологической политики России

    Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь именно они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За «центром» остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

    В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14031-2001 понятие «региональный» может относиться к области (провинции) или группе областей внутри страны, или к группе стран, или к континенту, в зависимости  от масштабности окружающей среды рассматриваемой организацией. Федеративное устройство России включает шесть типов наименований её административно-территориальных единиц, обобщенно называемых субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Отсюда региональная экологическая политика в Российской Федерации может рассматриваться, как политика конкретных субъектов Российской Федерации, или совместная политика ряда субъектов Российской Федерации.

    Объективными  предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов. 1

    Региональная экологическая политика как и государственная базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды

_____________________________________________________________________________

1 – Высторобец Е. А.,  Дупак В. Я.   Государственная   и   региональная экологическая политика. информ.-метод. материалы. Учеб.-метод. пособие по курсу: «Экология, охрана природы, экологическая безопасность». МОУЦ «Нахабино» - М.: Одна восьмая, 2005 г., 60 с.                                                                           и рационального использования природных ресурсов. Ее стратегической целью также является сохранение природных систем, поддержание их целостности, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, демографической ситуации и обеспечение экологической безопасности страны.

         Для анализа безопасного развития регионов следует исходить из масштабов и специфики воздействия различных видов антропогенной деятельности, из территориальной дифференциации региона и степени устойчивости природной среды.

         Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:

          - гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

         - сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

         - улучшение экологического состояния бассейна рек;

         - улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;

        - экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

         Основными направлениями деятельности региональных экологических служб являются:

         - контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

         - обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной  экологической  надежности запрет на их строительство;

Информация о работе Приоритеты экологической политики России