Приоритеты экологической политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Содержание

Введение

Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5

1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5

1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6

1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11

Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14

2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14

2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17

Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19

3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19

3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23

3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………………..32

Список используемых источников и литературы………………………………………36

Приложение……………………………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ чистовик.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

          - содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды. 1

             Важнейшее направление работы органов экологической службы - содействие созданию и стимулированию деятельности предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды, а также совершенствование системы экологического мониторинга.

         Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

 
 
  1. Указ  Президента  Российской Федерации «Об  основных  положениях региональной  политики в Российской  Федерации» от 03.06.1996 г. .№ 803

  - последовательное осуществление  всеми органами власти государственной  региональной политики;

  - учет в решениях центральных  органов управления интересов  и особенностей 

регионов, которых эти решения касаются;

     - повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

    Доказано, что одним из наиболее действенных направлений повышения эффективности региональной экологической политики является развитие «модели партнерства» в экологической сфере. Развитие данной модели предполагает наличие двух ключевых условий: во-первых, существования заинтересованных кругов на всех уровнях власти, которые могли бы быть партнерами в решении проблем экологического управления; во-вторых, предложений практических мер по широкому включению гражданского общества в экологически ориентированное управление. 1

    В настоящее время в российских регионах наблюдается слабая восприимчивость  экологической сферы к достижениям  научно-технического прогресса. В результате сформировалось понимание необходимости преобразования существующих административных систем управления экологической деятельностью в комплексные административно-экономические системы. В интересах развития этих систем актуально широкое использование экономических рыночных регуляторов для поощрения предпринимательских инициатив в сфере охраны окружающей среды при сохранении государственного контроля и нормирования в этой области.

    Важной  задачей региональной экологической  политики является государственное содействие экологизации гражданского общества. Для этого необходимо совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений. 2

    Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических  характеристик, а каждому региону - специфический набор индивидуальных экологических проблем.

    Переход регионов на безопасное развитие состоит  в сочетании политических и экологических принципов территориальной, природно-ресурсной, демографической и социальной безопасности.

___________________________________________________________________________

1- Общественные науки и современность 2002 г. № 1 А.Л. Болотова «Экологическая политика повседневности в западных странах и в России».

  1. -  Экологические индикаторы качества роста региональной экономики / под ред. И. П. Глазыриной, И.М.Потравного. - М.:НИА - Природа, 2006 г.
 

    Глава 2. Экологические  и биологические  аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области.

 

    2.1 Экологические аспекты

    Оренбургская  область является одной из самых  промышленно развитых в России, что  во многом определяет ее статус как  одного из наиболее  экологически неблагополучных  регионов. На состояние окружающей среды в области влияет концентрация предприятий отраслей с высоким уровнем экологического воздействия (химическая, газовая, нефтехимическая, топливная и пр.), высокий уровень развития автотранспорта. 1

    С точки зрения перспектив перехода к  устойчивому развитию экономики Оренбургской области особое внимание необходимо уделить износу основных фондов. В условиях их старения этот индикатор имеет негативную динамику роста. Оренбургская область по данному показателю превышает средний по стране уровень. Это приводит к сверхпотреблению природных ресурсов, дополнительному загрязнению окружающей среды, техногенными авариями с тяжелыми экологическими последствиями технологическим отставанием. Износ фондов, обеспечивающих потребление водных, энергетических, топливных и других природных ресурсов тормозит устойчивое развитие региона.

    Для территории основных промузлов области (Оренбургского и Орского: Орск, Новотроицк, Гай) характерен высокий модуль техногенной нагрузки.. Несколько меньшими, но достаточно высокими техногенными нагрузками характеризуются нефтегазоносные районы в западной части области (от Бугурусланского на севере до Первомайского на юге). В эту же категорию попадает и Кувандыкский район (Кувандык, Медногорск), где расположены криолитовый завод и медносерный комбинат. 2

    Необходимо  отметить слабую защищенность природной  среды области от большинства  неблагоприятных геоэкологических факторов. На значительных площадях поверхность  области подвергается разрушительным экзогенным процессам (речная эрозия, плоскостной смыв, оврагообразование и др.). Грунтовые воды относятся к категории либо условно защищённых, либо вообще незащищённых.

_____________________________________________________________________________

  1. - Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2009 году»: Оренбург, МПР РФ, 2010 г..
  2. – Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2009 году»: Оренбург, МПР РФ, 2010 г.

    В результате 85% территории области относится к категории с неблагоприятными геоэкологическими условиями. Районы с особо неблагоприятными условиями выделяются в гористой части и охватывают центральную часть области. К экологически благоприятной территории отнесена только её юго-восточная окраина (2% территории).

    На  геоэкологическую обстановку в области  также оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах. Повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах характерно почти для всех районов. В подземных водах области отмечается существенное превышение норм предельно допустимы концентраций по бериллию (6-25 раз). Установлен градиент роста этого показателя с северо-запада (Бугуруслан) на юго-восток (Акбулак).

    Регион  промышленного Урала, в состав которого входит Оренбургская область, располагает  ограниченными водными ресурсами. Напряженный водохозяйственный  баланс наблюдается практически по всему бассейну, особенно там, где расположены Орско-Новотроицкий, Медногорский, Гайско-Ириклинский промышленные узлы, Оренбургский топливно-промышленный комплекс.

    Водные  ресурсы области представлены поверхностными и подземными водами. Поверхностные воды включают следующие реки: Урал, Сакмару, Илек, Орь, Самару, Большой Кинель, 15 притоков длиной 100-200 км, 29 рек протяженностью 50-100 км, 513 рек – до 50 км. На территории области имеется 47 естественных озер площадью зеркала около 30 тыс. га. Вода в озерах смешанного состава – от пресной до солоноватой. Значительный водный фон составляют 146 водохранилищ, 212 прудов. Общий запас пресной воды в прудах и водохранилищах составляет до 4 км3.

    Река  Урал – крупнейшая водная артерия Оренбургской области. Качество воды в реке на территории области низкое. Основные загрязняющими её веществами являются нефтепродукты, фенолы. Самые чистые реки бассейна реки Урал - Сакмара и Салмыш. Самая загрязненная река Блява, левобережный приток реки Сакмара, соответствует 7 классу качества – «чрезвычайно грязная». Здесь часто отмечают превышение норм предельно допустимых концентраций по цинку, меди в десятки раз.

    Основным  источником водоснабжения в Оренбургской области являются подземные воды. Вопросы учёта использования подземных вод и контроля за их состоянием являются в настоящее время весьма актуальными и находят своё отражение в системе мониторинга геологической среды.

    Подземные воды Оренбургской области относятся к недостаточно защищенным и качество их в той или иной степени неразрывно связано с качеством поверхностных вод речных долин. Немалую роль в загрязнений подземных вод играют коммунальное хозяйство и агропромышленный комплекс. Но наибольшее влияние оказывают объекты газовой, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Основными загрязняющими веществами являются нефть, нефтепродукты и отходы их переработки, фенолы, соли тяжелых металлов.

    Гидрохимическая обстановка на водозаборах довольно сложная. На 22 водозаборах отмечается загрязнение подземных вод, которое чаще всего связано с загрязнением со стороны неканализированных поселков или промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

    Основная  часть территории области занята землями сельскохозяйственного назначения - 88,3%. Земли населенных пунктов составляют 2,9%, земли промышленности, транспорта, связи - 2,1%, земли лесного фонда - 5,4%, земли запаса – 1%, земли особо охраняемых территорий и земли водного фонда - 0,4%.

    Оренбургская  область расположена в пределах трех физико-географических стран (Восточно-Европейская равнина, Уральская горная страна и Тургайская столовая страна), что предопределило формирование сложного почвенного покрова, который включает около 20 типов почв. 1

    Превышение экологически допустимых норм использования земель в сельскохозяйственном производстве (распаханность - 52%) приводит к усилению процессов деградации почв, ухудшению гидрологического режима водосборных бассейнов, снижению способности ландшафтных комплексов к саморегуляции и самовосстановлению, а также поддержанию высокой продуктивности агроценозов. По данным крупномасштабных почвенных исследований (1961-1999 гг.) около 37% сельскохозяйственных угодий подвержены водной эрозии. Площадь почв, подверженных дефляции, составляет 5,8%. Ежегодно в результате эрозии почв теряется около 8 млн. тонн верхнего плодородного слоя, около 30% земель южных и юго-восточных районов области а разной степени подвержены процессам опустынивания.

    Наряду  с быстроразвивающимися процессами деградации почв сокращаются объемы мелиоративных работ. Из общего количества сельхозпредприятий, использующих агрохимикаты, 49% не имеют складов для их хранения, в 50% предприятий пестициды хранятся в неприспособленных помещениях. Практически отсутствуют специализированные площадки для заправки техники ядохимикатами и мойки автотранспорта.

_____________________________________________________________________________

  1. - Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургской области. - Оренбург, 1996 г.

    Не  решается вопрос по утилизации пришедших  в негодность и запрещенных пестицидов.

    Эколого-геохимические  исследования земель выявили высокие уровни загрязнения почв тяжелыми металлами в районах Кувандыкского, Медногорского, Гайского и Орско-Новотроицкого промышленных узлов. Основными источниками эмиссии загрязняющих веществ являются Медногорский медносерный комбинат, Южно-Уральский никелевый комбинат, Орско-Халиловский металлургический комбинат, а также транспорт. Анализ загрязнения почв промышленных городов показал, что к наиболее распространенным загрязнителям во всех городах относится бензапирен.

    Изучение  почвенного покрова в районе Оренбургского газоконденсатного месторождения и газоперерабатывающего комплекса показало, что содержание мышьяка, свинца, меди, цинка, никеля, ртути и кобальта находится на уровне ПДК, но выше фоновых концентраций.

    Необходимо  отметить захламление территории области бытовыми и сельскохозяйственными отходами. По объему накопленных отходов область занимает второе место в Уральском экономическом районе.

 

    2.2 Биологические аспекты

    Климат Оренбуржья - резко континентальный, что объясняется удаленностью области от океанов и морей и выражается в большой амплитуде колебаний температуры воздуха между зимой и летом, которая составляет 35-38 °С, а также в малом количестве атмосферных осадков. Атмосферные осадки на территории Оренбургской области распределяются неравномерно, уменьшаясь в количестве с запада на восток и с севера на юг. Годовая сумма осадков колеблется от 450 мм на северо-западе до 350 мм на юге и юго-востоке области. Влажность воздуха минимальна в мае, а максимальна - в ноябре-декабре и марте. Относительная влажность увеличивается с юга на север области. 1

Информация о работе Приоритеты экологической политики России