Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Введение
Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5
1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5
1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6
1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11
Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14
2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14
2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17
Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19
3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19
3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23
3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список используемых источников и литературы………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………………….37
На территории области в настоящее время обитает 75 видов млекопитающих, встречаются более 270 видов птиц, отмечено 12 видов рептилий, 10 видов амфибий, более 60 видов и подвидов рыб. 2
______________________________
1 - Красная книга Оренбургской области. / Под peд. А.С.Васильева. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г.
2 - Закон Оренбургской области Закон Оренбургской области «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области» от 07.12.1999 г. N 394/82-ОЗ
В Красную книгу Оренбургской области внесено 10 видов млекопитающих (из них 4 внесены в Красную книгу РФ), 51 вид птиц (из них 41 внесены в Красную книгу РФ), 5 видов рептилий, 2 вида амфибий, 10 видов рыб (из них 10 внесены в Красную книгу РФ), 31 вид насекомых (из них 16 внесены в Красную книгу РФ).
Оренбургская область располагает разнообразными охотничьими угодьями и ресурсами. Общая площадь охотугодий составляет 11,1 млн. га. Для охраны и воспроизводства промысловых видов фауны в области создано 20 охотничьих заказников. В охотхозяйствах Оренбургской области встречаются следующие виды охотничьих животных: сибирская косуля, кабан, волк, барсук, лось, куница, бобр, заяц-русак, лиса, водоплавающая дичь. Охотничья фауна области представлена более чем 40 видами животных. Из-за малой численности на территории области запрещена охота на белку, глухаря, серую куропатку. Численность крупных хищников (бурого медведя, волка, рыси) также очень мала. 1
Природа Оренбургской области довольно разнообразна. На её территории господствует сухолюбивая травянистая растительность. Леса занимают лишь около 4% общей площади области. Область богата ресурсами кормовых растений: это злаки, бобовые и большое количество разнотравья.
Растительность Оренбургской области длительное время подвергается воздействию человека, негативными примерами которого являются распашка земель, рубка лесов, осушение болот, разработка полезных ископаемых, внесение удобрений и ядохимикатов.
Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. В Красную книгу Оренбургской области занесено около 145 видов растений, относящихся к 50 семействам и 110 родам.
______________________________
Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области.
3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области.
Существующая система управления в сфере природоохранной деятельности и природопользования представлена структурами федеральных и местных органов власти области. 1
Орган исполнительной власти в Оренбургской области представлен Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. В состав Министерства входят следующие отделы, имеющие непосредственное отношение к охране окружающей среды:
- управление земельных ресурсов;
- управление природопользования;
- управление по охране окружающей среды и экологии.
Основными задачами Министерства в сфере охраны окружающей среды и экологии являются:
- проведение единой государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая фонд недр и водные объекты, а также в сфере управления и распоряжения областным имуществом, в том числе земельными ресурсами;
- участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Оренбургской области;
- участие в установленном порядке в процессе разграничения государственной собственности на землю;
- разработка и реализация государственных программ, связанных с охраной окружающей среды и природных ресурсов, регулированием имущественных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками;
- реализация федеральной земельной политики на территории Оренбургской области и создание условий для эффективного землепользования, в том числе подготовка документов на финансирование программных мероприятий из федерального и областного бюджетов, отчетов по их исполнению;
______________________________
- осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере земельно-имущественных отношений;
- методическое и нормативно-правовое обеспечение, в том числе подготовка проектов законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере управления и распоряжения природными ресурсами, включая фонд недр и водные объекты, областным имуществом, включая земельные участки, а также в сфере охраны окружающей среды и экологии;
- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Оренбургской области и иных органов и природопользователей в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов;
- осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области;
- разработка нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
- ведение в установленном законодательством порядке учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется Оренбургской областью;
- контроль в установленном федеральным законодательством порядке за осуществлением платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории;
- ведение Красной книги Оренбургской области (животные и растения), ведение государственного кадастра особо охраняемых территорий областного значения, ведение паспортов особо охраняемых территорий областного значения и выдача охранных обязательств на них;
- участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории области;
- обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации и населения экологической информацией;
- организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Оренбургской области. 1
Подведомственной Министерству организацией является ГУ «Госинспекция по охране окружающей среды Оренбургской области». В соответствии с Уставом ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области»:
- обеспечивает в пределах своей компетенции организацию и ведение государственного экологического контроля в сфере природопользования и экологической безопасности, осуществляет региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, в том числе государственного контроля за: охраной атмосферного воздуха, использованием и охраной земель, соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами, охраной объектов животного мира и среды их обитания, соблюдением режима особо охраняемых природных территорий Оренбургской области, охраной водных ресурсов, охраной лесов и иной растительности, использованием и охраной водных объектов, соблюдением экологических требований, предъявляемых к качеству моторного топлива;
- контролирует соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями, учреждениями требований природоохранного законодательства, требований законодательства за использованием и охраной водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю;
- обращается в суд с требованием ограничения, приостановления, запрещения хозяйственной или иной деятельности, не отвечающей требованиям природоохранного законодательства, применяет все меры административного и иного воздействия к нарушителям природоохранного законодательства;
- участвует в реализации экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- контролирует в установленном федеральным законодательством порядке осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам
______________________________
хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- готовит предложения об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
- осуществляет обработку, анализ экологической информации и ведение банков данных о состоянии окружающей среды на территории области;
- обеспечивает органы государственной власти, органы местного самоуправления и население экологической информацией;
- согласовывает выбор земельных участков для размещения промышленных и иных объектов, участвует в комиссиях по приемке законченных строительных объектов;
- предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществляет нормирование в области охраны атмосферного воздуха в части выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- осуществляет нормирование в области обращения с отходами в части установления лимитов на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду;
- организует и проводит в соответствии с действующим законодательством государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами субъектов Российской Федерации;
- информирует население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.
Ещё одной подведомственной Министерству организацией является ГУ «Биологический заказник областного значения «Светлинский». Светлинский биологический заказник областного значения выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях, а так же редких и исчезающих видов диких животных.
К основным Федеральным органам системы наблюдения фонового состояния природной среды относится Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ФГУ Оренбургский ЦГМС). Однако существующая в Росгидромете система наблюдений за загрязнением не обладает оперативностью, малопригодна для принятия эффективных управленческих решений. Федеральная сеть мониторинга загрязнений не обеспечивает нужд области, поэтому по региональному заказу выполняются дополнительные объемы наблюдений за счет средств областного бюджета. В сфере охраны окружающей среды задействованы и другие федеральные ведомства: органы Росприроднадзора по Оренбургской области, Россельхознадзора по Оренбургской области, ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями) МЧС России по Оренбургской области, Роспотребнадзора по Оренбургской области, Ростехнадзора по Оренбургской области с которыми в достаточной степени эффективно взаимодействует администрация области.
Информация о работе Приоритеты экологической политики России