Приоритеты экологической политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Содержание

Введение

Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5

1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5

1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6

1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11

Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14

2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14

2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17

Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19

3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19

3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23

3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………………..32

Список используемых источников и литературы………………………………………36

Приложение……………………………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ чистовик.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

    Контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов области осуществляет Государственная инспекция рыбоохраны по Оренбургской области, которая действует достаточно автономно от органов власти области и зачастую без учета интересов населения.

    Управление  по охране, контролю и регулированию  использования охотничьих животных Оренбургской области, также являясь федеральной структурой, в значительно большей степени ориентировано на рациональную эксплуатацию биоресурсов области.

    Важным  органом обеспечения природоохранной  деятельности администрации области  является координационный экологический совет. Не обладая исполнительными и распорядительными функциями, являясь консультативным органом, совет рассматривает все значительные природоохранные вопросы: нормо- и законотворчество, экологические планы, программы, мероприятия и их реализацию, планы научно-исследовательских работ, предложения государственных и других организаций по проблемам охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

    Существенным  недостатком системы управления охраной окружающей среды, снижающим эффективность природоохранной работы, является нечёткое распределение основных функций и полномочий между органами власти Оренбургской области.

 

    3.2 Целевые экологические  программы и их  финансирование.

Оренбургская  область по объему производимой промышленной продукции занимает 6 место в Приволжском федеральном округе после Республик Татарстан (17%), Башкортостан (16%), Самарской, Пермской и Нижегородской областей и составляет 6,9% промышленной продукции округа.

          В процессе производства природные ресурсы в Оренбургской области используются не одинаково и не пропорционально объемам производимой продукции относительно других территорий Приволжского округа. 1

    В конце 90-х годов был разработан и осуществлялся целый ряд  федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки в регионе. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.

    Интенсивное промышленное производство постоянное обостряет экологическую обстановку в Оренбургской области. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий охраны окружающей среды.

    На  решение указанных проблем направлены так называемые областные целевые программы по экологии. Одной из самых актуальных на сегодняшний день программ является «Оздоровление экологической обстановки в Оренбургской области в 2005–2010 годах».

    Рассмотрим  механизм финансирования и реализации областных целевых программ на её примере. Государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнители программы является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

    Финансирование  данной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета, с привлечением средств местных бюджетов и  внебюджетных источников на договорной основе или по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и организациями (Приложение 5).

    Ежегодное финансирование программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных  областным бюджетом на соответствующий  год, в том числе в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы.

    Расходы на выполнение межмуниципальных мероприятий программы, источниками финансирования которых являются средства областного бюджета, включаются в проект областного бюджета на очередной финансовый год при условии подтверждения софинансирования этих мероприятий за счет средств местных бюджетов.

_____________________________________________________________________________

  1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году» М., МПР РФ, 2009; Регионы России 2009. М.: Росстат, 2009 г.
 

    При этом министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений выступает в роли распорядителя средств областного бюджета. Функции заказчика межмуниципальных мероприятий передаются главам муниципальных образований. Заказчик размещает на сайтах Интернета информацию о программных мероприятиях, проводит конкурс и заключает государственные контракты с подрядчиком. Важной задачей проведения открытых конкурсов является привлечение средств частных инвесторов для проведения работ по отдельным объектам и проектам программы.

    Администрация муниципальных образований ежеквартально  представляет министерству отчеты о  выполнении программных мероприятий  с указанием выполненных работ  и освоением средств областного и местного бюджетов.

    Реализация  прочих мероприятий, финансируемых  из областного бюджета, осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в соответствии с действующим законодательством.

    Оплата  работ, предусмотренных программой, осуществляется в соответствии с  заключёнными договорами, утверждёнными сметами и актами сдачи-приёмки выполненных работ в пределах средств, выделяемых на эти цели из областного и местного бюджетов.

    Реализация  мероприятий, финансируемых за счет внебюджетных средств (собственных  средств предприятий) осуществляется непосредственно  предприятиями. Между министерством и предприятием заключается Соглашение о взаимодействии по реализации природоохранных мероприятий.  Информация о выполнении программных мероприятий предоставляется в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений ежеквартально с указанием освоения средств.

    Организация управления и контроль за исполнением  программы осуществляется министерством  природных ресурсов, экологии и имущественных  отношений  Оренбургской  области  в соответствии с действующим законодательством.

    Заказчик  координирует работу организаций, участвующих  в выполнении мероприятий программы.

    В сроки, установленные для  представления  отчёта об исполнении бюджета, заказчик представляет в соответствующие  финансовые органы отчёты об использовании бюджетных средств.

 
 
 

    3.3 Реализация приоритетных  направлений региональной  экологической политики  посредствам областных  целевых программ

          Основной целью  региональной экологической политики является оздоровление экологической  обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области.

    Осуществление этой политики происходит по средствам реализации областных целевых программ.

    Одной из актуальных на сегодняшний день программ является программа «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области на 2005-2010 годы», утвержденная законом Оренбургской области от 01.09.2005 г № 2526/466-III-ОЗ.

    Основой достижения цели программы заявлено решение природоохранных задач и выполнение мероприятий, имеющих целевой природоохранный характер на промышленных объектах области.

    Основными задачами Программы являются:

    - долевое участие в строительстве  и реконструкции муниципальных  очистных сооружений и других  природоохранных объектов;

    - внедрение новых технологий, строительство сооружений по очистке выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, промышленных сточных вод, очистка и рекультивация загрязненных земель;

    - участие в создании и совершенствовании  автоматизированных систем мониторинга, приобретении программ для управления окружающей природной средой;

    - развитие экологического образования  и воспитания, пропаганда экологических знаний, проведение мероприятий экологической направленности и издательская деятельность;

    - приобретение оборудования для областных природоохранных учреждений и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга.

    Программные мероприятия направлены на решение  поставленных задач и включают в  себя следующие разделы:

    - природоохранные мероприятия промышленных  организаций (в раздел включены мероприятия по крупным организациям металлургического, топливно-энергетического, машиностроительного, комплексов, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф, а также проведение рекультивации земель и возвращение их в сельскохозяйственный оборот) (Приложение 1);

    - межмуниципальные природоохранные  мероприятия (в раздел включены  межмуниципальные мероприятия по  объектам, оказывающим влияние на  территории двух и более муниципальных образований, а также строительство объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов) (Приложение 2);

    - мероприятия по контролю за  состоянием природной среды (в  раздел включены мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения, приобретение оборудования областными природоохранными учреждениями и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга) (Приложение 3);

    - научно-исследовательские работы (в раздел включены научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды по оценке воздействия на окружающую среду и здоровье населения, созданию экологически чистых технологий, других работ, ориентированных на решение экологических проблем) (Приложение 4).

    Важнейшими  целевыми индикаторами данной программы являются:

    - выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (тыс. т /год);

    - сброс очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (млн. м3/год);

    - объем оборотной и повторно-используемой воды (млн. м3/год).

    В настоящее время программа действует  в редакции от 15.10.2007 г. (закон Оренбургской области от 15.10.2007 г. №1614-III-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об областной программе «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области 2005-2010 годах»).

    Однако  в 2009 г. софинансирование реализации программных мероприятий из местных бюджетов также не осуществлялось. В связи с этим выполнение 17 программных мероприятий было сорвано. Прекратились работы по  реконструкции и строительству сооружений по очистке канализационных сточных вод в г. Бузулуке, с. Плешанове, пос. Нежинка Оренбургского района. Не профинансированы 7 научно-исследовательских работ, действие ранее заключенных договоров на выполнение данных работ было приостановлено. Не проводились мероприятия по экологическому воспитанию, не обновлялась материально-техническая база.

    За  счет собственных средств предприятий  в рамках программы в 2009 г. планировалось выполнить 24 мероприятия, а выполнено 18. Следует  отметить, что более 97%  от суммы финансирования приходится на предприятия нефтедобывающей промышленности – ОАО «Оренбургнефть» и «Бугурусланнефть». Основными направлениями работы предприятий  в области охраны окружающей среды являются сбор, переработка и утилизация попутного нефтяного газа, утилизация нефтешламов, рекультивация земель и перевод их в разряд сельхозугодий.

    Продолжением  данной целевой программой станет программа  «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области на 2011-2015 годы». В программе запланирована реализация следующих мероприятий:

    - межмуниципальные мероприятия: по  очистке сточных вод (реконструкция очистных сооружений канализации в городах и посёлках области), по снижению выбросов вредных веществ (вынос асфальтобетонного завода МУП «Дорожник» из жилой зоны пос. Строителей г. Орска), по восстановлению памятника природы (реконструкция памятника природы областного значения «Дендросад»  в Бузулукском);

    - экологический мониторинг: оценка  привнесения загрязняющих веществ с водотоками от соседних субъектов РФ (проведение регулярных наблюдений за состоянием поверхностных  вод Оренбургской области на границе с соседними субъектами РФ), обеспечение экологической информацией население области через СМИ и Интернет (развитие сети автоматизированных постов контроля загрязнения атмосферы в городах Оренбургской области), повышение качества управления в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (техническое обеспечение системы экологического мониторинга  Оренбургской области);

Информация о работе Приоритеты экологической политики России