Природа и Классификация функций менеджмента, их содержание.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы раскрыть подробно функции менеджмента, которые нам представляет Файоль в его школе управления, расскажем о том как строилась его школа. Файоль как “отец” менеджмента.

Раскроем то, что функции управления неотъемлемая часть любого управления на предприятии.

Так же покажем как применяются эти функции на предприятии, если быть точным то , на гостиничном.

Главным объектом работы считается управление гостиничным/ ресторанным, не относящиеся к этим 2ум видам предприятий, простые предприятия, на которых используется эти самые важные функции управления.

Содержание

Введение..................................................................................................стр. 2

1. Классификация функций менеджмента с позиций классической школы управления..............................................................................................стр. 3

2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления………………………………………………………………стр. 15

3. Характеристика общих, частных и вспомогательных функций управления на примере предприятий гостиничного/ресторанного хозяйства……………………………………………………………………………………………….стр. 25

Заключение ..........................................................................................стр. 31

Список литературы............................................................................…стр.32

Вложенные файлы: 3 файла

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

* точное  определение функций;

* согласование  усилий для выполнения намеченной  работы;

* ясное,  отчетливое и точное формулирование  реше-ний;

* поощрение  ответственности и инициативы;

* справедливое  вознаграждение за труд;

* предупреждение  ошибок и недоразумений;

* обязательное соблюдение дисциплины;

* подчинение  личных интересов интересам предпри-ятия;

* единство  распорядительства;

* всеобщий  контроль;

* борьба  со злоупотреблениями в регламентации,  с бюрократическим формализмом,  бумажной волокитой и т.д.

     Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

     Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

     Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

     По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

* знать  в совершенстве подчиненных ему  работников;

* увольнять  неспособных работников;

* хорошо  знать условия, связывающие предприятие  и служащих;

* подавать  положительный пример;

* производить  периодическое инспектирование  социального организма предприятия;

* проводить  совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

* стремиться  к тому, чтобы среди персонала  предприятия господствовали активность  и преданность;

* не  уделять мелочам много внимания  в ущерб решению важнейших  вопросов.

     Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональ-ных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку -- связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем -- с другой.

     Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. 

     Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

     Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами:

1. С  распорядительством непосредственно  связано формирование персонала  предприятия и аппарата его  управления.

2. Тождественность  принципов управления и принципов  распорядительства. Управление и  распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923г. Файоль дал определение понятию  «управление».

     Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть -- учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать -- строить двойной матери-альный и социальный организм предприятия; распоряжаться -- заставлять персонал надлежаще работать; координировать -- связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать -- заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

     Файоль выделял еще шестую -- административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

     Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

     Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.

     Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1. Разделение  труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

     Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделе-ние труда эффективно до определенных размеров, при дос-тижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2. Полномочия  и ответственность. Полномочия -- это право распоряжаться ресурсами  предприятия (организации), а также  право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

     Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

     В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение  выполнения соглашений, заключенных  между предприятием и его работниками,  в том числе и повиновение.  В случае нарушения дисциплины  к работникам могут применяться  санкции.

     Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4. Единоначалие (единство распорядительства). Работник  должен получать распоряжения  и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

     Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5. Единство  направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной  цели, должна иметь план и одного  руководителя. При наличии нескольких  групп для координации их деятельности  необходим единый план, утвержденный  вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6. Подчиненность  личных (индивидуальных) интересов  -- общим. Интересы одного работника  или группы работников должны  быть направлены на выполнение  интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интере-сах -- задачей руководителя является их примирение.

7. Вознаграждение  персонала, т. е. цена т оказываемых  услуг. Работники должны получать  справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8. Централизация.  На предприятии должно быть  достигнуто определенное соответствие  между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров  и конкретных условий деятельности.

     Небольшие предприятия имеют высокую степень централизации, а крупные -- меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9. Склярная  цепь (иерархия). Склярная цепь -- это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

     Рациональная структура управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10. Порядок.  Файоль подразделял порядок на  «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место -- для всего и все на своем месте».

11. Справедливость. Справедливость -- это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фир-ме и старается трудиться с полной отдачей.

12. Стабильность  рабочего места дня персонала.  Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладе-ния требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13. Инициатива. Проявление предприимчивости и  инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14. Корпоративный  дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия.  Файоль указывал на недопустимость  использования в управлении Принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях. 

     Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленче-ского процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть оконча-тельно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике -- это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше призна-ков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

     Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии -- администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

     Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Приложения.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Природа и Классификация функций менеджмента, их содержание.