Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:36, курсовая работа
Менеджмент воспринимают как научную область, так и как систему управления, куда входят работники высшей ступени (директор, президент и т.д.). Если рассматривать менеджмент как систему управления, то неделимо от него изучают модели управления.
Управленческая деятельность – один из особых факторов работы и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно улучшается в соответствии с разумными требованиями производства и реализации продукции, затруднением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Современное управление – это совокупность факторов, которые зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Знание истории управления очень важно для формирования профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические принципы зарубежных моделей менеджмента …………6
1.1.Особенности зарубежных моделей менеджмента…………………......7
1.2.Обоснование выбора анализируемых моделей …………………….....14
1.3. Особенность Российской модели менеджмента…………………………………………………………………..20
2. . Исследование проблем менеджмента в России на примере управления ОАО «Букет Чувашии»……………………………………………………….27
2.1 Общая характеристика ОАО «Букет Чувашии»……………………....27
2.2 Анализ возможностей использования принципов зарубежных моделей менеджмента в деятельности ОАО «Букет Чувашии»……………………...34
Заключение…………………………………………………………………… 41
Список литературы………………………………………………………… ...43
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические принципы зарубежных моделей менеджмента …………6
1.1.Особенности зарубежных моделей менеджмента…………………......7
1.2.Обоснование выбора анализируемых моделей …………………….....14
1.3. Особенность Российской
модели менеджмента…………………………………………………
2. . Исследование проблем менеджмента
в России на примере управления ОАО «Букет
Чувашии»……………………………………………………….
2.1 Общая характеристика ОАО «Букет Чувашии»……………………....27
2.2 Анализ возможностей использования принципов зарубежных моделей менеджмента в деятельности ОАО «Букет Чувашии»……………………...34
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент воспринимают как научную область, так и как систему управления, куда входят работники высшей ступени (директор, президент и т.д.). Если рассматривать менеджмент как систему управления, то неделимо от него изучают модели управления.
Управленческая деятельность – один из особых факторов работы и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно улучшается в соответствии с разумными требованиями производства и реализации продукции, затруднением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Современное управление – это совокупность факторов, которые зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Знание истории управления очень важно для формирования профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту свойственны как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
В этой связи особый интерес представляет сравнение зарубежных моделей менеджмента.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась сама по себе, игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране правила административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую спорный и даже полезный для изучения тем, кто шагнул в колею менеджмента.
В США доля менеджеров различных звеньев в общей численности занятых составляет приблизительно 35%, а в некоторых фирмах она достигает 75-85%. Такой высокий процент менеджеров объясняется изменением структуры производственного процесса в последние десятилетия. Всё больший приоритет имеет умственный труд.
Создание собственного макета менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не безрассудного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель исследования: изучить возможности использования зарубежных моделей менеджмента и возможность их применения в российской практике.
Задачи исследования:
Актуальность исследования:
Предмет исследования: особенности зарубежных моделей.
Объект исследования: практика применения зарубежных моделей менеджмента в российских фирмах.
1.Теоретические принципы зарубежных моделей менеджмента
Структура управления компанией(акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества.
Общей теории менеджмента, подходящей для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые создают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими особыми сторонами, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности менталитета и т.д.
При этом необходимо понимать, что нельзя использовать одну из моделей и применять ее в другой стране, другой организации. Процесс формирования определенной модели управления развивающийся: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны..
В наше время зарубежный менеджмент играет большую роль. Это связано с тем, что практика зарубежных моделей, а именно американской и японской модели, развивались в течении многих лет и являются наиболее результативными. В то время как другие страны, в том числе и Россия, используют теоретические аспекты моделей менеджмента и внедряют в своих организациях, пропуская сложные этапы становления, что играет значимую роль, т.к. этот опыт является не всегда удачным.
Американская модель менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она уникальна за счет наличия индивидуальных и постоянно растущим числом независимых акционеров, а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров. Фирма рассматривается как закрытая система.
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Основоположником науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор (1856–1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
В 20–30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. Модель «человеческие ресурсы» рассматривается, как стратегическая и ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда и способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять своих сотрудников.
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка;
2. Индустриальный способ организации производства;
3. Корпорация как основная форма предпринимательства
Корпорации имеют статус юридического лица, а их акционеры – право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении управления в реальном масштабе времени.
Проанализировав американскую модель управления, можно сделать следующие выводы:
1. Американские компании
в качестве основной
2. Для американской компании
в соответствии с выбранными
целями (ориентация на текущую
прибыльность) характерна преимущественная
ориентация на максимальную
3. Принципиально важным
моментом, определяющим подход к
практике управления, является то,
что традиционно американские
управляющие были
В этих выводах и заключаются основные особенности американского менеджмента.
Японская модель менеджмента. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американского захвата после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. Японская модель основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические кнопки воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.
Основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.