Проблема адаптации принципов зарубежного менеджмента в условиях России. Специфика российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент воспринимают как научную область, так и как систему управления, куда входят работники высшей ступени (директор, президент и т.д.). Если рассматривать менеджмент как систему управления, то неделимо от него изучают модели управления.
Управленческая деятельность – один из особых факторов работы и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно улучшается в соответствии с разумными требованиями производства и реализации продукции, затруднением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Современное управление – это совокупность факторов, которые зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Знание истории управления очень важно для формирования профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические принципы зарубежных моделей менеджмента …………6
1.1.Особенности зарубежных моделей менеджмента…………………......7
1.2.Обоснование выбора анализируемых моделей …………………….....14
1.3. Особенность Российской модели менеджмента…………………………………………………………………..20
2. . Исследование проблем менеджмента в России на примере управления ОАО «Букет Чувашии»……………………………………………………….27
2.1 Общая характеристика ОАО «Букет Чувашии»……………………....27
2.2 Анализ возможностей использования принципов зарубежных моделей менеджмента в деятельности ОАО «Букет Чувашии»……………………...34
Заключение…………………………………………………………………… 41
Список литературы………………………………………………………… ...43

Вложенные файлы: 1 файл

Российская Открытая Академия Транспорта.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Контроль над качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими.

Заслуживает внимания процесс управления финансами. Фирмы более активно используют собственный, а не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.

Представляет интерес система приема на работу и продвижения по службе. Среди выпускников средних и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с испытательным сроком. Полный курс подготовки (1 год) проводится в одном из подразделений фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника. Тот кто доказал способность работать, принимается на постоянную работу.

Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 – 7 лет при высоких ежегодных показателях труда сотрудник может стать менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом. При достижении 55 – 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.

Особое внимание уделяется систематической подготовке и переподготовке кадров, воспитанию преданных фирме работников. Каждый работник изучает несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний, причем во внерабочее время. Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3 – 4 года) перевода работника на другую должность в другое подразделение фирмы (с учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.

Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.

Японский менеджмент принимает профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом.

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Обоснование  выбора анализируемых моделей

 

        Для того чтобы внедрить в организацию критерии любой из моделей менеджмента, необходимо рассмотреть каждый из этих критериев. Это связано с тем, что их внедрение может сказаться как позитивно, так и негативно.

Исследуя модели менеджмента, я выделила критерии, по которым провела сравнительную характеристику моделей менеджмента и провела сравнительную характеристику принципов управления (Приложение №1).

Первый и очень важный критерий – наем работников. Наем работников происходит в короткое время и на не небольшой срок, в короткое время на длительный срок. Наем может представлять из себя целый процесс: обучение, экзамен, стажировка, экзамен и как заключение наем. Как следствие наем работников происходит в длительный срок на короткое время, в длительный срок на долгое время. В японской практике зарегистрирован пожизненный наем, в то время как Америка практикует наем в относительно короткое время.

Второй критерий – принятие решений. В американской модели принятие решений индивидуальное, а в японской модели коллективное. Такое различие в принятии решений связано с тем, что Япония ориентирована на сплоченность («каждый работник-член семьи»), поэтому каждый сотрудник в праве высказать свое мнение и только после этого принимается коллективное решение. Американские решения направлены на неповторимость, уникальность, поэтому их решения индивидуальны.

Третий критерий – ответственность. Многие ученые говорят об ответственности как о зеркальной проекции принятия решения. На самом деле так и есть – индивидуальность в Америке и коллективность в Японии

Четвертый критерий – кадровая политика.

Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.

Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.

В американских фирмах при приеме на работу кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом и ее организационной культурой.

В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал.

Японские фирмы в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность работать в коллективе, понимание значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных задач, писать грамотные записки и умение чертить графики.

В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка). Оценка работы каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работником и его начальником и подписываются обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а в случае необходимости предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.

Пятый критерий – оплата и стимулирование труда

В США система оплаты труда предусматривает следующее:

  • рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;
  • минимальная оплата труда (как и почасовые ставки) регулируется законом;
  • при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
  • абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности;
  • повышение заработка обычно производится ежегодно для всех работников, чья работа оценивается положительно. Аттестация работников проводится ежегодно. Оценку работы делает руководитель на основе сведений, представляемых непосредственным начальником;
  • премии выплачиваются обычно только высшему руководству фирмы. Поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения.

В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.

Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается.

Основные виды дополнительной оплаты труда в США:

– премии управленческому персоналу;

– компенсационные выплаты при выходе в отставку;

– специальные премии менеджерам вне зависимости от их успехов;

– при неизменной величине базового оклада премии, зависящие от величины прибыли;

– доплаты за повышение квалификации и стаж работы;

– оплата без почасовых ставок;

– продажа работникам акций компаний и др.

Успех руководителя обычно оценивается с точки зрения финансовых результатов, а не результатов производственной деятельности.

Считается, что высший управленческий персонал в США имеет значительно более высокие доходы, чем в других странах, по отношению к работникам. Если соотношение между заработной платой президента и неквалифицированного рабочего в США составляет 20:1 (в автомобильной промышленности 36:1), то в Японии – 8:1.

Крупные американские фирмы, перешедшие на гибкую систему оплаты, иногда используют одновременно обе системы: на уровне фирмы или производственного отделения – систему участия в прибылях; на уровне заводов, отделов – систему распределения доходов.

Практика показывает, что использование гибких систем позволяет значительно повысить уровень оплаты труда при одновременном увеличении производительности труда и прибыльности производства. Это новый подход к формированию системы оплаты труда. Он включает также элементы морального стимулирования работников, в частности, за рационализаторскую деятельность, новые положения о разделении ответственности, стабильности состава работников фирмы и текучести кадров и др. Эти новые тенденции приближают американский стиль управления с японским.

Шестой критерий – подготовка и переподготовка кадров менеджеров в США и Японии.

Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три – четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа – за счет личного.

Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор и подготовка работника не по одной, а по крайней мере по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

Седьмой критерий – контроль и оценка результативности действий работников.

По-разному в американских и японских фирмах осуществляются контроль и оценка результативности действий работников. Так, западная школа управления предусматривает четкие критерии оценки, которые в большинстве случаев можно выразить количественно: перед каждым работником ставятся четкие цели, которые необходимо достигнуть к концу определенного периода.

В японской фирме цели чаще всего формулируются в самом общем виде и отражают главным образом стратегию компании на данном временном отрезке. Работа же сотрудников оценивается не за короткие, а за более длительные временные промежутки и, как правило, не на индивидуальной, а на групповой основе.

В американских фирмах управляющий имеет больше полномочий организовать процесс управления, таким образом, как считает нужным. Он может по своему усмотрению концентрировать на себе или делегировать в рамках своей компетенции право принятия управленческих решений, так как он несет личную ответственность за достижение целей, поставленных перед его подразделением.

В Японии в условиях групповой ответственности за результаты управленческой деятельности управляющий не может по своему усмотрению манипулировать процессом делегирования полномочий, а вынужден постоянно согласовывать действия и решения с членами группы, в которую входят все заинтересованные лица. Отсюда основной задачей управляющего-японца является не сосредоточение в своих руках информации и ответственности, а наоборот, распределение этой ответственности между членами группы и стимулирование творческой отдачи каждого через создание соответствующей обстановки, обеспечивающей максимальную групповую отдачу.

Рассмотрев критерии, делаю вывод, что японская модель более преуспевающая. Целостный подход к работникам, коллективное принятие решений и ответственность выводят компании на новый уровень. Но как бы ни так, во всем есть свои плюсы и минусы.

Некоторые японские компании, такие, как Honda, уже предприняли пробные шаги по изменению оплаты труда и столкнулись с массой проблем. Это создает для западных фирм возможность иметь меньше, чем у японских фирм, издержек (вследствие меньших накладных расходов). Остается только ликвидировать отставание в сфере производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенность Российской модели менеджмента

 

В новомодных пособиях по менеджменту рассматривается тезис о необходимости постановки в наших компаниях так называемого «регулярного менеджмента», который примет научную форму, а не передовые технологии менеджмента. Такой подход рекомендуют и западные консультанты, предоставляющие нашим менеджерам знания и теории, уже давно похороненные за рубежом. Это происходит так, а не иначе, потому что им не выгодно учить нас, как преуспеть в конкуренции. Данная позиция находит поддержку и признание у патриотов, всюду толкующих о нашей самобытности, культурно-исторической исключительности, благодаря которым зарубежные технологии управления у нас не работают. Скорее всего, дело в том, что не те технологии управления были позаимствованы.

Информация о работе Проблема адаптации принципов зарубежного менеджмента в условиях России. Специфика российских предприятий